Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7679) 23 апреля- 6 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаНогой по времениБалет "Захарова - Суперигра" в Большом театре Майя КРЫЛОВА
Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова провела творческий вечер. Мероприятие рядовым не назовешь, хотя проекты такого рода периодически происходят. Но бенефис балерины, которую ГАБТ позиционирует как "лицо Большого театра", имел особые черты. Нет, конечно, был (во втором отделении) традиционный сборный концерт, в котором активно плясала героиня торжества, а также ее коллеги по театру и приглашенные артисты. Захарова тщательно готовит выступления, и в дуэте из балета "Тристан" балерина так же выкладывалась, как и в сольном номере "Revelation". Но главным событием бенефиса стал не дивертисмент. В тот вечер давали мировую премьеру балета "Захарова - Суперигра", поставленного хореографом Франческо Вентрильей на музыку Эмильяно Пальмьери. Это эксклюзив бенефициантки. Не каждый день в театрах появляется балет, который назван именем балерины, его танцующей. Не каждая прима может заказать спектакль зарубежному постановщику. И не каждый артист, даже самый именитый и талантливый, получает в распоряжение постановку, где прославляется его талант. Франческо Вентрилья работает танцовщиком в Театре Ла Скала и параллельно сочиняет балеты. Захарова, "постоянно приглашенная гостья" миланского театра, сначала включила в концертный репертуар поставленный Вентрильей номер "Blaсk" (хореограф любезно переделал его с учетом индивидуальности новой исполнительницы), а потом заказала целый балет, в котором классической балерине можно было бы убить двух зайцев - показать традиционные умения и попробовать себя в иной системе пластических координат. Современность - так уж без берегов, решил Вентрилья и соорудил спектакль "Захарова - Суперигра", в котором балерина погружена в компьютерную игру. Цель ее неслабая: достижение творческого бессмертия (время в балете убивают, "чтобы самой остаться навсегда"). Для этого надо пройти уровни фантастического маршрута, где главное дело - "стрелялки" и "догонялки", а по дороге сокрушить соперников, включая бога времени Хроноса. Соперников в серебристо-космических "скафандрах" исполняют ведущие солисты балета ГАБТа. Безличные мускулистые персонажи с повадками из японских анимэ действуют на фоне "спецэффектов" (заставок с указанием уровней игры) и в лучах зловещего света. Героиня "Суперигры" по имени Светлана бегает по сцене в эротически выразительных одеждах а-ля "звездные войны" и с задорной косичкой на голове. Она чрезвычайно активна в борьбе за ценный приз: пластически "рвет жилы", вьется ужом и с силой распрямляется, подобно пружине, чтобы выбросить красивую ногу за ухо и вдарить ею по сопротивляющемуся времени. А когда рукопашная не помогает, в ход идет "лазерный" автомат из папье-маше, которым Светлана грозит врагам. К боевым приемам добавлены классические па, позволяющие во всех ракурсах показать профессиональные достоинства балерины, и "фирменные" вставки Вентрильи: нервные передергивания плеч и дискретные рывки тела. Но напрасно герои спектакля в буквальном смысле расталкивают друг друга локтями. Напрасно швыряют Светлану из поддержки в поддержку, волочат по полу и попирают ногами: женщина всех одолеет и проберется на последний игровой уровень - планету F9678 (название составлено из первой буквы имени Вентрильи и дат его рождения). Там победительнице останется сменить гнев на милость и тем окончательно прижать Хроноса: тигрица стала кошечкой, и бог дрогнул. Разморенному ласками властелину времени хладнокровно "перерезают" горло. Захаровой от природы дано многое. Ее тело английская газета "The Telegraph" описывает как сокровище, которое "бывает только у одной из десяти миллионов балерин - длинное, сильное, выразительное, изысканно точное и необыкновенно гибкое". Манеру Захаровой на сцене та же газета характеризует как постоянное божественное спокойствие. В этом смысле понятно, почему эксцентрично-экспансивный стиль итальянца полюбился приме: ей хочется преодолеть "сухость предела", подразумеваемую совершенством, и выбраться туда, где гремит эмоциональный гром и сверкают молнии. И того, и другого в опусе итальянца предостаточно. Задумывая балет, хореограф намеревался играть одновременно и в созидание, и в разрушение: он поднимает на щит Захарову как икону классического балета и тут же занимается "иконоборчеством" - в том смысле, что дает ей танец, отсылающий к футуристическому хай-теку. Только хай-тек Вентрильи с его тяжеловесной серьезностью и смысловыми банальностями работает слабо. Ну в самом деле, есть же балеты Уильяма Форсайта, есть хореография Эдуарда Лока, после которых проект итальянца кажется детской игрушкой. У постановщика получилась странная вещь - бурная внешне, инфантильная по сути. И становится как-то неловко: прибавить бы к проекту щепотку юмора или толику иронии, что ли... Зато с подачи хореографа Светлана Захарова оказалась на гребне прогресса. Ведь что такое "Суперигра" в свете гендерных тенденций? Слабая женщина расшвыривает пятерых сильных парней как котят, расправляется со временем в мужском облике и становится лидером. Западные феминистки будут в восторге. Надо срочно везти этот балет на гастроли в Америку. Также в рубрике:
|