Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7679) 23 апреля- 6 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрТак же, как всеО господдержке и личной инициативе Борис ПОЮРОВСКИЙ В конце 50-х годов прошлого века появление в нашей стране нового театра по инициативе снизу рассматривалось как настоящее ЧП. Впрочем, все, что, так или иначе, возникало по инициативе снизу, попадало под подозрение бдительного начальства: подумаешь, какие смелые! Что, собственно, им надо? К чему это противопоставление себя остальным: мы, мол, не такие, как все. Из множества коллективов, возникших в ту пору, которую позже с легкой руки Ильи Эренбурга назовут "оттепелью", практически выжил лишь Театр "Современник". А ведь движение это затронуло не только столицу. Чем же тогда объясняется успех начинания Олега Ефремова и его товарищей? Если все свести исключительно к ветру перемен в общественной жизни, связанных с решениями XX съезда КПСС, то непонятно, почему же этот ветер не распространился на всех остальных, кто также позиционировал свои соображения, однако, к сожалению, не добился признания. На мой взгляд, дело вовсе не ограничивалось выбором пьесы Виктора Розова "Вечно живые", но прежде всего связано с личностью самого Олега Ефремова, в котором поразительно сочетались качества, казалось бы, несовместимые. Например, невероятная напористость, граничащая с одержимостью - со способностью своевременно отступить, сделать шаг назад, как это случилось с пьесой Александра Галича "Матросская тишина", что репетировалась параллельно с "Вечно живыми". В наши дни, когда как будто бы на путях объединения людей в любые сообщества сняты все преграды, когда никто не может точно ответить, сколько в Москве сейчас театров и в скольких вузах можно получить диплом актера или режиссера, когда достаточно просто, имея благодаря кинематографу или телевидению известность, добиться открытия театра "имени мене" или, в крайнем случае, "под моим руководством", существуют по-настоящему талантливые коллективы, годами безуспешно добивающиеся официального признания. Не имея ни помещения, ни средств для изготовления костюмов и декораций, не получая никакого материального вознаграждения, исключительно из любви к искусству, опытные, известные и совсем молодые, начинающие актеры и режиссеры объединяются, репетируют и играют интересные спектакли в самых разных, порою вовсе не приспособленных для этих целей зданиях, лишь бы с них не драли три шкуры те, кому доверено этими зданиями распоряжаться. Как правило, билеты здесь стоят недорого и продаются исключительно с единственной целью, чтобы хоть как-то оправдать фактические расходы, связанные с арендой зала и техническим обслуживанием. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на несколько известных мне примеров, которыми, уверен, не исчерпывается заявленная проблема. В районе метро "Площадь Ильича", в подвале одного из обыкновенных жилых домов, играется ряд интересных спектаклей, поставленных Виктором Гульченко по пьесам А.П.Чехова, - "Вишневый сад", "Дядя Ваня", "Три сестры". Их представляет Театр "Международная чеховская лаборатория", у которого, кроме тонких, глубоких, талантливых работ, нет никаких других достоинств. Из бесед с актерами я понял, что их заставляет собираться здесь исключительно жажда творчества, неудовлетворенность собственным положением или общей ситуацией в театрах, где они служат постоянно и получают зарплату. Небольшой зал с трудом вмещает всех желающих. Сюда съезжаются люди не только из ближайших домов, хотя рекламы у театра, естественно, нет никакой: в антракте и после завершения спектакля слышна немецкая, английская, французская, итальянская, японская речь. Можно лишь предположить, каким образом до этих зрителей доходят сведения о таких представлениях, - вероятно, "сарафаное радио" по-прежнему остается одним из самых мощных источников информации обо всех сторонах нашей жизни. Но спектакли Виктора Гульченко - далеко не единственный пример "всеобщей электрификации", когда, как известно, всем "до лампочки". Седьмой год в Москве успешно трудится "Старый театр", которым руководит молодой режиссер Карен Нерсисян. В репертуаре театра шесть спектаклей, никак не дублирующих столичную афишу: "Страшилки обыкновенные" и "Тесный мир" С.Носова, "Чайная церемония" А.Строганова, "Грумбли для четверых с развязкой..." В.Гавела, Э.Ионеско и С.Беккета, "В горах мое сердце..." У.Сарояна. Название театра, как мне показалось, точно определяет его эстетику, где центр тяжести возложен на актерские плечи, где уделяется особое внимание любым деталям, касается ли это костюмов, реквизита, шумов или взаимоотношений между героями. Спектакли "Старого театра" можно увидеть в Центральном доме актера имени А.А.Яблочкиной, в Театральном центре Владимира Высоцкого, на сценах разных московских театров. Я смотрел здесь "Страшилки обыкновенные" и "В горах мое сердце..." и готов засвидетельствовать: они были сыграны с таким мастерством, о котором можно лишь мечтать. Не это ли обстоятельство подталкивает талантливых актеров, занимающих завидное положение в известных столичных труппах, объединяться под нематериальными сводами "Старого театра", где они не получат ничего, кроме творческого удовлетворения? А сколько интересных спектаклей поставил и показал Аркадий Кац в "Театре "ДА", что обрел приют на Малой сцене ЦДА имени А.А. Яблочкиной, на Арбате, 35! Число подобных примеров можно продолжить, однако дело, в конце концов, не в количестве, но в качестве. А главное - в самой проблеме. С одной стороны, многие сходятся на том, что нельзя искусственно длить жизнь любого театра до бесконечности... Однако когда дело доходит до необходимости принятия конкретных непопулярных решений, никто не хочет брать на себя ответственность. Куда разумнее было бы, на мой взгляд, хотя бы в больших городах иметь свободную сцену, на которой на конкурсной основе, в честном соревновании, за нормальную арендную плату могли бы доказывать свое право на жизнь любые коллективы. И пусть они здравствуют до той поры, пока будет востребован талант их актеров и режиссеров, а не здание, что досталось им по наследству. Понимаю, какое неудовольствие может вызвать подобное предложение, особенно у тех, кто годами привык жить на ренту, которая на самом деле им не принадлежит. Также в рубрике:
|