Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7682) 21-27 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаТайны абсолютного легатоПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕЕвгения МИШИНА Скоро год, как ушел из жизни замечательный музыкант - пианист, педагог Алексей Скавронский. Уже на сороковины состоялся первый концерт памяти артиста, а в течение сезона вспоминали о нем не только в Москве, но и в разных регионах России, например, в Краснодаре, где по инициативе А.Скавронского был организован Международный фортепианный конкурс имени М.А.Балакирева. И вот в Рахманиновском зале Московской консерватории в честь Алексея Скавронского играл его коллега по РАМ имени Гнесиных Владимир Тропп. В.Тропп выбрал музыку Шопена и Рахманинова, композиторов, которых часто и с наслаждением играл и записывал Скавронский. Его безупречное ощущение нюансов романтического стиля, владение тайнами абсолютного легато в Шопене, благородство фразы, элегантная виртуозность останутся навсегда в памяти тех, кто хоть раз посетил концерты Алексея Григорьевича. Владимир Тропп, естественно, обладает своим видением и подходом к творчеству Шопена и Рахманинова. И думается, именно эта разность, та самая "своя интонация", которую (следуя совету Генриха Нейгауза) всегда искал Скавронский, прежде всего и ценна в исполнительском искусстве. Внешне программа могла показаться набором популярнейших сочинений этих двух композиторов, но, как показалась, у исполнителя при их отборе была определенная концепция, связанная с жанровыми параллелями. Ведь известно, насколько Рахманинов боготворил Шопена и в своем творчестве вел с ним интенсивный диалог. Так что идея сопоставить две Баркаролы - Шопена и Рахманинова, - или их же до-диез-минорные Прелюдии, такие разные, показалась весьма плодотворной. В конце каждого отделения пианист поставил крупные формы - Сонату № 2 Шопена и Вариации на тему Корелли Рахманинова. Эти сочинения сложны не только в техническом, но прежде всего в психологическом плане - ведь за ними тянется длинный шлейф великих интерпретаций, что невольно провоцирует на "изобретательство" и поиски оригинальности во что бы то ни стало. Слушать такие исполнения бывает невыразимо скучно: ведь артист пытается показать не музыку, а самого себя. К счастью, для Владимира Троппа на первом месте - авторское слово, он идет за музыкой, внимательно анализируя композиторское послание. При этом, когда слушаешь его игру, не покидает ощущение спонтанности происходящего, непосредственности и глубины переживаний, о которых повествует артист. И хотя умом понимаешь, что эти произведения наверняка играны им не один десяток раз, но все же кажется, что музыка рождается прямо "здесь и сейчас". Так прозвучала, к примеру, си-бемоль-минорная Соната Шопена со знаменитым Траурным маршем, где Тропп сумел передать то состояние невероятного внутреннего напряжения и затаенной скорби, пастернаковское "рождать рыданья, но не плакать" (строчки, написанные поэтом как раз об этой музыке). Редкая гармония рационального и субъективного, сочетание продуманности общей логики формы, точности и выверенности деталей с интуитивным постижением стиля - определяющая черта исполнительского почерка В.Троппа. И еще одно наблюдение: играя романтику, пианист не боится внести в нее живое дыхание сегодняшнего дня. Рояль у него звучит объемно, во всей полноте красочных ресурсов, и в этом ощущении актуальности музыки Шопена и Рахманинова оба музыканта - Скавронский и Тропп - очень близки. Также в рубрике:
|