Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 19 (7682) 21-27 мая 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Иван Грозный с филиппинской жестокостью

Каннский кинофестиваль: первые итоги

Светлана ХОХРЯКОВА
Канн


Кадр из фильма "Вверх!"

24 мая завершается 62-й Каннский кинофестиваль. Кризис, казалось бы, не сильно повлиял на его привычное течение, все идет четко и без сбоев, есть что посмотреть, фильмов пока еще много, и о финансовом кризисе они не напоминают. Кризис идей, увы, никто и похоже никогда не отменял. Проходят все привычные фестивальные мероприятия, но все чуть скромнее обычного. Никаких фейерверков и протяжных гудков с пришвартованных судов по случаю громких премьер. Вечеринок гораздо меньше, чем прежде. Фестиваль потуже затянул пояса. Вот и в российском павильоне, который работает тут всего лишь во второй раз и располагается в Международной деревне кинофестиваля, заняв представительство кинематографистов из Объединенных Арабских Эмиратов, не запланировано никаких торжественных обедов и роскошных приемов. Зато на огонек заглядывает страждущая хоть что-нибудь урвать праздная фестивальная публика. Бокал французского вина с орешками ей гарантирован, чего не скажешь про возможности, предоставляемые другими павильонами. По неофициальным данным на фестивале присутствует процентов на тридцать меньше гостей. Публики хоть и много, но нет былой безумной толчеи, не позволяющей даже спокойно перейти из одного кинозала в другой. Набережная Круазетт не удивляет на сей раз былыми своими причудами: никто забастовок и манифестаций не устраивает, чтобы за счет фестиваля разрешить социальные проблемы, никто не висит вниз головой и не поет в таком положении песен, никаких диковин, вроде распятого, как Иисус, человека в грузовике.

Кадр из фильма "Царь"

Зато на автобусных остановках кучи народа, желающего по вечерам доехать к месту своего проживания. В Канне жилье становится совсем уж не по карману. На более чем скромной двухзвездной гостинице красуется объявление о том, что стоимость одноместного номера на период фестиваля составляет 220 евро. Вот люди и снимают отели и квартиры в пригородах и соседних городках, добираясь оттуда на автобусах и поездах.

На фестивальном постере - изящная фигура женщины. Публика поначалу гадала, кто же там изображен: Скарлетт Йоханссон, Грейс Келли или кто-то еще. Наиболее внимательные и образованные узнали со спины Монику Витти в "Приключении" Антониони. В Канне всегда почитали и почитают классику, показывают картины, вошедшие в "золотой фонд" мирового кино. На этот раз устроили одно роскошное событие: Мартин Скорсезе представил отреставрированную версию фильма 1948 года "Красные туфельки" Майкла Пауэла. По случаю пригласили на фестиваль вдову режиссера, детей и внуков авторов картины. Вторую премьеру посетили Анг Ли и Тилда Суинтон. А сам фильм смотрится и сегодня великолепно, а уж русскому сердцу происходящее в фильме особенно близко, поскольку речь в нем - о труппе под руководством русского антрепренера (имя Дягилева всплывет в памяти не раз), а одну из ролей сыграл (и станцевал) несравненный Леонид Мясин. Интерес к этому событию был огромный, а самого Скорсезе, без участия и инициативы которого ничего бы и не было, встречали, как мессию, выкрикивая признания в нечеловеческой любви.

Открывал фестиваль анимационный полнометражный фильм "Вверх!" Питера Доктера, который уже с 28 мая - в российском прокате. Он разбивает в пух и прах постоянно высказываемые нашими режиссерами анимационного кино заявления о том, что блокбастер и анимация - вещи несовместные, что большой полнометражный мультфильм не может быть авторским и рукотворным в широком смысле слова по определению. Многих рассказанная в картине "Вверх!" история о пожилом и одиноком человеке, прожившем жизнь в мечтах о путешествиях, растрогала до слез. Только на исходе дней ему представилась возможность увидеть мир и стать счастливым, когда, казалось бы, он совсем никому не нужен и списан, как хлам.

На кинорынке Япония представляет свою версию "Чебурашки", благо права на это приобретены, и теперь любимый и не понятный науке российский зверь войдет в жизнь не только российских и японских детей (которые его полюбили еще в русской версии), но и по всему миру.

В фокусе внимания оказалась на сей раз Грузия. Ее павильон расположен практически по соседству с нашим, разделяет нас только кинопредставительство Словении. В отеле "Маджестик" прошла презентация грузинского кино, где показали нарезку великолепных старых фильмов еще советского периода, выступил министр культуры Грузии. Оказалось, что, несмотря на трудные времена, снимается там порядка шестнадцати картин, а это очень много для такой страны. Два новых фильма - "Другой берег" Георгия Овашвили и "Конфликтная зона" Вано Бурдули - представляет на кинорынке российская компания "Интерсинема". Политика политикой, а культурные связи и взаимоотношения кинематографистов никуда не делись. Представляющий Россию в "Особом взгляде" фильмом "Сказка про темноту" Николай Хомерки имеет грузинские корни: его родители родом из Абхазии, и грузинские средства массовой информации брали у него интервью. А вот любимым грузинским вином на презентации нас не угощали, подавали все больше французское. Правда, министр культуры посоветовал всем жаждущим заглянуть в грузинский павильон, где всегда найдется бокал настоящего грузинского вина.

В воскресенье прошла премьера фильма Павла Лунгина "Царь", участвующего в программе "Особый взгляд". Параллельно с ней показывали, пожалуй, самый ожидаемый фильм основного конкурса "Антихрист" Ларса фон Триера. Картины, идущие в Канне, воспринимаются часто иначе, нежели в дни премьер у себя на родине. Тут совсем другой контекст и гамбургский счет, даже если общий уровень программ ему не соответствует. В нынешнем "Особом взгляде", быть может, как никогда много имен, задающих особую планку, но, как оказалось, прославленная фамилия - не гарантия того, что предстоит увидеть шедевр. К примеру, курдский режиссер Бахман Гхобади, за плечами которого великолепная лента "И черепахи умеют летать", отмеченная главной наградой в Сан-Себастьяне, на этот раз скорее разочаровал своим новым фильмом "Никто не знает о персидских кошках". Зато румын Корнелиу Порумбою снял великолепный, серьезный во всех смыслах фильм "Полицейский, имя прилагательное", где поставил на кон такие понятия, как совесть, мораль и закон, при этом ничего назидательного в картине нет. Ответы на ключевые вопросы даются, вроде бы шутя, но при этом никаких сомнений в истине не возникает. Собственно, все те же "проклятые" и вечные вопросы задают и во многих других фильмах, будь они самые что ни на есть гангстерские. Об этом и "Царь" Лунгина. Павел Семенович становится совсем уж православным и державным режиссером. Феноменальный успех "Острова" возвел его на новые для творца вершины, сделал чуть ли не "официальным" режиссером и даже в некоторой степени гуру. Он не раз появлялся в окружении патриарха. Но вопросы остаются - творческого и нравственного порядка. Новый фильм их только обостряет. По сути, "Царь" - история двоих: самодержца Ивана Грозного и митрополита Московского Филиппа. Ведут непрерывный диалог на экране Петр Мамонов и Олег Янковский. И никого окрест, да простят меня другие исполнители, все они - лишь фон, у них есть имена и нет возможности хоть как-то проявить характер. Слишком усердствует Иван Охлобыстин в роли Вассиана, слишком старается, актерствует, что картине противопоказано. Зато нам теперь известны все орудия пыток, новейшие разработки периода царствования Ивана Грозного. В "Тарасе Бульбе" Владимир Бортко наглядно продемонстрировал, что такое колесование, а теперь наши познания расширились еще больше, вплоть до методов растерзания людей медведем. Надо сказать, что Павел Лунгин не одинок в попытке зафиксировать бессмысленную жестокость. Накануне показа "Царя" в конкурсной филиппинской картине с загадочным названием "Кинатай" Бриянте Мендоза показал, как расчленяют молодую женщину, и только для того, чтобы мы пережили страдания юного героя, ставшего невольным свидетелем этой дикой сцены. "Царь" тоже о варварстве, сдобренном муками по вопросам веры. Петр Мамонов - даже не артист, он существует в неподвластном другому лицедею измерении, хотя он, конечно, лицедей, как и его герой, паяц и страдалец, безжалостный убийца ни в чем не повинных людей. Но во имя чего вся демонстрация целого арсенала зла? Во имя финального вопроса "Где мой народ?", который и венчает фильм? Митрополит Олега Янковского пытается вернуть человека, утонувшего во зле, в лоно человеческое, но это оказывается невозможно. Царь отдельно, народ отдельно, пропасть непреодолима, а вопрос веры остается открытым. Актерская и человеческая убедительность Олега Янковского, фигурирующая в кадре икона как некий знак, не дают выхода из тупика. Русские еще раз задали свои вечные загадки, постижения русской души в очередной раз не случилось.

О победителях и фильмах 62-го Каннского кинофестиваля мы подробно расскажем в следующем номере.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;