Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7682) 21-27 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираДИМИТРИС АРАПИС: Музыка - это дорога, которая ведет к правдеЕлена ФЕДОРЕНКО
Имя композитора Димитриса Араписа известно: к его балетным сочинениям обращались российские хореографы, симфоническую музыку исполняли российские музыканты, она звучала в Большом зале консерватории, Московском Международном Доме музыки, Концертном зале имени Чайковского. Мировая премьера оратории "Платон" состоялась в дни празднования 850-летия Москвы, а симфония "Пикассо - тайны" прозвучала в ГМИИ имени А.С.Пушкина на открытии международной выставки, которая была приурочена к фестивалю "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". Неделю назад на афинской премьере Четвертой симфонии Араписа присутствовали президент страны Каролос Папульяс, члены правительства и мэтр греческой музыки, легендарный Микис Теодоракис. 85-летний мудрец, закаленный тюрьмами, арестами и ссылками, не смог сдержать волнения и признался: "Я очень переживал за Димитриса. И ему, и мне невероятно повезло - нашу музыку исполнял замечательный оркестр, за пультом стоял сильный и талантливый дирижер Валерий Полянский, который добился потрясающего результата. Как я рад, что здоровье позволило вновь соприкоснуться с русской исполнительской школой, такой близкой моему сердцу. То добро, которое я получил от ваших соотечественников, навсегда останется в моей памяти". По окончании концерта Димитрис АРАПИС ответил на вопросы газеты "Культура". - Пять благотворительных концертов прошли в трех городах - греческих Салониках и Афинах и в российской столице. Как возникла идея такого цикла вечеров ? - Идея родилась из моего длительного сотрудничества с Симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. Мы неоднократно проводили концерты в Москве и на этот раз хотели представить наш союз греческой публике. Была и другая причина: мы надеялись (и наши ожидания оправдались), что этими концертами сможем оказать помощь детям. Не какую-то абстрактную помощь, а вполне целенаправленную, тем, кто живет в детских деревнях - "SOS Children's Village". Наше предложение активно поддержал Микис Теодоракис - национальный герой Греции, один из великих, а может быть, самый великий композитор в истории страны. Надеюсь, что имею право назвать себя его другом. Выслушав меня, Теодоракис без раздумий одобрил желание оказать помощь "SOS Children's Village", представить Греции оркестр Валерия Полянского, услышать в исполнении этого замечательного коллектива любимую им русскую и греческую музыку, в том числе и свои сочинения. - Не расскажете ли об этих детских деревнях - знаю, что их немало в разных странах мира . - У подвижников этого движения особая философия. Они не рассуждают о сиротах и не дискутируют на тему: как воспитывать детей, оставшихся без родителей. Они действуют. Собирают нескольких детей, максимум 6 - 7, в один дом, назначают их "мамой" одну из женщин-волонтеров и обустраивают быт этой семьи. Несколько домов составляют деревню, где дети живут обычной семейной жизнью: ходят в школу, возвращаются домой со своими радостями и тревогами, рассказывают обо всем той, которая исполняет роль их мамы, играют с названными братьями и сестрами, делают уроки, и так далее. Каждый сирота обретает мать, братьев и сестер, дом. "SOS Children's Village" делает конкретные дела для конкретных детей. Первая деревня возникла в Австрии в 1949 году, а сейчас такие деревни существуют в 130 странах. И в России есть две: одна в Петербурге, вторая - в Москве. - Это первые ваши контакты с организацией "SOS Children's Village "? - Мой дебютный концерт как пианиста в 1992 году состоялся в честь 10-летия образования детской деревни в Греции. - В Театре "Кремлевский балет" шел ваш балет "Зевс" по древнегреческим мифам. Помню, с каким трепетом вы относились к работе артистов, процессу репетиций, как заботились о спектакле, какие усилия прилагали, чтобы показать его на своей родине. Видимо, балет - ваша страсть ? - Начну с одной, почти сентиментальной истории, которая вошла в мою память навечно. В Кремлевском дворце закончился "Щелкунчик", зрители аплодировали, а маленькая девочка с цветами побежала к сцене, поднялась на несколько ступенек и вдруг, испугавшись, внезапно остановилась как вкопанная - не заплакала, не повернула назад, а просто замерла. Осветители направили луч прожектора на эту крошку, и весь театр - артисты и зрители - стали поддерживать ее. Длилось все достаточно долго, многие кричали: "Не бойся, иди". Это был спектакль после спектакля, на котором я почувствовал единение зрителей и артистов. Любовь к русской культуре у меня наследственная. Дедушка неплохо знал русскую литературу, обожал Толстого, Достоевского, Чехова. Я же влюбился в русскую музыку и балет. Помню, когда мне было лет семь и мои сверстники рвались на мультфильмы Диснея, я мечтал увидеть русский балет, который давал спектакли в Театре "Иродиум", у подножия Акрополя. Первые магические впечатления от русской культуры связаны с выступлениями Большого театра, танцем Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Запало в душу выступление Рудольфа Нуреева, когда он гастролировал в Греции вместе с Марго Фонтейн. Когда я писал балет, то, конечно, мечтал, чтобы его исполнили русские артисты. - "Зевс" в постановке Андрея Петрова - ваш единственный балет ? - Как полный и осуществленный спектакль - да. Но были номера в хореографии Михаила Лавровского, Вячеслава Гордеева, которые танцевали артисты Большого театра. Мой второй балет, "Александр Великий" об Александре Македонском, мечтавшем объединить разные цивилизации, Владимир Васильев включил в план Большого театра, но время его руководства внезапно завершилось. - Васильев сам хотел ставить ? - Не просто хотел, но даже начал репетировать. - Вы - пианист и композитор, известный не только в Греции. В статьях о вас часто пишут, что вы самоучка. Это правда, что вы не учились музыке ? - Нигде и никогда. - А как можно стать пианистом без обучения ? - Хороший вопрос. В четыре года я сел за пианино и уже не мог от него оторваться, несмотря на то, что родители не одобряли мою страсть. У человека есть разные пути к музыке, и не всегда они проходят через школы и консерватории. А композиторскому делу и вовсе невозможно научить. Как пианист играю только свою музыку, ту, которая звучит во мне. - Но знание нотной грамоты необходимо хотя бы для того, чтобы записать сочинение ... - Вы хотите знать, как я сочиняю? Пожалуйста. У меня есть студия с разными синтезаторами. Эти умные машины имитируют звучание всех инструментов. Каждый голос оркестра я играю на пианино, а компьютер его трансформирует. Конечно, нужно чувствовать и знать природу инструментов. Я соединяю голоса, пробую разные варианты, выбираю, стираю, переделываю, переписываю. Стратегия такая же, как у композитора, который использует бумагу и карандаш. То есть сочиняет не компьютер, как вы понимаете, он только записывает то, что я сочинил и сыграл. - Значит, вам не мешает отсутствие профессионального образования ? - Во многом помогает. Образовательная система, и не только в музыке, слишком структурирует сознание, лимитирует фантазию. Для того чтобы способный человек стал музыкантом, образование, конечно, необходимо. Но если мы хотим развивать музыку и находить новые формы и новые направления, должен быть и какой-то иной путь - без лимитов. Творческая воля не должна быть отполирована законами, мышление нельзя сковывать. Я обсуждал это с профессиональными композиторами, и многие считают, что зачеты-экзамены-дипломы, в которых необходимо следовать определенной форме, подталкивают композиторов к ремесленничеству, подчас отнимают свободу. Мне легче - я всегда свободен. - Есть ли для вас в музыке интеллектуальное начало, или в ней главное - только чувства ? - Вы, русские, обычно говорите, что музыка - это не наука. Европейцы, особенно немецкая школа, считают музыку наукой. Для меня музыка сродни философии. - То есть ваша философская система - и есть ваша музыка ? - Очень трудный вопрос. Если не затевать многочасовые обсуждения, то могу сказать так: музыка как философская система - дорога, которая ведет к правде. Для меня это - идея Бога, а процесс сочинения - как молитва. - Замечено, что миряне чаще обращаются к Богу в периоды депрессий, в радости же - гораздо реже . - В депрессии я не могу писать музыку - творческая сила заблокирована. Правда, быть может, идеи зарождаются в периоды грустных раздумий, но выходят на свет позже. - Эти мелодии окончательно складываются тогда, когда вы приходите в студию? Или вы их долго вынашиваете ? - По-разному. Бывает, что музыка звучит во мне, не дает покоя: тогда запоминаю ее и спешу записать. Иногда мелодии приходят во время работы. - Вдохновение необходимо ? - Конечно. Как и яркие впечатления. Фантазию "Дорога Надежды" для фортепиано с оркестром я написал, когда мне было 22 года, - после путешествия в Африку, где я встретил много людей тяжелой судьбы, которая бывает беспощадной и по отношению к детям. - А если вдохновение приходит, а у вас дела - ведь вы серьезно занимаетесь бизнесом ? - В такие минуты говорю себе: "Димитрис, если то, что ты сейчас чувствуешь, подлинно и важно, оно вернется, не торопись. Делай дело". - Вы пишете одно произведение от начала до конца или одновременно несколько ? - Раньше работал поочередно, но в последние три года получилось так, что в одно и то же время появляются несколько сочинений. - В "Зевсе" вы трактуете историю восхождения бога-громовержца на Олимп, его победу над Кроносом и титанами - темными силами. В Четвертой симфонии - лирическая тема тоже противостоит хаосу, и посвящен опус Микису Теодоракису . - Симфония рассказывает о детстве и юности Теодоракиса. Меня потряс тот факт, что он решил восставать против несправедливости и бороться за счастье людей в раннем возрасте. Это решение определило всю его жизнь, и он никогда от него не отступался. Я не хотел описывать происходящее вокруг Микиса, меня интересовало то, что чувствовала, откликаясь на события, его душа. В прошлом году я почти ежедневно встречался с ним, его воспоминания вдохновили меня на написание музыки. Видите, все связано: наши концерты посвящены детям, а самое большое потрясение от жизни Теодоракиса - то, как рано он понял, как жить на Земле. Считаю Теодоракиса своим учителем. Для меня, человека иного поколения, его судьба - идеал бескомпромиссного существования в этом мире. Кроме того, я слушал очень много его музыки и уверен: он - выдающийся композитор. - Предыдущие ваши симфонии тоже были программными, имели посвящение ? - Предыдущая, "История моря", посвящена моему отцу, который поддерживал меня во всех начинаниях. Он успел ее услышать. - Чем занимался ваш отец ? - Он прошел сложный путь. Родился в бедной многодетной семье, высоко в горах, в девять лет ушел на заработки в Афины. Во времена фашизма примкнул к Сопротивлению, к партизанам. После Второй мировой и гражданской войн начал работать по 20 часов в день. Из мальчика на побегушках превратился в одного из ведущих судовладельцев Греции. - Вернемся к музыке. Какую роль вы отводите дирижеру ? - Первостепенную. Своей волей он включает энергию музыкантов, от него зависит успех. Сколько имеется прекрасных партитур, которые были представлены слушателям неинтересно, в серой манере. Есть и обратные примеры: произведения среднего уровня великие дирижеры могли исполнять грандиозно. Дирижер - это главное! - Валерий Полянский возник неслучайно ? - Восхищаюсь маэстро Полянским, его работоспособностью, чувством стиля, балансом, который он выстраивает в оркестре. Он - харизматик, один из лучших дирижеров, которых я слышал в жизни, из тех, с кем я сотрудничал. - Что вам интересно в современной музыке ? - Последние десятилетия музыкальный поп-арт разбил мир, подавил фольклорную музыку. Поп-арт - сила кока-колы, микки-маусов и общества потребителей. По большому счету, наш музыкальный век еще не начался, нет таких титанов, как в XIX столетии, нет и накала века XX. Увы! Также в рубрике:
|