Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 21 (7684) 4-10 мая 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Привычка - тоже счастье

"Три года". "Студия театрального искусства"

Наталия КАМИНСКАЯ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

Названия, которые выбирают для постановок "женовачи", методичным образом соотносятся с этапами жизни молодой "Студии театрального искусства". Так, начали в свое время "Захудалым родом" Николая Лескова, а речь при этом вели о родовых признаках высокой пробы, вполне сознательно настаивая при этом на собственных высоких намерениях в искусстве. Новоселье отметили "Битвой жизни" Чарлза Диккенса, рождественской историей о том, что жизнь есть битва за торжество добрых помыслов и действий. Нынче же, когда новому московскому театру-студии исполняется три года, в нем поставлена чеховская повесть с таким названием. "Три года" - повесть не из самых известных и, скорее всего, не из самых совершенных. Зато в ней сосредоточены многие доминирующие чеховские темы, главная из которых - недостижимость счастья, гибель его под тяжестью жизненной рутины. Чехов многое здесь переписал с реалий собственной семьи. Главный герой повести купец Алексей Лаптев имеет деспотичного отца и душевнобольного брата. К тому же страдает от неразделенной любви. У Лаптева есть деньги, есть имущество, но это не приносит ему счастья (тут явно "просвечивает" будущий мотив Лопахина из "Вишневого сада"). Герой изъеден рефлексией, сетует на несостоявшиеся надежды и раннюю усталость - вот вам и Платонов, и Иванов. На самом деле повесть Чехова - вещь жесткая и горькая. Лаптев женится на той, которую любит, но Юленька Белавина не отвечает ему взаимностью. Один за другим умирают родственники, Лаптев черствеет, отчаивается, и когда Юля признается наконец ему в любви (возникшей в результате долгой привычки жить рядом), он ощущает только боль от того, что признание запоздало на три долгих года.

Однако "женовачи" и эту историю расцвечивают теплыми тонами. В самом неумолимом ходе жизни, в самой рутинной привычке они высматривают нечто позитивное и созидательное. Оптимизм спектакля ходит рука об руку со смирением перед неизбежным, но даже смирение провозглашается скорее радостью, нежели печальной необходимостью. Замечательна в этом смысле Юля в исполнении Ольги Калашниковой. Ее существование вселяет радостную надежду даже в самые драматические минуты. Вот она размышляет о предложении, сделанном Лаптевым, - лежа на животе, рассуждает вслух и легкомысленно болтает ногами, будто ребенок, в котором совсем нет хитрости. Ее чистосердечие, подкрепленное со временем нелегким опытом, так и остается главным качеством и главным залогом того, что жизнь все-таки прекрасна. А ведь куда логичнее было бы оттенить героиню желчностью и скепсисом самого Лаптева, и это, признаться, было бы даже более по-чеховски. Известно, как Антон Павлович иронически и, в сущности, беспощадно относился к женскому полу. Но Алексей Вертков играет Лаптева именно что беспощадно. Его герой обращает свои бесконечные невеселые раздумья прямо в зрительный зал, будто ища у него сочувствия. При этом Лаптев некрасив, неизящен, а его бесконечные рефлексии в какой-то момент начинают восприниматься как осточертевшее всем нытье. И, странное дело, его справедливые, так любезные сердцам большинства ставящих Чехова режиссеров вопросы типа "возможно ли было счастье?", "почему я с моим умом и талантом так бездарно проживаю жизнь?" и т.п. вызывают на этом спектакле досаду. Мрачная реалистическая повесть неуловимо превращается в светлую сценическую притчу. С неизменной у режиссера Сергея Женовача иронией. С вкусными деталями и живописными массовками. С обязательным общим "портретом" всех участников в финале, где слова "поживем - увидим" звучат не приговором к бесконечной рутине, а, скорее, надеждой на что-то впереди.

Ловко и точно придумано само пространство спектакля. Александр Боровский загромоздил его кроватями с никелированными шариками и панцирными сетками. Многоуровневое причудливо переплетенное кроватное существование персонажей будит самые разные размышления. Здесь и лабиринты жизни, и бренные вместилища ночных грез, и семейное лоно, и смертный одр. Да попросту жизнь, в которой вечером лег, утром встал и не заметил, как пролетели годы вместе с упованиями и людьми, встретившимися на пути. Наверху мается взнервленная, одинокая и гордая музыкантша Полина Рассудина, брошенная подруга Лаптева. Ее сильно и страстно играет Мария Шашлова. Внизу пошляк Панауров (Александр Обласов) бездарно домогается Юлии Белавиной (сцена сыграна с не свойственной "женовачам" прежде дерзостью). Часами полеживают на своих ложах отцы: Лаптев-старший (Сергей Качанов) и Белавин (Сергей Пирняк), чтобы, однажды восстав, вылить на окружающих все свои претензии к ближним. Лезут на верхотуры смешные студенты-мечтатели Ярцев (Георгий Служитель), Кочевой (Андрей Шибаршин), Киша (Александр Лутошкин) и несут там откровенную чепуху о судьбе Отечества и т.п. Тут у режиссера обнаруживается явно иронический взгляд: никогда он не любил выспренних деклараций. А вот на "пять пудов любви", весьма проблематично взвешенных Чеховым на весах реальности, у Женовача другие виды. Любовь к ближнему - в генах этого театра и является его едва ли не программной темой.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;