Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 21 (7684) 4-10 мая 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПоклон прошлому или взгляд в будущее?IV Международный фестиваль "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж" Лариса БАРЫКИНА
Возникший шесть лет назад пермский форум с самого начала отличался от всех отечественных: многоликая фигура Дягилева подвигла авторов на создание особенной, мультикультурной модели фестиваля. Несмотря на то что инициатором фестиваля выступил Пермский театр, дело не ограничилось дежурным набором оперно-балетных спектаклей с приглашенными солистами и парой гала-концертов. Худрук театра и фестиваля Георгий Исаакян вот уже в четвертый раз проявляет креатив высокой пробы, предлагая программу такой степени насыщенности, что попытки успеть всюду заранее обречены. Концерты "наслаивались" на спектакли, научный симпозиум на "круглые столы", открытие выставок совпадало с кинопоказами, после вечерних спектаклей надо было бежать на ночные перформансы, и хотя фестивальная публика с энтузиазмом перемещалась по пермским культурным центрам, будь то оперный театр, художественная галерея или недавно открытый в здании Речного вокзала музей современного искусства PERMM, как известно, необъятного не объять. Доказательство - в цифрах: 9-дневный фестиваль представил 55 мероприятий разного рода на 13 пермских арт-площадках, в которых приняли участие более 200 гостей из 14 стран и 250 пермских исполнителей, их посетителями стали 15 тысяч зрителей. Особый размах нынешнего Дягилевского, вероятно, связан и со 100-летием "Русских сезонов" в Париже, широко отмечаемых во всем мире. Разнообразные балетно-танцевальные проекты фестиваля, как обычно, были важнейшим звеном программы, при этом имели как ретроспективный вектор, так и статус новинок. Похоже, мысль, что не все в отечественном балете определяется бесконечными возобновлениями, ретроспекциями и реконструкциями, нет-нет да и посещает умы ответственных людей. Главные театры страны показали свои последние достижения по части современного репертуара: "В комнате наверху" Твайлы Тарп и "Русские сезоны" Ратманского - Десятникова балетной труппы Большого, и особенно "In the Middle" Форсайта в исполнении мариинцев глубоко потрясли фестивальную публику. Стоячей овацией приветствовались не только сверхвысокие технические возможности академических танцовщиков: в Перми, где всегда понимали толк в современном балете, высоко оценили сам факт появления подобной хореографии. Пермский вариант новизны (а премьера двух балетов состоялась за пару месяцев до фестиваля) пока выглядит не столь впечатляюще. Во-первых, приглашенные хореографы Юрий Посохов и Алексей Мирошниченко ввиду сжатых сроков от полного эксклюзива для пермской сцены отказались и осуществили свои прежние постановки ("Медею" Посохов прежде ставил в Балете Сан-Франциско, а "Ринг" Мирошниченко - в Мариинском театре). При этом постановщики адаптировали свои работы для местной труппы. Посохов предстает в своем раннем балете хореографом бесконечно изобретательным (особенно в соло и дуэтах), несомненно, музыкальным (балет идет под леворучный фортепианный концерт Равеля и его же Павану) и очень ясно режиссерски мыслящим. Но уж очень предсказуемым и в отличие от его же "Золушки" и "Магриттомании" совсем непарадоксальным. А "Ринг" Мирошниченко, осуществленный как дерзкий опыт взаимодействия академического балета и молодежной субкультуры в лице группы "2H Company", смотрелся с интересом, когда его танцевали звезды Мариинки, воспитанные на Форсайте. В Перми все иначе, и это - во-вторых. Оказалось, что труппа, все последние годы усердно впитывавшая эстетику Баланчина и Роббинса, к новейшим экспериментам не готова. Но, как говорится, лиха беда начало, и главных героев обеих постановок назвать все же следует: трагическая без надрыва Медея Юлии Манжелес и Рефери Тараса Товстюка дают надежду, что интерес к остросовременному не утерян. Чувствующая себя куда свободнее в классике пермская труппа танцевала "Жизель" - одну из последних премьер театра. Балет в его хрестоматийном обличье возобновлен Татьяной Легат, сохранившей в хореографии стиль и структуру первоисточника. Спектакль лишь заново "одели". Художник по костюмам Елена Зайцева подчеркнула социальный контраст: пейзан никак не спутаешь с роскошной свитой Герцога. Благодаря Эрнсту Гейдебрехту в визуальном облике "Жизели" зазвучали новые ноты: в чуть размытой перспективе первого акта с графским замком на высоком берегу реки явственно чудятся романтические мотивы живописи Каспара Давида Фридриха. Что изумляет во втором, так это отсутствие привычной для советских "Жизелей" монохромности, он также насыщен цветом, и виллисы в нем выглядят не потусторонними призраками, а почти реальными девушками-невестами. Правда, при этом почти исчез мистический оттенок романтической ночи (а вместо мерцающих кладбищенских огоньков, пугающих Ганса, вообще какие-то дискотечного цвета "молнии"!). Пермская труппа, танцующая "Жизель" с момента основания, продемонстрировала и вышколенный кордебалет, и свою Мирту (Наталья Макина), и вполне достойных второстепенных персонажей. Но поскольку спектакль замышлялся как одна из кульминаций фестиваля, то в качестве главных героев были приглашены этуали Парижской Оперы Клэрмари Оста и Николя Ле Риш. Тут-то и случилась неожиданность, к сожалению, нередкая в балетном мире. Звездный дуэт, не слишком обременяя себя танцем, но расцветив все мимические сцены множеством прелестных нюансов, зародил интригу. В полноги? Значит, берегут силы для второго акта! Однако в антракте стало известно, что Ле Риш травмирован и на сцену не выйдет. Чего стоил руководству труппы это инцидент, мы не узнаем. В недрах закулисья отыскали солиста труппы Роберта Габдуллина, он и станцевал с именитой француженкой весь второй акт. Зрители, затаив дыхание, следили за рождающимся на их глазах дуэтом (ясно, что какие-то важнейшие детали танцовщики обсуждали за кулисами прямо по ходу спектакля), и в конце пермяков обуял патриотический восторг. Габдуллин, надо заметить, становится "палочкой-выручалочкой" гостевых программ на сцене пермского театра. Полтора года назад он так же экстренно заменил не кого-нибудь, а травмированного Кобборга в спектакле "For 4" в проекте "Короли танца". И там, и тут был гораздо более естественен, чем как Ясон в "Медее". В ретрорепертуаре пермская труппа показалась еще раз, представив два раритета дягилевской антрепризы: на открытии фестиваля зрители увидели "Половецкие пляски", а на закрытии "Видение розы" Михаила Фокина. С этим репертуаром в конце мая пермяки выступают на главной сцене страны на праздновании дягилевского юбилея, а в январе 2010-го их ожидает Париж. Надо полагать, точность, стилистическая и техническая, к тому времени возрастет до необходимой степени. Клэрмари Оста, лишившись партнера, в финальном концерте исполняла тоже Фокина, ее "Лебедь" был столь же непохож на русские варианты, как и ее Жизель. Еще одну пару гостей - солистов Баварского балета Северин Ферролье и Лукаша Славицки - и еще один вариант отношения к классике XX века пермяки увидели в дуэте из балета Ноймайера "Дама с камелиями". Традиционный на Дягилевском фестивале блок современного танца состоял из пяти очень разных спектаклей. За Россию ответствовал пермский Театр "Балет Евгения Панфилова" с новой работой "Casting off" московского хореографа Ларисы Алексанровой. Притчу, колючую и пряную, об утраченных женских иллюзиях панфиловская труппа станцевала с гораздо большим драйвом и технической свободой, нежели на самой премьере. Моноспектакль "Сон Саламандры" на Малой сцене Театра драмы заворожил уникальной пластикой и фантастическим вращением литовской танцовщицы Лоретты Юодкайте. Голландский квартет танцовщиков труппы "Leine&Poebana" продемонстрировал свое "исследование границ и возможностей человеческого тела", с неясным, правда, для зрителей результатом. Совершенно другим по впечатлению был чуть затянутый, но бесконечно честный спектакль "Право на смерть" испанской труппы "Provisional Danza". Как следует из программки, он вдохновлен живописью Эдварда Хоппера, но гораздо больше в нем от экзистенциализма современного испанского кинематографа. Самым стильным спектаклем из всего раздела contemporary dance стали "Два поезда" эстонского Театра "Fine 5". Изысканное путешествие двоих (танцовщики-хореографы Рене Ныммик и Тийна Оллеск) в глубины памяти и подсознания с помощью выразительного танца и отлично снятого (кстати, в Петербурге) видео содержит точную дозировку интеллектуального и эмоционального, красоту без гламурности и размышления без банальности. Также в рубрике:
|