Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7687) 25 июня- 1 июля 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаСвоими силами31-й Московский Международный кинофестиваль Дарья БОРИСОВА
Давно уже ММКФ напоминает утопающего, который отчаянно барахтается в волнах и упрямо надеется выплыть. С каждым годом все бледнее конкурс, все скромнее набор имен режиссеров, актеров - участников соревнования и гостей фестиваля. Организаторы вертятся как ужи на сковородке и пытаются выдать отсутствие престижа за какую-то особую концепцию, миссию Московского Международного. Года два назад президентом ММКФ Никитой Михалковым было запущено в обиход словосочетание "рабочий фестиваль" - то есть такой, где гламур сведен к минимуму, а центр тяжести перенесен в область поиска и открытия новых имен, тенденций. Звезд поубавилось, но конкурсы отнюдь не захлебнулись от потока ярких талантов, желающих представить миру свои фильмы именно в Москве. Мировой кризис не стал для Московского кинофестиваля катастрофой, подрубившей дело под корень. Может, отчасти он и на руку - это безусловный повод оправдать беспримерную скромность отечественного киносмотра класса "А".
Во многих деталях устройства нынешнего ММКФ чувствуется острая необходимость обойтись своими силами, попробовать найти пророков (или представить таковыми уже признанных мастеров) в своем отечестве. Так, разыграли по полной карту Павла Лунгина: призвали знаменитого режиссера возглавить международное жюри (под его началом трудятся индийский режиссер Шьям Бенегал, британский продюсер Ник Пауэлл, украинский киновед Сергей Тримбач, казахская актриса Гульнара Дусматова), фильмом открытия стал "Царь", тяготеющий к тому самому понятию "кино большого стиля", о котором мечтают и радеют многие наши кинематографисты (в манифесте, принятом участниками фестиваля "Золотой Витязь" в Липецке, про этот стиль все обстоятельно прописано). Почетным призом имени К.С.Станиславского "Верю!" наградили, посмертно, Олега Янковского, сыгравшего последнюю кинороль именно в "Царе". Сыну лауреата, режиссеру Филиппу Янковскому, статуэтку вручал также Павел Лунгин. При этом все находившиеся в зале "Пушкинского" встали, не сговариваясь, в едином порыве скорби (был это едва ли не единственный естественный, живой момент вечера). Церемония открытия поразила скудостью всего сразу - фантазии, режиссуры, атмосферы. Сначала Дмитрий Дибров рассказывал собравшимся об истории ММКФ и о своих отношениях с этим фестивалем. Повествование дышало умилением - причем не только к славному киносмотру, но и к себе самому - когда-то такому юному и наивному, потом - молодому и шустрому, наконец - состоявшемуся, принятому тут на равных. Этот спич, уместный, скорее, в семейном кругу, сопровождался роликом, смонтированным и показанным по случаю 50-летия со времен проведения первого ММКФ (в 1959-м). Зал реагировал вяло, оживляясь лишь на выходы знаменитых актеров, почетных гостей фестиваля - прекрасной, мудрой Ханны Шигуллы и раскованного Эдриана Броуди (приезд Шигуллы, помимо прочего, привязан к ретроспективе фильмов Марко Феррери, в фильмах которого она снималась, а Броуди представляет в Москве картину "Кадиллак Рекордз"). На сороковой минуте, не успев и разогнаться-то как следует, церемония неожиданно закончилась, и всех попросили покинуть зал. Осталось ощущение недоумения и неловкости.
Первые конкурсные дни опять напомнили, что у отборщиков малопопулярного в мире ММКФ в ходу принцип "всего понемножку". Ах, как выручают здесь соседи по бывшему СССР! Именно их фильмы, во многом, привлекают в эти дни в Москву западных экспертов - киноведов, отборщиков международных кинофестивалей (второй манок - российские премьеры). В первый день мы увидели грузинский фильм (сделанный в копродукции с Германией) "Посредник" режиссера Дито Цинцадзе, давно живущего на две страны: Грузию и Германию. Возведенное когда-то в культ грузинское кино в последние годы больно "чернухой", не может преодолеть депрессию, боль от произошедшего и настоящего. Это объяснимо, но в кино такая зацикленность грозит перерасти в тенденцию нелучшего свойства. В фильме Цинцадзе нет ни войны, ни революций, ни нищеты. Напротив, Тбилиси предстает современным, правда, слишком лакированным. Но мотив тревоги, опустошенности, печали разлит в атмосфере фильма. Тбилиси, по Цинцадзе, - город, в котором пропадают. Снялись в картине наши актрисы Дина Корзун и Виктория Исакова (одна в роли англоговорящей супруги грузинского то ли бизнесмена, то ли чиновника с темным прошлым, другая сыграла русскую проститутку Лилю, заброшенную судьбой в грузинскую столицу и застрявшую в этом "городе Зеро") и давно живущий на Западе Мераб Нинидзе. Детективная интрига в картине излишне запутана, от фильма веет холодом. Претендуя на жанр, авторы явно хотели достичь и другого признания - фестивального. Но усидеть на этих двух стульях удается единицам, Дито Цинцадзе пока не из их числа. С удивлением обнаружили мы в программе конкурса "Перспективы" очередной фильм Елкина Туйчиева - молодого режиссера из Узбекистана. Два года назад он уже получил Гран-при этого конкурса за свой фильм "Источник". "Перспективы" с недавних пор не только для дебютных фильмов, но и картин зрелых мастеров, открывших совершенно новые формы в кино. Новый фильм Туйчиева "Безмолвие" дебютом не является и сделан вполне традиционными средствами. Казалось, автор и сам был удивлен приглашением в этот конкурс. В Москву Елкин Туйчиев прилетел с исполнительницей главной роли, невероятно востребованной в Узбекистане актрисой Рано Шодиевой. Жизненные обстоятельства ее героини пугающе похожи на ее собственные. Ташкентская артистка Лобар крутится весь день как белка в колесе: репетиции в театре, потом бегом на "Узбекфильм" - там озвучка, затем съемки, по дороге - халтура, вечером спектакль, потом фотосессия в восточных нарядах. В погоне за ролями и гонорарами Лобар все больше отдаляется от родных, они привыкают жить практически вне ее присутствия. Страшную подмену фиксирует Туйчиев: родным так нравится та Лобар, которая в телевизоре (в ежевечерних сериалах и рекламных роликах), что живую они практически перестают воспринимать, не нуждаются в ней. По сути, "Безмолвие" - восточная притча о соотношении истинного и бренного в нашей жизни, пропущенная через размышления о коварстве искусства как такового. В сегодняшнем Узбекистане такой - философский - ракурс только и возможен в разговоре о современности. В основном конкурсе участвует новый фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки". В рамках российской программы в Доме кино идет большая ретроспектива фильмов Киры Георгиевны, которая осенью отпразднует свой юбилей. Сама Муратова, к сожалению, в Москву не приехала, картину представили продюсер Олег Кохан (с которым Муратова делала и предыдущий фильм "Два в одном"), актеры Олег Табаков и Рената Литвинова. Разговор на пресс-конференции вышел мучительный, но наполненный, искренний. Все были настолько потрясены после просмотра картины, что формальностям места не нашлось. Фильм действительно сильный, проникновенный. В форму страшной сказки облечена история, каких пруд пруди на наших улицах. После смерти матери маленькие Алена и Никита должны поступить на попечение государства - то есть быть распиханы по разным интернатам, где места найдутся. Но дети пускаются на поиски своих папаш, в разное время сбежавших от их общей матери. Дело происходит под Рождество, когда все нормальные граждане жарят гуся, пекут пироги и закупают мандарины сетками. Маленькие бомжи толкутся в этой предпраздничной сутолоке, никому не нужные, голодные и оборванные. В конце концов младшего, Никиту, заприметил сытый дяденька, бизнесмен (Олег Табаков) - его жинка с причудами давно хотела такую живую игрушку. "Кисонька" (Рената Литвинова) спешит за мальчиком, облачившись в карнавальный костюм феи - манто из светлой норки, сверкающая диадема на локонах и, главное, блестящая волшебная палочка в руках (фирменный прием-парадокс Муратовой - гротеск, абсурд доведены до той точки, когда начинаешь жить в предложенных ею обстоятельствах). Пока фея торчит в пробке, мальчика отгоняют от супермаркета местные профессиональные попрошайки, приняв его за наглого конкурента-одиночку. Разочарованная "Кисонька" отправится в недра магазина-монстра за рождественскими подарками, а Никита к утру замерзнет на чердаке богатого дома. Стыдно, жутко на душе после фильма Муратовой. "Кира, будучи атеистом, добрее и благороднее многих воцерковленных, верующих людей, - сказала на пресс-конференции Рената Литвинова. - И в своем творчестве она идет от "чернухи" к просветлению". Израильская лента "Муки в огне" сделана бывшими гражданами СССР, режиссерами, супругами Лииной и Славой Чаплин. Предмет их размышлений - отношения между израильтянами разных поколений и кланов. Так называемое "второе поколение" - это те, кто родился после войны и не прошел сквозь ужасы Холокоста и антисемитских гонений. Они многого не могут понять в своих родителях - нервных людях со странностями и даже отклонениями. "После той катастрофы, что постигла евреев в XX веке, невозможно сразу построить здоровое общество, - говорила Лиина Чаплин. - Поколение, испорченное насилием, решает свои проблемы (в том числе сексуальные) специфическими способами". Фильм Чаплинов несет массу интересной и новой для нас информации о жизни израильского общества. Например, сильно до сих пор взаимное неприятие евреев, приехавших в Израиль из Европы и тех иудеев, что пришли из арабских стран - это два разных мира, два разных физиологических типа. Это противостояние рождает периодически истории в духе "Ромео и Джульетты", одна из которых и разворачивается в фильме "Муки в огне". Показали в основном конкурсе долгожданное "Чудо" Александра Прошкина. Сама история вот уж сколько десятилетий будоражит умы и фантазию. Свой вариант сюжета "стояния Зои" предложил теперь наш знаменитый сценарист Юрий Арабов. Самарское событие 1956 года трактуют по-разному. Известно только, что там несколько месяцев провела в застывшем, окаменевшем состоянии некая девица, которая на молодежной вечеринке стала танцевать с иконой Николая-угодника. Была ли это странная болезнь или кара божья - думай, как хочешь. Арабов считает, что было чудо, грозный знак свыше: остановитесь в безбожии, в слепоте вашей. Однако в фильме момент чуда нивелирован, лишен какой бы то ни было мистики, инфернальности в высоком смысле. И потому история Арабова приобретает у Прошкина оттенок исторического анекдота. Внимание режиссера сосредоточено не на попытке постичь философию произошедшего, а на реакции советских людей, последовавшей за инцидентом. Несмотря на то, что в фильме собран букет хороших актеров, особых исполнительских открытий нет, каждый существует в пределах своих возможностей, и не более. Неплохо играет молодая актриса Мария Бурова, ее Танька (здесь так поименована историческая Зоя) груба, разухабиста до крайности - поделом такой наказание. Константин Хабенский, снова обаятельный ловелас, - поэт, вынужденный батрачить в провинциальной газетенке "Волжская правда". Его супругу - нервную, болезненно ревнивую музыкантшу - играет Полина Кутепова. Вновь демонстрирует изыски характерности Сергей Маковецкий, но все это уже было. Картина Андрея Эшпая "Событие" (конкурс "Перспективы") удивила, произвела впечатление - вот уж действительно новые формы! Основана она на одноименной малоизвестной пьесе Владимира Набокова. Главное в ней и в фильме - отсутствие привычной драматургической схемы "ожидание события - событие - реакция на него". Тут дело ограничивается ожиданием. В доме Трощейкиных неладно. Все боятся некоего Барбашина. Этот тип вышел из тюрьмы, где просидел пять лет за попытку убить художника Трощейкина и его молодую жену Любу, в которую был влюблен (и не без взаимности). Атмосфера истерического ожидания висит в воздухе и дает возможность каждому проявиться, раскрыться во всей своей красе. Эшпай создает странную, безвоздушную, условную среду. Силен в фильме театральный принцип работы - в выгородках, без натуры. Уводя от исторической, социальной конкретики, Эшпай выдает такой мощный концентрат психологии межличностных отношений, что только ахнешь: какой материал, почему же никто раньше за него не брался? Выяснилось, что на театральных подмостках пьесу эту многие собирались ставить, да все что-то мешало. Чулпан Хаматова (она сыграла в фильме роль Любы) рассказала на пресс-конференции, что с 1 курса института наблюдала за попытками Николая Волкова поставить "Событие". Ольга Прокофьева (замечательно исполнившая роль горничной) тоже репетировала в этой пьесе в родном Театре имени Маяковского, но до премьеры дело так и не дошло. И вот все они счастливо сошлись в картине Эшпая. Ансамбль получился и вправду замечательный. Мать Любочки - Хаматовой, просвещенную даму-писательницу, играет Евгения Симонова - вышла прекрасная комическая роль, актриса предстает в новом качестве, в неожиданном ракурсе. Игорь Гордин интересен в роли малодушного, рефлексирующего живописца Трощейкина. Новые интонации появились в арсенале Зои Кайдановской. В "Событии" она - красивая, холеная и вкрадчивая барынька. Нельзя не радоваться, что в обоих конкурсах ММКФ представлено изрядное количество российских фильмов (отчасти к ним можно отнести и "Мелодию для шарманки" - Кира Муратова хоть и живет в Одессе, но для нас своя). "Чудо", "Событие", "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Палата № 6" Карена Шахназарова. Но вот вопрос качества и уровня иностранных фильмов по-прежнему остается. Ведь залог адекватной самооценки - здоровая конкуренция. По-прежнему много картин случайных, не тянущих на уровень конкурса фестиваля класса "А" (например, швейцарский фильм "С Новым годом!" режиссера Кристофа Шауба, французская картина "Я тебя съем" Софии Лалой). Правда, еще есть дни, в которые на фестивале может случиться что-то неожиданное. Также в рубрике:
|