Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7687) 25 июня- 1 июля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

ИВАН ВЫРЫПАЕВ: Слова берутся из молчания

Биргит БОЙМЕРС
при участии Светланы ХОХРЯКОВОЙ
Фото Ларисы КАМЫШЕВОЙ


И.Вырыпаев

На 20-м Открытом российском кинофестивале "Кинотавр" картина Ивана ВЫРЫПАЕВА "Кислород" получила призы за лучшую режиссуру, лучшую музыку к фильму имени М.Таривердиева и приз Гильдии киноведов и кинокритиков, который поделила с картиной "Волчок" Василия Сигарева. "Кислород" также был показан в рамках российской программы 31-го ММКФ. Это второй после "Эйфории" фильм известного театрального драматурга, вызвавший, как и его дебют, множество споров. Люди ссорились, обижались друг на друга, кто-то хвалил новый фильм, кто-то называл всего лишь фоном для дискотеки.

- Иван, спектакль по вашей пьесе "Кислород" несколько лет назад стал заметным театральным событием Москвы. Теперь вы сняли одноименный фильм. Не было ли желания запечатлеть на пленку спектакль как таковой ?

- Нет, такого желания не было. Записанный на пленку спектакль не передает тех ощущений, какие в нем живут. Ни один спектакль невозможно полноценно зафиксировать таким образом. Существует любительская съемка "Кислорода", и ее можно найти в Интернете. Сделано это не для того, чтобы запечатлеть спектакль на века. С ним можно просто ознакомиться. Расширение аудитории - немаловажное обстоятельство. Я много ездил с "Кислородом" на гастроли, но всю страну не объедешь, а людям хочется какого-то переживания. Надеюсь, что наш фильм позволит перешагнуть какие-то границы. Опять же он не пойдет по всем кинотеатрам, но, по крайней мере, выйдет на DVD, и его можно будет посмотреть дома.

"Кислород" - технологически сложный фильм. Как дебютант я бы его не смог сделать, именно поэтому "Эйфория" появилась первой. Она проще в реализации. Спектакль был криком души, а здесь появилась дистанция, позволившая сделать более выдержанное и осмысленное произведение. Сам я - не герой этого текста. Я не курю траву, не живу той субкультурной жизнью, как мой герой. Мир таков, что в нем есть наркотики, алкоголь, простая, незамысловатая любовь, ночные клубы, программы теленовостей и Интернет. Вот мы узнаем, что где-то взорвалась бомба, почти каждый день происходит что-то экстраординарное, но мы привыкли ко всему, и нас по большому счету мало что волнует. А молодой человек задумывается над этим, пропускает через себя. Героиня говорит ему: "Ты врешь, тебя это не волнует". Мне хотелось, чтобы молодой человек подверг сомнению некоторые вещи, и в этом нет богохульства. Поэтому в фильме есть доля радикальности. У Санька нет выбора, и чтобы жить, чтобы прорваться, он на многое готов.

- Решающую роль в вашем фильме играет музыка, что здесь для вас было самым важным ?

- Мой текст построен как некая музыкальная композиция и предназначен для клубной манеры исполнения. Драма как музыка - это моя идея номер один. Благодаря этому фильму я узнал о существовании современной русской музыки, от которой был далек, поскольку слушаю исключительно западную музыку. Оказывается, у нас тоже есть замечательные исполнители. Театр и кино - для меня поэзия. Мне важно, чтобы все находилось в движении, чтобы человек получал эстетическое и поэтическое наслаждение, чтобы все было возвышенно. Хочется пафоса, величия, котурнов, чтобы зритель даже самые страшные вещи воспринимал светло, как в настоящей драме. Тогда мы легко переживаем даже тяжелые обстоятельства, не создается невроза. Нас не ранят до уровня нервного окончания. Мы воспринимаем, переживаем, переживания отпускают нас легко. Я надеюсь, что у меня именно так и получается. Я очень переживаю за это "легко" и "нелегко".

Боюсь я другого, что, собственно, и произошло на показе "Кислорода" в Сочи, - я боюсь российских кинотеатров. Музыка в них отваливается - и это чисто техническая проблема. Российские кинотеатры оставляют, мягко говоря, желать лучшего. Они в ужасном состоянии. Даже если имеют дорогой внешний антураж. Лучше бы их владельцы подумали об изменении сути и качестве кинопоказа. Такая сильнейшая уязвимость от производственных проблем меня пугает. Я даже думаю о том, стоит ли вообще продолжать работать в кино. На своем первом фильме "Эйфория" я работал с выдающимся звукорежиссером Кириллом Василенко, и он мне объяснил, что система Долби в наших кинозалах поставлена плохо. Из-за этого все смешано, звук получается чудовищный, а у меня на нем все построено. Мне нужно, чтобы слова утопали в музыке, чтобы люди их слушали, танцуя. На "Кинотавре" этого не произошло, и я с ужасом наблюдал за своим фильмом, как будто он был чужим.

Каждая композиция в "Кислороде" соответствует одной библейской заповеди. У меня нет сюжетного развития, и для меня драматургией является все.

- Вы исповедуете христианские ценности ?

- Самая большая проблема - отсутствие сакрального в нашей жизни. Я не исповедую христианство, я - буддист. Но люблю христианство. Как сказал Капица, я - православный атеист. Это очень интимный вопрос, и я бы предпочел об этом не говорить, чтобы не выступать в роли проповедника. Но попытаюсь ответить, чтобы не складывалось ощущения, что я ухожу от ответа.

Для меня буддизм - это определенный взгляд на вещи. Убежден, что можно быть и православным буддистом. Потому что это способ жизни, который вдруг открылся нашей цивилизации. Буддизм - скорее практический взгляд на вещи, а не догма. Я считаю себя православным в смысле ментальности. Я - крещеный, хотя в церковь не хожу. Христианство - это для меня цивилизация, а буддизм - не цивилизация. У нас христианские ценности, и мы - христиане, хотим мы этого или нет, веруем или не веруем. Даже далай-лама говорит: "Ваш Учитель - Иисус Христос. Вы должны учиться только у него". Мы в этом открываем для себя мир в прекрасных заповедях и должны это развивать. Проблема Русской православной церкви в том, на мой взгляд, что она боится потерять свою паству, опасается приближения восточной культуры, которая может отобрать прихожан. Не отберет, а просто очень красиво дополнит. У истинного ничего отобрать невозможно. Я не выступаю за экуменизм и смешение религий. Человек должен исповедовать что-то одно. Что мы можем взять у восточной культуры? Буддийский путь помогает осознать все то, что происходит вокруг, все то, что ты ешь, как движешься и смотришь на вещи, как любишь и сидишь на стуле, понять свое месторасположение здесь и сейчас. Важно, чтобы мы возрождали для себя наши христианские и духовные ценности. Один из центров, где я занимаюсь, находится в Ирландии. Это очень мощная организация, представители которой работают в хосписах, помогают больным и умирающим людям. Там прекрасно сосуществуют христиане и буддисты, никто не переманивает никого в свою веру - это вообще какая-то глупость. Мы немного закрыты и зашорены - вот наша проблема. Из-за этого возникает агрессия, из-за этого мы не замечаем своих же ценностей. Христиане-бенедиктинцы очень активно сотрудничают с буддистами. Я жил в бенедиктинском монастыре, и поначалу я тоже думал о том, зачем нам, христианам, буддизм. Сейчас осмысливаю это иначе. Там христиане не становятся буддистами, а просто усваивают буддийскую практику, применяют ее и раскрываются в ней. Буддизм нам очень полезен. Он не угрожает православной вере. Это не сатанизм. Он учит состраданию.

Мы заформализировали христианские заповеди. Придумали вещи, которые позволяют удобно жить. И мы делаем эти вещи светскими. Почему "не убий"? Мы отвечаем: если я буду убивать, то и меня могут убить. Но "не убий" - вовсе не потому, что и тебя могут убить. Получается замкнутый круг: ты меня не трогаешь - я тебя не трогаю, вот моя частная собственность, вот мой забор, и если ты приближаешься к нему на два метра, ты переходишь границы моей частной собственности. Пусть будет так, но это не имеет никакого отношения к заповеди "не убий". Не убивай, потому что это другое живое существо. Нам нужно сделать переоценку очень многих вещей.

- Откуда, Иван, на ваш взгляд, исходят агрессия и насилие, которые захлестнули мир ?

- Все происходит из-за собственности, из-за эго, которое ощущает угрозу. Нам всем кажется, что есть угроза. И тогда она действительно появляется. Возникает непонимание. Я прошу вас меня не трогать. У меня есть ценности, адвокаты, конституция моей страны, прошу не нарушать эти пункты. Мне кажется, что тот человек вдали посягает на них. Он, правда, далеко, живет в другой стране, но со своими мотивациями и может нанести мне удар. Поэтому на всякий случай я первым его нанесу, тем самым как-то того человека изолирую, потому что он странно говорит и верует в аллаха. У мусульман срабатывает аналогичный механизм: что это за люди с Запада, которые приходят и забирают моего бога, приносят с собой пороки и распущенность. Нет в результате диалога и понимания. Диалог может быть, если мы откроем двери, поговорим, а не будем выдвигать одни лишь требования друг другу. Выдвижение требований порождает ответные требования. Нужно открыть сердце.

- В вашем спектакле "Объяснить" говорят на разных языках, при этом понимают друг друга посредством языка ...

- Когда человек говорит, а мы не знаем его языка, мы все равно способны его услышать в паузе. В молчании все равны. Представьте себе, что в комнату с одной стороны входит араб, с другой - иудей, закрываются двери, и эти люди молчат два часа. Возникло бы невероятное взаимопонимание. Им пришлось бы посмотреть друг на друга. Мы цепляемся за слова. Один сказал не то, другой что-то не то ответил. Мы не слышим существа друг друга, не раскрываемся друг другу по-настоящему, не чувствуем тепло и энергию другого человека. У нас есть программа помощи арабам, множество других деклараций и схем, но мало какие из них ведут к открытию сердца. Это гораздо проще, чем разработка программы, но и сложнее.

- Тем не менее вы - драматург и работаете с языком ...

- Я работаю в основном с языком. Недавно закончил новую пьесу, которая мне очень нравится. Впервые в жизни я написал хорошую пьесу, такую, о какой всегда мечтал. Шел к ней 2 - 3 года. Я понял, откуда берутся слова. Они тоже берутся из молчания. Раньше я много говорил, молчания в моих текстах было мало, в том числе и в "Кислороде", отсюда возникали неточности.

Есть молчание, из которого после того, как ты произнес слово, вновь рождается молчание. В "Кислороде" говоришь-говоришь, как будто для того, чтобы помолчать, и все бы в этот момент выдохнули. Слова - результат молчания. Они в молчании рождаются, а потом произносятся.

- У вас есть фраза в одной из пьес - "Бог - это кровь "...

- Красиво. У меня есть такие слова? Я уже забыл. Свои пьесы не перечитываю по многу лет. Юношеский бред всегда имеет смысл, в нем всегда отыщется что-то интересное. Бог - это то, что течет внутри нас. Бог ведь не может быть где-то снаружи, он везде, он внутри.

- Это кислород ?

- Конечно, Бог и кислород - разве не одно и то же? Разве это не необходимость? Мы слишком многое получили. У нас есть все, особенно в Москве, масса удобств. И в Европе у людей много удобств. Многие основополагающие вещи перестали для нас быть необходимыми.

- Почему в фильм "Кислород" не перешли актеры из спектакля? Вы и сами играли в нем ...

- Нужны были молодые. Кроме того, я сам снимал, и мое участие как актера отвлекало бы. К тому же у меня нет уже той энергии, внутреннего максимализма, как у Алексея Филимонова. Все говорят, что он похож на меня. Это не сознательно получилось, но почему - объяснимо. Я занял позицию отстранения, сев в режиссерское кресло. Польская актриса Каролина Грушка, сыгравшая в фильме главную роль, наряду с Алексеем, в жизни - интеллигентная и весьма консервативная барышня с хорошим воспитанием, из хорошей семьи. Она абсолютно не тусовочная, и парадокс в том, что есть в ней бунт. Ее культура не позволяет ей съехать в сторону, а бунт позволяет реализоваться и быть актрисой. Есть в ней необыкновенность, она будто с Луны упала. Европейские актеры дисциплинированны, и Каролина всех нас поставила на место. В первый же день пришла с выученным текстом, к чему мы не привыкли. Ей странны были наши опоздания, и мы постепенно подтянулись. Я бы очень хотел когда-нибудь поработать с европейскими актерами.

- Как изменяется образ героини в ваших произведениях ?

- Меняется даже не образ героинь, а то, о чем они говорят. Женщина все ближе подходит к краю. В "Кислороде" она видит, что в жизни есть страдание, в "Бытии № 2" есть безумие, из которого нужно выйти с помощью смерти, в "Июле" героиня уже видит смерть, в пьесе, которую я только написал, должен восстановиться покой. Если в начале есть сильная боль, то потом она должна превратиться в красоту и покой, тишину и умиротворение. Это не значит, что нужно закрыть глаза на все проблемы, нужно их принять, сделать это смело, а потом все отпустить. Посмотрев на "Кинотавре" все фильмы, я получил урок. Я и про свой фильм все время думал, понимал, что нужно светлое искусство. Уже много темного мы сделали. Светлое - не значит, пляжное, непременно комедийное. Надеюсь, что в "Кислороде" есть свет. Если нет, то сильно расстроюсь.

- А ваш герой в "Кислороде" - убийца на словах или на деле ?

- На словах. Это метафора. Люди поют о разном, но мы же не подозреваем их в том, что они кого-то съели. Я хочу обратиться к русскому сознанию. Мы не привыкли к некоторым формам, и люди при виде конопли думают, что речь идет о наркотиках. Я ничего не могу с этим поделать. Наш герой Санек говорит какие-то вещи, но это не значит, что так оно и было. Во всех нас сидит такой Санек, во всех есть агрессия.

- Что будете делать дальше ?

- Хочу, чтобы была поставлена моя новая пьеса, причем не мной, а другим режиссером. Договорились с Театром "Практика". Прихожу к мнению, что там мое место. Не могу играть свои спектакли в государственных театрах. Попробовал, но, к сожалению, туда приходит не мой зритель. Дело не в том, что он плохой или хороший, просто не хочу его травмировать собой. Люди потом кричат мне вслед: "Будь он проклят!" Не хочется приносить им столько неудобств. Я должен быть в своем подвале. Я не имею отношения к мейнстриму.

Готовлю проект нового фильма, но пока нет партнеров и денег. Хочу снять картину о католической монашке в Тибете. Увидел там недавно католическую миссию. Это потрясающе. На высоте четырех с половиной тысяч метров стоит католический собор - единственный в буддийском Тибете, где вроде бы не нужна католическая вера. И пастор там - тибетец. Туда приходят бабушки, месса идет на тибетском языке. Это так органично и красиво. Если бы люди это видели, они многое бы поняли про буддизм и христианство, про жизнь. Ничто друг другу не противоречит. В старости мы все должны быть христианами, сидеть на ступеньках храма. Хочу сделать про это игровой фильм. Бюджет будет небольшим, но пока и его нет. Может, в России продюсерам будет интересна эта тема. Хотим привлечь поляков, французов. Все должны говорить на английском языке. Нас всех объединяет плохой английский.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;