Печальная участь революционера
Александр ПАНОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО
 |
на выставке |
Никто из знакомых мне не верит, когда я приглашаю их на выставку, посвященную Че Геваре и приуроченную к 50-летию победы Кубинской революции, в галерею "Дом Нащокина". У этой галереи, которой владеет главный редактор журнала "Киносценарии" Наталья Рюрикова и которая квартирует в здании редакции в Воротниковском переулке, давно сложилась репутация места светско-буржуазного. Ориентируется она главным образом на салонных классиков нонконформизма вроде Михаила Шемякина, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Эрнста Неизвестного или на ветеранов "левого МОСХа". А тут вдруг и последний утроенный выпуск "Киносценариев" целиком посвящен легендарному команданте, и в галерее открыли даже еще один служебный этаж под огромную экспозицию, старательно подготовленную при содействии МИДа РФ и Посольства России на Кубе.
 |
На выставке |
Правда, проект называется все-таки слишком напыщенно - "Че. Hasta siempre!" ("аста сьемпре" означает "встретимся в Вечности"), но это тем не менее в духе патетики самого Эрнесто Гевары по прозвищу Че (аргентинская форма приветствия), который был не только профессиональным революционером, но и поэтом и даже фотохудожником. Поэтому практически всеобъемлющая фотодокументация бурного и буйного пути героя на стенах галереи дополнена и его собственными снимками (это, впрочем, вполне заурядные туристические зарисовки времен юношеских путешествий по странам Латинской Америки), и выдержками-афоризмами из дневников, и цитатами из стихотворений. Че Гевару, который успел побывать и врачом, и солдатом, и дипломатом, и министром, и банкиром, и снова партизаном, в "Доме Нащокина" представляют прежде всего как фигуру артистическую.
Потому экспозиция открывается большими черно-белыми портретами команданте в рамах и под стеклом (в том числе легендарным снимком Альберто Корды, который стал визитной карточкой Че, растиражированной на майках и сумках): Гевара был необычайно фотогеничен, и кажется, что ты оказался в мемориальном музее почившей кинозвезды, а не на выставке, посвященной революции. Дальше - больше. Из динамиков льются зажигательные кубинские мелодии, превращающие эту самую революцию в подобие карнавала. В одном из углов сооружена инсталляция из повстанческого флага, снарядных ящиков и ручного пулемета, из которого торчит белая лилия. Апогей же всего - нижний этаж, где собраны репродукции работ современных кубинских художников, посвященных Че. "Современных" - в смысле, ныне живущих, поскольку тут плакаты в стиле поп-арта Энди Уорхола или рифмующиеся изображения Гевары и Джона Леннона благополучно сочетаются с произведениями наивного искусства или даже квазииконами. Последние являются наиболее интересными.
 |
На выставке |
Вот Че, распятый на кресте, вот он же с ангельскими крыльями и нимбом, только вместо свитка Священного Писания у него в руке портрет Фиделя. Вот он на лошади, но кажется, что это - Иисус, въезжающий на ослице в Иерусалим. Устроители выставки рассказывают, например, что у крестьян боливийского села Кочабамба есть даже своеобразная молитва: "Бедненький Че, смилуйся, сотвори чудо, сделай так, чтобы моя корова выздоровела".
Че в самом деле - своего рода "бедняжка". Один из его афоризмов, приведенных на выставке, звучит пророчеством собственной посмертной судьбы: "Участь революционера-авангардиста возвышенна и печальна". Как авангард сегодня стал коммерческим товаром, лакомым куском для многочисленных аукционных домов, так и бунтарь Че Гевара превратился в поп-фигуру, идола масскульта. И одинаково бездумно и неосмысленно относятся к этой трагической, в сущности, фигуре, положившей на алтарь революции карьеру, семейное счастье (у Эрнесто было две жены и трое детей), художественные способности, и негоцианты, торгующие футболками с его портретами, и отвязные студенты, их покупающие, и боливийские крестьяне с их литаниями, и, как видим, даже кураторы благополучных галерей. На входе в нижний этаж "Дома Нащокина" - аккуратненькое объявление: "Некоторые работы можно приобрести. Обращайтесь к администраторам".
И кто сказал, что революция не продается? Билет на выставку стоит всего 200 рублей.