Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7694) 13-19 агуста 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрС места - в карьеруМолодая режиссура сезона Ирина АЛПАТОВА
Проблема дебюта Название данных заметок по сути своей составляет известную проблему для молодой российской режиссуры. Оно и правильно: коль скоро понятие театральной кассы стало актуальным для любого театра, в том числе и всячески открещивающегося от коммерции, то рисковать находится мало желающих. Купить-то молодого "кота в мешке" можно, а вот удастся ли продать продукт его творчества - большой вопрос. Вот и думают маститые худруки и театральные директора: пусть, мол, сначала юное дарование где-нибудь "раскрутится", а там поглядим. С местами для подобной "раскрутки" тоже негусто. В Москве, скажем, есть ряд сценических образований, озабоченных решением этой проблемы: Центр драматургии и режиссуры, Театр.doc, "Практика". Режиссерские дебюты там нередки, но камерность формата и ограниченность зрительской аудитории делают дебютанта известным лишь в очень узких кругах. Да и направление у этих театров достаточно своеобразное. Так что остается уповать на редкую возможность получить постановку в каком-либо столичном театре или стартовать в одном из периферийных коллективов, преимущественно в ТЮЗе. И если все сложится удачно, то карьера потихонечку пойдет в гору. Впрочем, на вопрос о том, каковы они, эти дебюты, могут ответить факты. Так, например, в Москве в минувшем сезоне стоит назвать два режиссерских опыта, событиями не ставших, но зарекомендовавших начинающих постановщиков достаточно хорошо. Это "Олеся" Олеси Невмержицкой в Театре под руководством Олега Табакова и "Все проплывающие" Рустема Фесака в Театре "Et Cetera". Кстати, сразу хотелось бы прояснить вопрос "событийности". В это понятие, вероятно, входит некий сценический прорыв, творческий риск и безудержная смелость начинающего, желающего (и умеющего) заявить о себе как о персоне, отчасти выбивающейся из общего ряда. Это, впрочем, случается редко. Работы Невмержицкой и Фесака явно позволяют угадывать в молодых режиссерах потенциальные глубины, но по первости грешат осторожностью и уверенной грамотностью, не нарушающей театрального "покоя". На двух камерных сценах царило ощущение еще не растаявшего студенческого братства (актеры по преимуществу тоже были задействованы молодые), вкус к этюдному методу работы. Меж тем оба действа были весьма профессионально выстроены, не без фантазии оформлены сценографически, костюмно и музыкально и, что главное, отнюдь не вызывали снисходительного критического умиления над "забавами молодых". Так что при тотальном театральном плаче о нехватке новых имен, по логике вещей, и Невмержицкая, и Фесак - реальные претенденты на вакантные режиссерские места. От провинциальных щедрот Между прочим, пожалуй, самые интересные молодые режиссерские работы представили в минувшем сезоне отечественные провинциальные театры. Правда, речь идет не о начинающих постановщиках, а о тех, у кого за плечами уже есть определенный режиссерский опыт, подчас не слишком обширный. И вот здесь-то уже можно говорить и о событии, которым, несомненно, стало "Горе от ума" петербургского режиссера Игоря Селина в Ярославском театре драмы имени Федора Волкова. Игорь Селин, успевший некогда поработать в Александринском театре, у Романа Виктюка, в Центре драматургии и режиссуры, как раз и не отличается благородной сдержанностью постановок, но способен на экстравагантные и рискованные режиссерские поступки. Впрочем, это для молодого еще человека как раз нормально. То, что на подобный риск отважился старейший российский театр, заслуживает уважения. В результате в Ярославле произошла удивительная встреча классика Грибоедова с современными отечественными реалиями жизни и театра, хрестоматийная комедия запульсировала новыми ритмами, обрела свежие интонации и контуры грандиозной постановки (благодаря, конечно, и сценографии Александра Орлова), которую, говорят, уже высоко оценили эксперты грядущей "Золотой Маски". Весьма примечательный спектакль "Коварство и любовь" родился в Новгородском театре драмы имени Достоевского в постановке Сергея Морозова. Морозов вообще - нетипичная фигура в российском режиссерском мире, поскольку ему некогда доверили возглавить сначала Костромской театр, а теперь и Новгородский. Режиссеру же сегодня нет и 35-ти. Морозов не склонен к эксцентрическим решениям, зато обладает редким ныне умением создавать спектакли "большого стиля", укрощать громадное сценическое пространство Новгородского театра и сделать из не менее хрестоматийной пьесы опыт "первого прочтения". К тому же интеллектуальная составляющая его спектаклей не менее сильна, чем зрелищная.
А сколь любопытными оказались работы двух юных дам-режиссеров - Полины Стружковой в Нижегородском ТЮЗе и Екатерины Гороховской в Саратовском и Екатеринбургском ТЮЗах. Спектакль Стружковой "Поход в Угри-Ла-Брек" явил еще и чудеса пространственного решения. Персонажи вместе со зрителями отправлялись в заманчивое путешествие по театральному закулисью, поднимаясь до самой крыши, на которой игрался ряд эпизодов. Гороховская, сумевшая совместить в своем творчестве ипостаси актрисы петербургского БДТ, театроведа и режиссера, смогла привнести в свои постановки то, чего сейчас почти ни у кого из молодых режиссеров не встретишь. Она не боится открытой сентиментальности, наива детского восприятия мира, абсолютной открытости, порой незащищенности интонаций. Она умеет ценить ничем не замороченную простоту сценической истории. И все это можно было увидеть в ее спектаклях "Серая шейка" (Екатеринбург) и "Зимы не будет" (Саратов). На молодом олимпе Как известно, ряд молодых режиссеров, сделавших в столице стремительную карьеру (не без участия критики, горячо поддерживавшей их в дебютную пору), некоторое время назад оказались в ранге лидеров режиссерского цеха. Со всеми внешними приметами успеха и признания, включая номинирование на "Золотую Маску" и даже ее, "Маски", получение. Среди имен, фигурировавших в этом списке, - Миндаугас Карбаускис, Кирилл Серебренников, Нина Чусова, Константин Богомолов. Что же сотворили они в минувшем сезоне? Основная режиссерская "потеря" по-прежнему актуальна. Это уход Карбаускиса в свободное плавание, которое унесло талантливейшего постановщика в неизвестном направлении. Второй сезон подряд о нем ничего не слышно в Москве, а театральный процесс по этой причине явно утратил значительную часть своей интригующей привлекательности. Но Карбаускис - не "человек процесса". Он гуляет сам по себе и неизвестно, вернется ли. Лидер позапрошлогоднего сезона Константин Богомолов и в минувшем работал активнее других, представив два заметных спектакля в "Табакерке", где он теперь пребывает в качестве штатного режиссера. Это "Старший сын" и "Безумный день, или Женитьба Фигаро". И если первый сделан в привычном для молодых камерном формате, то во втором задействована большая мхатовская сцена и звезды первой величины - от Олега Табакова до Сергея Безрукова. Но принципиальным, кажется, для режиссуры Богомолова оказался именно "Старший сын". Уникальность молодого постановщика в том, что он не придумал себе свой фирменный стиль, но в каждом новом спектакле меняется до неузнаваемости. И, между прочим, очень качественно и профессионально продемонстрировал владение порой полярными театральными системами - от комедии дель арте до театра абсурда. Но в "Старшем сыне" он впервые попытался "умереть в актере", не пользуясь броскими режиссерскими приемами и полностью доверившись исполнителям. Правда, их прежде следовало обратить в свою веру. И это получилось. Абсолютно актерский спектакль меж тем не был хаотично импровизационным, но поражал своей невидимой "сделанностью" и эмоциональной наполненностью. А вот "Женитьбу Фигаро" критика почему-то сочла скучноватой. На тесную вершину олимпа тем временем стремительно взобрался Евгений Писарев. И если Богомолов со спектаклем "Много шума из ничего" лишь номинировался на "Золотую Маску", то мхатовский "Конек-Горбунок" Писарева ее получил, что тут же повысило рейтинг постановщика и доверие к нему худрука МХТ Олега Табакова. Писарев получил право новой постановки в Художественном театре и сделал спектакль "Пиквикский клуб". Увы, он тоже активно не был принят критикой, обвинившей режиссера в легкомыслии и отсутствии глубины, хотя на мнение публики это никак не повлияло. Что же касается Кирилла Серебренникова, то он на время утратил лидерские театральные позиции, активно утверждаясь в кино. Впрочем, его "Трехгрошовая опера" в МХТ, которую мы увидим осенью, давно интригует публику. А вот мхатовский же "Киже" показался явно "промежуточной" работой, заполняющей некую паузу. Нина Чусова неслабо работает в провинции, причем в разных жанрах. В Москве же в минувшем сезоне на ее счету разве что антрепризные "Русские горки", достаточно типовое развлекательное зрелище. Дела московские Прочие же еще достаточно молодые режиссеры, некогда блеснувшие тем или иным спектаклем, со временем прочно увязают в рутинном театральном процессе и редко выбиваются из общего ряда. Что в общем-то обидно, ведь рутинная усталость обычно приходит с возрастом. Впрочем, "виноватых" тут найти проблематично: молодые режиссеры по-прежнему порой лишены свободы выбора и самостоятельной инициативы и зависят от реалий театра, куда они приглашены на постановку, и пожеланий худруков. Хотя совсем уж печалиться не стоит, потому что в сезоне был ряд спектаклей, достаточно любопытных и намекающих на известный режиссерский потенциал. Весьма смелым и живым, например, получилось "Обыкновенное чудо" Наркас Искандаровой в Новом драматическом театре. Не убоявшись неизбежных сравнений с культовым фильмом Марка Захарова, Искандарова представила свою версию шварцевского сюжета - как историю художника, сочиняющего оживающие фантазийные миры. Не изменил себе и Владимир Панков, показавший в Центре имени Мейерхольда вторую "серию" своей "гоголианы" - "Гоголь. Вечера. Часть II". На подходе третья, и режиссер совершенно правильно пользуется успешно наработанными методами. Многих приятно удивил изящный и тонкий спектакль Романа Самгина "Спрятанный и закутанная" в ТЮЗе. Но удивляет и другое: сколь мало востребован этот талантливый режиссер, кажется, так и не изживший до конца казус с Театром на Малой Бронной. Антреприза, конечно, дает ему заработок, но говорить о каком-то режиссерском движении, хотя бы на примере нынешнего спектакля "Вокзал на троих" в компании "Оазис", не приходится. Куда испарилось некогда не вызывавшее нареканий мастерство Елены Невежиной, тоже загадка. На ее мхатовском спектакле "Дыхание жизни" царила откровенная скука, с которой безуспешно пытались бороться блистательные актрисы Алла Покровская и Наталья Тенякова. Но постановка хромала на все ноги с точки зрения сценической логики и выстроености, чем, по идее, и должен заниматься любой режиссер. Вадим Данцигер тоже ведет какую-то двойную режиссерскую жизнь. То представит удивительно мощный и гармоничный спектакль ("Не для меня..." на Ермоловской сцене), то какую-то псевдомолодежную эпатирующую невнятицу ("Бедный, бедный Уильямс" в Центре драматургии и режиссуры). А то и вовсе с головой уйдет в съемку телесериалов. Понятное дело, это не полное описание ситуации с отечественной молодой режиссурой, но лишь ее определенный срез. Впрочем, суть проблемы увидеть можно. По-прежнему ни один молодой режиссер (за исключением упомянутого Сергея Морозова) не получил права на свой театр. Разговоры, что, мол, "не хотят", - от лукавого. И хотят, и могут. Правда, есть, к счастью, театры, которые активно сотрудничают с молодыми, и в первую очередь МХТ и родственная ему "Табакерка". Но и среди самих молодых постановщиков немного найдется таких, которые способны были бы устроить некий театральный "взрыв", поразить новыми идеями и свежим видением мира и места театра в нем. И все же они есть. Главное - заметить это и не упустить, а иначе получится, как у Кальдерона, названием одной своей пьесы утверждавшего, что "Жизнь - есть сон". Также в рубрике:
|