Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7694) 13-19 агуста 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЕВДОКИЯ ГЕРМАНОВА: Сегодня выгодно быть удобнымВера ЗВЕЗДОВА Современные режиссеры боятся ярких индивидуальностей. Наверное, поэтому в послужном списке актрисы Евдокии ГЕРМАНОВОЙ не так много киноролей, как хотелось бы ей самой и ее зрителям. Однако те, что сыграны, несут неповторимый отпечаток ее личности и своеобразия ее внутреннего мира. Далеко не всякий способен дотянуться до планки, которую она устанавливает в профессии. Впрочем, Германова и не со всяким согласится работать. Сейчас она снимается в фильме Андрея Смирнова "Жила-была одна баба".
- Оглядываясь на вашу биографию, в которой было шесть попыток поступить "в актрисы", хочется поставить вопрос ребром: талант - это счастье или крест ? - Однозначного ответа здесь нет. Я бы сказала так: изнутри - крест, а снаружи, как результат, - счастье. Количество мук и проблем, которые талант, с его вызовами и непредсказуемостью, создает сам себе и окружающему миру, очень велико. Но в итоге все эти неожиданности и непривычности, производимые талантом, создают килограммы, тонны счастья. Прилизанное и гладенькое я не люблю в жизни. Мне кажется, в итоге получится нечто посредственное. Что касается счастья, то оно в жизни талантливого человека начинает увеличиваться в геометрической прогрессии в тот момент, когда он понимает, что преодолел полосу самоутверждения. И ему больше нет необходимости доказывать миру, что он достоин в нем существовать. Я вам больше скажу. Мне все всегда дается чуть-чуть с опозданием, не так, что вот захотела - и сразу далось. Нет. Дается ровно тогда, когда ты понимаешь, что с этим делать. - Мария Владимировна Миронова однажды перечислила составляющие таланта: вкус, чувство меры, способности и способности реализовать эти способности, то есть воля. Иногда говорят, что у актрисы Евдокии Германовой нет чувства меры. Вы согласны с подобным утверждением ? - У нас неправильно трактуется понятие меры. Считается, что это нечто удобоваримое. Но древние философы понимали меру в ином смысле - наилучшее. И значит, чувство меры - это чувство наилучшего. А когда меня упрекают в отсутствии чувства меры, имеют в виду количество энергии, выбрасываемой мною в пространство. - Для чего вам нужен режиссер ? - Чтобы подсказал нечто конкретное о характере, который нужно сыграть. Все остальное я сделаю сама. Когда режиссер на вопрос: "Что играть?"- отвечает: "Ты и космос", - я теряюсь. Хорошо, я и космос, а дальше что? Для меня гуру - это Табаков, конечно, с его знанием актерской и человеческой природы. Репетируя в МХТ "Вишневый сад", я спросила его: "Почему Шарлотта такая?" "Она просто очень хочет, чтобы ее взяли в Париж", - сказал Олег Павлович. Казалось бы, чепуха какая-то, но все встало на свои места: я поняла истинную причину поведения героини. В режиссере для меня важно, во имя чего он существует в этой жизни и профессии, чего хочет: рассказать очередную побасенку, очередной занимательный сюжет? Про сюжет мне уже неинтересно. Такое количество сюжетов было в моей жизни! Мне интересно распутывать человеческие проявления, объяснять людям их самих, потому что я сама много раз на дню делаю выбор в пользу одних поступков и отрицания других. - О вас часто говорят - неформатная актриса . - Видимо, срабатывает клише. Все странные женщины, с алкоголическим или туманным прошлым, наркоманки, сидевшие, словом, аномалии, - все они мои. Вот когда никто не может сыграть, приглашают меня. У меня такое ощущение. Это утомляет, и я часто отказываюсь от таких предложений. - Есть еще и другой стереотип: Евдокия Германова - русская Джульетта Мазина. Прочитав это в очередной раз, вы как-то отреагировали: "Я бы предпочла быть русской Эдит Пиаф ". - Или русским Чаплином. Все эти сравнения идут от желания журналистов продемонстрировать собственную образованность. Каждый из них ищет, чем блеснуть, а я попадаю в орбиту выяснения их отношений и профессиональных достоинств. Но справедливости ради должна признать, что сходство с Джульеттой Мазиной, конечно, есть. Даже внешнее, не говоря о внутреннем. У меня был шок, когда в свои 26 лет, уже много чего сделав, я впервые ее увидела. Возникло даже ощущение раздавленности: я - это я, за что же так?! Это я сейчас понимаю, что мы с ней просто на одну волну настроены, ну вот, как скрипки Страдивари. Инструменты разные, но мастер - один. - А сыграть Джульетту Мазину не хотите ? - Мне предлагали. Но я не очень понимаю, зачем. Оправдать сходство, которое дала нам природа? - Думаю, никто из тех, кто давно знает и любит актрису Евдокию Германову, не удивился вашему сотрудничеству с Вячеславом Полуниным. Для меня вы, как и сам Полунин, - безусловно, белый клоун . - Слава меня идентифицировал как Пьеро, но мне кажется, что я могу быть и Арлекином. Рыжий чем отличается от белого? Его все бьют, и он подставляется под удары. А белому надо быть "над" всеми остальными. Я могу и так, и так. Да и сам Слава... Хотя он - отдельный. Он создал потрясающий способ существования, при котором материализуются движения человеческой души. Это какая-то совершенно удивительная территория, в которой оживают вещи и пространство. - Есть разница между смысловым наполнением понятий "клоун" и "клоунесса", или это не более чем обозначение половой принадлежности ? - Мы со Славой много говорили на эту тему. В клоунаде половые признаки очень важны! Женщине-клоуну сложнее: когда она начинает кривляться, лучше не смотреть. Клоун, он все-таки больше разрушитель и хулиган, а женщина по сути своей - созидающее начало. Она тоже может существовать в клоунаде, но по другим законам. Англичанка Тина Лярнер, не теряя женской природы, делала потрясающие вещи. Весь мир обошел ее знаменитый номер "Ожившее пальто", который придумал для нее муж. То есть природа смешного, трагического, ранимого и нежного у клоунессы иная, чем у клоуна. И никогда нельзя себя перепахивать, выходя на сцену "типа посмешить". К сожалению, среди современных клоунов - как женщин, так и мужчин - много тех, у кого неправильное, совершенно чудовищное представление о смешном. - Дуся, судя по всему, вы разделяете мнение великой Анны Маньяни, утверждавшей, что каждая морщинка слишком дорого ей досталось, чтобы с ней расставаться. Почему, на ваш взгляд, наши актрисы сегодня дружными рядами отправились в косметические клиники, пытаясь продлить молодость? Разве это не путь к потере собственной индивидуальности? И разве индивидуальность - не самое главное в актерской профессии ? - Это жертвы рекламы. Я считаю пластическую операцию абсолютным насилием над собой, которое продиктовано страхом. Быть самим собой - определенный подвиг, а уж быть неповторимой актрисой!.. Из чего состоит неповторимость? Из трудностей, которые ты преодолеваешь. То, с чего мы начали интервью: мера твоей величины исчерпывается только тобой. Но к трудностям никто не готов. Быть трудным, быть непохожим, идти своим путем, не бояться ошибаться - не выгодно. Сегодня выгодно быть удобным. Быть, как все. Когда в молодости я мучила Табакова вопросами, одним из главных, на который я никак не могла найти ответ, был: "Олег Палыч, чем же мне-то удивить?" Казалось бы, все уже испробовано в подлунном мире. На что мудрый Олег Павлович сказал: "Удивить мир можно только собой". Отсюда - все производные. Это процесс сладостный, горький, терпкий, но быть неповторимым - того стоит. Своих студентов я учу этому. - Считается, что спортсмен-чемпион не может стать большим тренером: мешает опыт прошлых побед, который он зачастую не способен проанализировать и "разложить по полочкам" для других, с их индивидуальными природными возможностями. Но, похоже, в актерской профессии все с точностью до наоборот: актер-неудачник не имеет права учить других ? - К несчастью, таких педагогов много. Как правило, они самоутверждаются. И я видела примеры чудовищного нравственного издевательства над студентами. Когда гнобят, унижают, оскорбляют. Табаков учил нас, что успешные люди щедры и мягки. Потому что они - успешные. Мое самолюбие обладает огромным аппетитом, но этот аппетит удовлетворен: я востребована. Мне интересны ребята. Я помню себя в их положении: сколько я преодолевала, как Олег Павлович меня вправлял. Причем как актрису - во вторую очередь, а в первую очередь - как человека, попавшего в некую систему очень странных ценностей и оценок: тебя, тебя внутри себя, тебя и окружающего мира. И все это им надо объяснять. Надо объяснять природу их собственного обаяния, природу собственного "я" и его неповторимости. Каждый раз это очень индивидуально. Есть конкретный человек, есть мой с ним контакт, есть материал, над которым мы работаем. Я никогда не знаю заранее те слова, которые должна ему сказать. Человек понимает урок здесь и сейчас, находясь в определенном - подавленном или возвышенном - состоянии. У Михаила Чехова, кстати, очень много упражнений, способствующих нахождению своего болевого центра. - Михаил Чехов вам ближе, чем Станиславский ? - Ближе. Станиславского - "Моя жизнь в искусстве", "Работа актера над собой" - я прочла четыре года назад, раньше никак не могла себя заставить. И только занявшись формулировкой собственных педагогических установок, поняла, что мне надо подучиться. И тогда что-то в системе Станиславского стала понимать. До этого я работала по своим законам, да, в общем-то, и работаю. Но одно другому не противоречит. - Недавно с удивлением узнала, что вы целый сезон служили в Театре на Таганке, да еще в последний год жизни Владимира Высоцкого . - Да, была такая страничка в моей жизни. Я наблюдала закат Таганки, так сказать, талантливые конвульсии. Театр к тому времени разбился на группировки и существовал этими группировками, а я ни с кем не дружила. Одиноко ходила на репетиции, сидела, слушала. Высоцкий произвел на меня грандиозное впечатление. Мощнейшая личность! У него мгновенно возникал "роман" с залом, в котором каждый из участников был упоенно влюблен в другого, доверял и доверялся. - Почему у представителей актерского цеха так часто возникает желание запереться в монастырских стенах? Вот и вас одно время посещали такие мысли ... - Дерьма много вокруг, предательства много. А поскольку актеры работают собственной душой, иногда у них не хватает сил совладать с этим. Но я для себя решила: нужно научиться очищать себя, существуя в миру. В том качестве, в котором тебе начертано. - Вы восхищаетесь отношением к делу Евгения Миронова, который подходит к профессии как к служению. Но ведь это свойственно и вам. Хотя Олег Павлович Табаков, по-моему, ничему такому своих учеников не учил: всем своим видом он демонстрирует пример совмещения профессиональной самоотдачи и радостей жизни . - А мы тоже не отшельники! Думаете, не сочетаем? Еще как сочетаем. Просто не все знают, сколько Олег Павлович работает, и какова порой мера его самоотречения. Почему у многих людей не получается построить театр? Соблазны мешают. Вроде как хочу построить театр, но параллельно хочу еще и это, и вот это... Не все умеют обозначить приоритеты, четко сказав себе, чего ты действительно хочешь, и идти строго этим путем. Особенно, если рядом свита, которая дует в уши и растаскивает на свои интересы. На Табакове два театра, и это, ой, как непросто! А он еще умудряется каждый раз давать дельные советы по существу. Умение видеть суть проблемы - это очень трудно, это как раз и есть служение. Так что все - от учителя. Иногда мы тоже можем похулиганить, но все равно дело - главное. - Искусство для вас - это "что", "как" или "зачем "? - Меньше всего я склонна теоретизировать на темы такого рода. Наверное, в какой-то момент надо себя спросить: "Дуся, что в твоей жизни есть искусство?" Но пока я ограничиваюсь тем, что для меня искусство - каждый день жить и право - быть. Также в рубрике:
|