Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7694) 13-19 агуста 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Настоящее баварское качество и галактика Сильви Гиллем

Критики подводят итоги сезона

Елена ФЕДОРЕНКО
Дмитрий МОРОЗОВ
Фото Михаила ЛОГВИНОВА и ИТАР-ТАСС


Сезон 2008/09 года завершен. В преддверии сезона нового мы по традиции обратились к обозревателям центральных изданий и ведущим независимым музыкальным и балетным критикам с просьбой ответить на вопросы анкеты:

1. Событие сезона

2. Антисобытие сезона

3. Тенденция сезона

4. Дебют сезона

5. Театр сезона

6. Персона сезона

Сцена из спектакля "Na Floresta"

Мария БАБАЛОВА, "Известия"

1. Три высококлассных концерта в Москве из категории исторически выдающихся событий, когда искусство являет образец совершенства: Чечилии Бартоли, Ольги Бородиной и симфонического оркестра Баварского радио под руководством Мариса Янсонса.

2. Ужасающая неразбериха с реконструкцией Большого и Мариинского театров. Впустую уже потрачены миллионы бюджетных денег, но сроки окончания работ, а главное, их качество - тайна, до сих пор не имеющая разгадки.

3. В Москве филармоническая афиша по-прежнему интереснее и разнообразнее театральной. Афиша Петербурга выглядит более сбалансированно, в первую очередь благодаря усилиям Валерия Гергиева и Мариинского театра.

4. Не формально, а по сути этот сезон можно считать дебютным для очаровательной солистки Большого театра Екатерины Щербаченко, сенсационно победившей на престижном конкурсе ВВС "Singer of The World"-2009. Теперь можно не сомневаться, что сопрано из России будет нарасхват в лучших оперных театрах по всему свету.

6. Борис Александрович Покровский. Уход из жизни великого мастера заставил осознать, что нравственность - категория, из творчества, прежде всего режиссерского, исчезающая.

Лариса БАРЫКИНА

1. Балет - последний привет от Ратманского двум главным театрам: "Русские сезоны" в Большом и "Конек-Горбунок" в Мариинке; внеконкурсная программа юбилейной "Золотой Маски": Гиллем, Форсайт, Килиан. Опера - две мировые премьеры в Перми, "Христос" Рубинштейна и "Один день Ивана Денисовича" Чайковского (Исаакян - Платонов); "Макбет" как копродукция Новосибирска и Парижа (Курентзис - Черняков). Концертное исполнение "Мертвых душ" Щедрина в Мариинке-2: Гергиев и Лейферкус.

2 - 3. Тенденций несколько. Самая отрадная - в театрах ставят новую отечественную музыку. Опасная - художественную политику диктуют не творцы, а чиновники от культуры и директора не от искусства, примеров по России масса. Институт главных специалистов практически разрушен, а вот просвещенных интендантов нет как нет. Расклад по жанрам: в опере - "оторопь", в которой пребывает отечественный режиссерский театр, в балете - махровый консерватизм и полное отсутствие хореографической мысли, и рядом - затянувшаяся пробуксовка российского современного танца, имеющая, впрочем, вполне конкретные причины. Только российский мюзикл упорно настаивает, чтобы его заметили.

4. Проект "Гоголиада" в Мариинке, три одноактные оперы: дебют молодых композиторов, а также постановщиков и художников. Московский дебют дирижера Антона Гришанина в Музтеатре (балет "Неаполь").

5. Пермский оперный: упомянутые мировые премьеры, успех впервые в России поставленного "Орфея" Монтеверди на "Золотой Маске", уже в 4-й раз - беспрецедентный по масштабу и концепции фестиваль "Дягилевские сезоны".

6. Режиссер и культуртрегер Исаакян; тандем свежеиспеченных лауреатов Госпремии - Колотурский и Лисс, сделавших высококлассные филармонию и оркестр далеко за пределами Садового кольца.

Екатерина ВАСЕНИНА,

"Новая газета"

1. "Бедная Лиза" Аллы Сигаловой. Потрясающей силы эстетический прорыв известного балетмейстера в содружестве с актрисой Чулпан Хаматовой и танцовщиком Большого театра Андреем Меркурьевым.

2. Последствия кризиса, отразившиеся на концертной и будничной жизни отечественных коллективов современного танца. Повышение арендных ставок за репклассы, сценические площадки, падение доходов от уроков - все это не лучшим образом сказывается на и без того хрупком организме российского современного танца.

3. Потеря смысловой глубины. Этическая растерянность. Это вечная тенденция с точки зрения искусствоведения. С житейских позиций - очевидно, что борьба за выживание современного танца продолжается. Никто не закрылся, не ушел, хлопнув дверью, торговать мороженым и носками. Все продолжают карабкаться, повторяя: "Рецессия умеренная". Студия Ирины Афониной и танцкомпания Дениса Бородицкого (ученик Игоря Моисеева, солист "Bill T.Jones") под рев фанатов отметили свои юбилеи, 15 и 5 лет соответственно. Жизнь продолжается - вот еще одна тенденция.

5. Несчастные императорские театры, Большой и Мариинский, "попавшие" когда-то под реконструкцию. Все желающие заработали на попытках реконструкции, и конца стройкам нет.

6. Пина Бауш. Уход людей такого масштаба формирует вопрос к себе: "Иконостас твоих кумиров, людей-ориентиров редеет. Что ты сделал для людей?"

Вадим ГАЕВСКИЙ

1. "Коппелия" в Большом театре, самый искусный спектакль в репертуаре театра. Я имею в виду и успешные выступления всех трех составов, и сценографический образ, и хореографическую культуру. Но неприятно поражен тем, что этот спектакль идет так редко.

2. Международный конкурс балета, самый неудачный и самый непредставительный за все годы. Престиж конкурса неумолимо падает.

3. Медленное сползание назад, к временам застоя. Возвращение давно умерших советских балетов. Возвращение на первые роли одиозных фигур той эпохи.

4. Артем Овчаренко в "Сильфиде" Большого театра.

5. Большой театр, хотя и с оговорками.

6. Сергей Вихарев, балетмейстер, репетитор и педагог.

P.S. В своих ответах я не назвал имя покойной Пины Бауш, чей показанный на Чеховском фестивале спектакль - явление чистой гениальности - далеко выходит за рамки балетного жанра.

Марина ГАЙКОВИЧ,

"Независимая газета"

1. Гастроли симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса.

3. Пожалуй то, что, несмотря на финансовые сложности, полноценный сезон, какими Москва избалована за последние несколько лет, все-таки состоялся.

6. Борис Покровский.

Анна ГАЛАЙДА,

"Большой театр", "Ведомости"

1. а) Программа "Золотой Маски" "Легендарные спектакли ХХ века". Такой концентрации выдающихся танцевальных спектаклей видеть в России еще не приходилось;

б) "Дягилевские сезоны" в Перми как попытка вернуть театр, и оперу и балет, из маргинального междусобойчика в контекст искусства;

в) "Русские сезоны" Ратманского в Большом;

г) российская премьера Начо Дуато в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко;

2. Исчезновение оригинальных постановок (исключение - чудесный "Конек-Горбунок" Ратманского в Мариинке и типичный для Эйфмана "Онегин. Online"), что означает полное отсутствие перспектив на обозримое будущее.

3. Множество домашних радостей (о них - в пункте 4) и минимум значимых событий.

4. Появление нового поколения в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко:

М. Янсонс дирижирует оркестром Баварского радио

Валерию Муханову, Оксану Кардаш, Карину Житкову и Викторию Капитонову даже в небольших соло порой интереснее смотреть, чем "взрослых" балерин. Из этого же разряда - практически весь состав "Na Floresta".

В Мариинском театре Виктория Терешкина в "Коньке-Горбунке" и "Теме с вариациями", Михаил Лобухин и Александр Сергеев в "Шурале".

В Большом - Наталья Осипова, Светлана Захарова, Екатерина Шипулина, Андрей Меркурьев в "Русских сезонах", Мария Александрова в "Коппелии", Екатерина Крысанова и Андрей Меркурьев в "Дон Кихоте", Екатерина Крысанова в "Щелкунчике", Анна Тихомирова - в первую очередь в "Весенних водах".

5. С некоторой натяжкой - Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, обнаруживший большой потенциал, но пока не определившийся с целями и задачами.

6. Наталья Осипова - каждый ее выход на сцену содержит интригу, даже если это одна вариация в "Золушке".

Анна ГОРДЕЕВА,

"Время новостей", "Time out Москва"

1. Главные события сезона происходили не в наших театрах - их обеспечили "Золотая Маска" (гастроль Сильви Гиллем, спектакль Килиана, спектакль Форсайта) и Чеховский фестиваль (спектакли Матса Эка, Пины Бауш, Мэтью Боурна). На той же высоте - пожалуй, лишь последняя премьера в Музыкальном - "Na Floresta" Начо Дуато.

2. Ничего катастрофического не случалось - но вот "Шурале" в Мариинке, конечно, стал огорчением. Существовал красивый миф про непонятого гения Якобсона - и после восстановления его спектакля выяснилось, что смотреть это тоскливое действо в принципе невозможно. Лучше бы все в легендах и оставалось - одной сказкой на свете было бы больше.

3. Она едва наметилась - и, возможно, подтвердится всерьез в следующем сезоне. Самые существенные события теперь будут происходить не в Большом и в Мариинке, а в Музыкальном и Михайловском театрах.

4. Сергей Филин в качестве худрука балета Музыкального - его дебютный сезон пока выглядит очень убедительно.

6. Сильви Гиллем.

Лейла ГУЧМАЗОВА,

"Итоги", "Ваш досуг"

1. Пронзительные "Русские сезоны" Ратманского - Десятникова.

2. Тьма. Берегу место на полосе уважаемой газеты.

3. "Повернутость" назад в подавляющем числе премьер балета, оперы, танца и в количестве страшно расплодившихся "датско-юбилейных" гала.

4. Разве что назвать дебютантом на русской сцене 52-летнего Начо Дуато, который в мире авторитет, а у нас - извольте показать? Прекрасный дебют!

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, причем не только в сравнении с ним самим. "Na Floresta", "Лючия ди Ламмермур", "Неаполь" уже не позволяют считать эту труппу средней. Институт сезона - "Золотая Маска", что порадовала опусами Килиана, Форсайта и Сильви Гиллем в проекте "Легендарные спектакли ХХ века".

6. Ушедшие гиганты Пина Бауш и Мерс Каннингем. Места остались вакантными навсегда.

Елизавета ДЮКИНА,

"Музыкальное обозрение"

1. Событий было немало как в столице, так и в других российских городах. К ним относятся "Лючия ди Ламмермур" Доницетти в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко; Фестиваль опер на сюжеты Гоголя в Московском Камерном музыкальном театре; российская премьера мало кому известной оперы Гречанинова "Женитьба" в Детском музыкальном театре имени Н.Сац; роскошный Гоголевский фестиваль в Мариинском театре; конечно же, Пермский фестиваль "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж" с его мировой премьерой оперы А.Чайковского "Один день Ивана Денисовича".

2. Полное отсутствие событий в оперной труппе Большого театра. Выпущена всего одна премьера "Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова, которая приравнивается к антисобытию.

3. Вот уже

который год в оперной жизни Москвы главными являются не оперные спектакли, а концертные исполнения опер. Прежде всего это абонемент Московской филармонии: "Капулетти и Монтекки" Беллини, "Орфей и Эвридика" Гайдна, "Орландо" Генделя. Все более интересная жизнь происходит в российских театрах - опять же в Пермском театре оперы и балета и Новосибирском театре. Речь идет прежде всего о совместном проекте Новосибирского театра и Парижской Оперы - премьере оперы Верди "Макбет".

4. Очень удачно дебютировал на оперной сцене драматический режиссер Адольф Шапиро, поставивший в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко "Лючию ди Ламмермур" Доницетти.

5. Два театра: Мариинский с его многочисленными премьерами и фестивалями: Гоголевским, Пасхальным и "Звездами белых ночей" и, конечно же, Пермский театр оперы и балета имени Чайковского, на сцене которого ставятся подлинные раритеты: "Орфей" Монтеверди, "Христос" А. Рубинштейна и "Один день Ивана Денисовича" А.Чайковского, причем на очень высоком профессиональном и музыкальном уровне.

6. Георгий Исаакян - художественный руководитель Пермской Оперы и фестиваля "Дягилевские сезоны", постановщик "Орфея", "Христа" и "Одного дня Ивана Денисовича".

Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ,

"Независимая газета"

1. Первый опыт работы Начо Дуато с российской труппой. Пусть балет "Na Floresta" в Музыкальном театре не идеален, но лиха беда начало.

2. Череда смертей.

3. Замешательство. Отсутствие явных тенденций.

4. Особенно ничего не впечатлило.

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко как отважный и самоотверженный первопроходец. Теперь творческие и пиар-порывы подкрепить бы современной технической базой. Если в театре взяли курс на освоение всевозможных школ, это надо делать не на глазах у зрителя, а прежде всего в классах, приглашая соответствующих педагогов и организуя систематическое обучение различным техникам.

6. Сверхъяркой звезды не назову. Но снимаю шляпу перед непотопляемым Юрием Григоровичем, вернувшимся в Большой театр. Он еще всех там построит.

Наталья ЗИМЯНИНА,

агентство неполитических новостей "Турне", "Новая газета"

1. Выход радио "Орфей" на общедоступную частоту. И спасибо "Культуре", что печатает его программу. Оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса в БЗК: ждала, но не столь многого. Балеты, привезенные "Золотой Маской", Сильви Гиллем, Иржи Килиан, Уильям Форсайт. Концерт Евгения Кисина в БЗК - необсуждаемое совершенство.

2. "Китеж" в Большом театре.

3. Усталость менеджмента. В последние годы многие с энтузиазмом сунулись в эту новую для России профессию, но сейчас как-то сникли. Консерватория не справилась со своими залами, замельчив концерты донельзя. Дому музыки надо напомнить, как, имея еще лишь остов нового здания, его руководство противостояло эстрадным исполнителям, претендовавшим на его необозримые пространства. А ныне в Светлановском зале поют Александр Новиков и Лолита. При этом потрясающая Симона Кермес довольствуется Камерным.

4. 25-летний виолончелист Сергей Суворов. Что очень приятно - никакой рисовки.

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Захватывающий современный "Гамлет" Кобекина, Хибла Герзмава в новой "Лючии ди Ламмермур", "Неаполь" Бурнонвиля и балеты Дуато и Аштона. И даже срежиссированный Вечер оперетты.

6. Михаил Плетнев. Российский национальный оркестр под его управлением работает превосходно. В предчувствии очередной разрухи, то есть всплытия на поверхность еще большего числа людей ловких и беспардонных, серьезность Михаила Васильевича даже немного успокаивает. Было интересно все: и Римский-Корсаков, и Шуберт, и Шуман, и Бизе, и Скрябин. Органически не умеет халтурить человек. Это в наше-то время! Остается надеяться, что у него все же хватит великодушия и воли вернуться и за рояль. Отсутствие в нашей жизни Плетнева-пианиста - потеря, которую может восполнить только он сам.

Валерий КИЧИН,

"Российская газета"

1. "Голый король" Луки Ломбарди в постановке Дмитрия Бертмана в Римской Опере и "Екатерина Великая" Сергея Дрезнина в Свердловском театре музыкальной комедии - абсолютно новаторская и чрезвычайно содержательная попытка создать, во-первых, национальный, во-вторых, исторический мюзикл. Новаторство спектакля прежде всего в том, что в нем соединились вокальные школы, между которыми доселе зияла пропасть, - академический вокал и джаз. Во всех смыслах это было явление, которое только благодаря каким-то личным мотивам (неприязнь, зависть, ревность, неспособность оценить новое и прочее) не сумело оценить жюри "Золотой Маски". Поэтому именно жюри я делаю героем своего ответа на второй вопрос.

2. Решения жюри "Золотой Маски" - некомпетентные и необъективные.

3. Дальнейшее усиление разобщенности наших музыкальных театров, атмосферы неприязни друг к другу.

5. Свердловский театр музыкальной комедии, создавший свою систему подготовки актеров, продолжающий заказывать и создавать новые произведения для музыкальной сцены.

6. Михаил Сафронов - директор этого театра, благодаря энтузиазму которого все вышеописанное стало возможным.

Екатерина КРЕТОВА, "МК"

1. Чеховский фестиваль, показавший новые (для нас) горизонты театральных технологий.

2. Концерт Флореса в Доме музыки - полнейшее разочарование.

3. Снижение уровня некогда высококачественных масштабных проектов - Пасхальный фестиваль, Фестиваль симфонических оркестров.

4. Адольф Шапиро в качестве оперного режиссера в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

5. Большой театр, как долгострой, в котором успешно исчезают бюджетные деньги.

6. Игорь Крутой. Суметь вовлечь в свои проекты Дмитрия Хворостовского и Лару Фабиан - на это нужно иметь... мощные аргументы.

Евгения КРИВИЦКАЯ

1. Уход Александра Ведерникова с поста главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра. Событие из тех, что долго ожидалось и все равно наступило внезапно.

2. Премьера оперы Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже", состоявшаяся в октябре 2008 года в Большом театре. Провал и в выборе режиссера, и в кастинге, и в общем музыкальном воплощении.

3. Главная тенденция - движение по накатанной полосе. В эпоху кризиса, думается, это самое правильное решение. Были интересные гастролеры. Из выдающихся артистов хочется упомянуть прощальный концерт А.Бренделя, выступления Симфонического оркестра Баварского радио с Марисом Янсонсом, Будапештского фестивального оркестра с Иваном Фишером. Продолжение филармонических абонементов, знакомящих с операми в концертном исполнении. Абсолютным лидером для меня стал "Орландо" Генделя. Держат планку и столичные оркестры. Выделять кого-то персонально будет неэтично.

4. В этом сезоне не было "откровений", но все же несколько перспективных молодых артистов назвать можно. Тенор Сергей Романовский - не очень ровный, не до конца владеющий своим голосом, но имеющий несомненный потенциал стать звездой. Скрипач Павел Милюков. Были дебюты и другого свойства. Например, Владимира Юровского за пультом оркестра Большого театра. Кажется, что этот дирижер может найти общий язык с любым коллективом - во всяком случае, тут "химия" возникла с первых репетиций.

6. По-прежнему Алексей Шалашов, который успешно руководит музыкальной культурой уже в масштабах страны, но и Московскую филармонию не бросает.

Майя КРЫЛОВА, "РБК дэйли",

"Новые известия"

1. Проекты "Золотой Маски" - прежде всего выступление гениальной Сильви Гиллем, но и спектакль "Last Touch First" Нидерландского театра танца-3. В Большом театре - превосходные "Русские сезоны" Алексея Ратманского и удачный "старый новый" балет "Коппелия". Первая в России постановка балета Начо Дуато. Наконец-то у нас дошли руки до великого хореографа современности.

2. Балет "Павильон Армиды" - проект Андриса Лиепы профанирует старинный оригинал. Оперетта "Летучая мышь" в Новой Опере: торжество пошлости и неумного режиссерского произвола.

3. Курс на поддержание традиций, ослабление интереса к экспериментам, победа консерватизма, ретроувлечения - в Большом и Мариинском балете. Перманентно жуткое состояние профессии хореографа в России, что показал недавний международный балетный конкурс.

4. Если под дебютом понимать и новые роли, и вводы, то - Мария Александрова, Наталья Осипова и Вячеслав Лопатин в "Коппелии". Светлана Захарова и Наталья Осипова в "Русских сезонах". Андрей Меркурьев в "Светлом ручье". Денис Савин - великолепный Дроссельмейер в "Щелкунчике". Екатерина Крысанова в "Щелкунчике". И еще - новый премьер Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Семен Чудин в "Лебедином озере".

5. Такового в ярко выраженном виде не наблюдается. Частично - Музыкальный театр, в котором после прихода худрука балета Сергея Филина начало усиливаться качество труппы и репертуара.

6. Диана Вишнева в проекте "Красота в движении", победителе "Золотой Маски". Замечательна креативность примы, не желающей, в отличие от многих коллег, почивать на лаврах.

Татьяна КУЗНЕЦОВА,

"Коммерсантъ"

1. Отечественные - "Русские сезоны" Алексея Ратманского в Большом. "Na Floresta" Начо Дуато в Музтеатре Станиславского и Немировича-Данченко. Импортные: спектакли Иржи Килиана, Уильяма Форсайта и Сильви Гиллем в программе "Золотой Маски" "Легендарные имена и спектакли ХХ века".

2. Нехудожественное - уход Ратманского из Большого театра и Махарбека Вазиева из Мариинки. Художественное - завершивший сезон концептуальный гала-концерт в Большом, демонстративно перечеркнувший все достижения балетной труппы за последние десять лет.

3. Тенденция сезона: консервативная. Возобновления старых балетов и обращения к классике - как с коммерческими, так и с эстетическими целями - явно преобладают над поисками свежего репертуара (будь то эксклюзивы или переносы спектаклей).

5. Музтеатр Станиславского и Немировича-Данченко, отважно пополняющий афишу незатрепанными названиями. За одного Начо Дуато, открытого россиянами, - низкий поклон.

6. Персона сезона: министр культуры Авдеев, благодаря

которому работы по реконструкции Большого театра переданы в ведение московских строителей, а открытие здания отложено до конца 2011 года - в лучшем случае.

Виолетта МАЙНИЕЦЕ

1. Гастроли Сильви Гиллем, Иржи Килиана и Уильяма Форсайта в Москве, организованные "Золотой Маской".

2. Многочисленные неудачные премьеры современного танца, состоявшиеся в Москве. Они лишены профессионализма, представляют собой "домашние радости" и заново открывают открытое в Америке еще в 1960-е годы.

3. Несмотря на кризис, в России много балетных премьер, значительных среди них крайне мало. Исполнители интереснее хореографов, с которыми по-прежнему катастрофа.

4. Иван Васильев в партии Спартака (Большой театр), Леонид Сарафанов - Иванушка в "Коньке-Горбунке" А. Ратманского (Мариинский театр).

5. Большой театр.

6. Наталья Осипова (Большой театр).

Светлана НАБОРЩИКОВА,

"Известия"

1. "Русские сезоны" Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского (Большой театр): грамотно сделанный и красиво упакованный продукт. "В лесу" в постановке Начо Дуато. "Push" (Сильви Гиллем и Рассел Малифант): "Золотая Маска".

2. Уход из Большого театра Алексея Ратманского. "Захарова - Суперигра" (Большой театр).

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко".

6. Сильви Гиллем.

Марина НЕСТЬЕВА,

"Музыкальная академия"

1. Сценическая версия "Очарованного странника" Щедрина на Мариинской сцене и "Орфей" в Пермской Опере.

2. Постановка "Сказания о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова в Большом театре.

3. Концертные исполнения опер и, соответственно, большее внимание к музыкальной стороне в их трактовке. Другая тенденция - возросшее внимание к современной опере.

4. Дмитрий Бобров, исполнивший роль Орфея в пермском спектакле.

5. Мариинский театр.

6. Лариса Гергиева в качестве художественного руководителя Академии молодых певцов, а также вдохновителя и организатора театра во Владикавказе как центра большой культуры в кавказском регионе.

Петр ПОСПЕЛОВ,

"Ведомости"

1. Прощальный концерт Альфреда Бренделя (последний привет от настоящей простоты).

2. "Кармен" п/у Плетнева (кошмарные редакция и исполнение).

3. Влияние камерного исполнительства на симфоническое (Курентзис, Рудин, Пааво Ярви, Персимфанс).

4. Персимфанс.

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко ("Лючия", "Гамлет").

6. Владимир Мартынов, провалившийся в западной прессе с оперой "Vita nuova": ни о ком столько не спорили.

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ,

"Невское время"

1. "Макбет" Чернякова в Новосибирске и Париже. И балет Щедрина "Конек-Горбунок" в постановке Ратманского - я считаю, одна из лучших его работ.

2. "Севильский цирюльник" в постановке Степанюка, Мариинский театр.

3. Разворот отечественных оперных театров в сторону современных опер и современных авторов. Если взглянуть на проблему шире - освоение новых репертуарных "территорий". Движение идет как в сторону современности, так и старинной музыки.

4. Елена Жидкова, за экстремально яркое исполнение партии Юдит в опере Бартока "Замок герцога Синяя борода" на Фестивале "Звезды белых ночей".

5. По гамбургскому счету, на это звание не тянет ни один. Однако Мариинский театр в этом сезоне отметил юбилей Гоголя масштабными постановками опер на гоголевские сюжеты, предпринял оригинальный культурный ход, заказав новые оперы на гоголевские темы молодым авторам и осуществил "Гоголь-проект". Кроме того, выпустил вполне приемлемый по европейским стандартам спектакль "Идоменей". Так что с натяжками Мариинский может быть назван как "театр сезона".

6. Валерий Гергиев: как дирижер, как руководитель крупных фестивалей в Москве и в Петербурге и как умелый "кризисный менеджер", адекватно реагирующий на изменение экономической и социокультурной ситуации.

Валерия УРАЛЬСКАЯ, "Балет"

1 - 2. Сезон был насыщен премьерами, фестивалями, вечерами балетов и большим количеством конкурсов. Но не берусь назвать какое-то одно из них событием или антисобытием. Все протекало на среднем, обыденном уровне.

3. Восстановление некогда событийных, но забытых или полузабытых спектаклей, а также балетов, ранее не шедших в России. Воссоздание атмосферы ретроискусства.

4. "Печальная птица" Касьяна Голейзовского.

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

6. Сильви Гиллем.

Александр ФИРЕР

"Музыкальная жизнь"

1. Выступление Сильви Гиллем в Москве стало потрясением. Она воистину недосягаемая галактика в современном мире балета.

2. Workshop, раритет Большого театра, в этом году "преставился". В последние годы он не только давал карт-бланш молодым хореавторам и стал отдушиной для жадных до всего нового артистов, но и был одним из путей развития танца.

3. Две тенденции балетного театра в последние годы остаются неизменными: реконструкция старых балетов и перенос опусов известных западных хореографов. В авангарде второй тенденции - Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

4. Иван Васильев в балете "Спартак". Первый креативный Спартак со времен золотого века Большого. Татьяна Чернобровкина в балете Аштона "Маргарита и Арман" красиво открыла на московской сцене завидную бенефисную роль. Яркий дебют Екатерины Крысановой в партии Китри поразил и запомнился. Спектакль Пины Бауш "Семь смертных грехов", впервые показанный в Москве, совершенен. Это актуальная классика экспрессионизма и эстетического экстремизма.

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко поражает широтой взглядов и концепцией, устремленной к новизне и стилевому разнообразию репертуара. В этом сезоне театр пополнил свою афишу такими шедеврами, как "Неаполь" Бурнонвиля, "В лесу" Начо Дуато и "Маргарита и Арман" Аштона. Большой театр и Мариинский выделились творениями Алексея Ратманского: "Русскими сезонами" и "Коньком-Горбунком" соответственно.

6. Имя Натальи Осиповой у всех на устах. Она оживила премьеру Большого - "Коппелия". А также триумфально дебютировала в Американском театре балета в "Сильфиде" и "Жизели".

Сергей ХОДНЕВ, "Коммерсантъ"

1. Концерт оркестра Баварского радио с Марисом Янсонсом и "Мессия" Генделя под управлением Петера Ноймана.

2. "Летучая мышь" в Новой Опере.

3. Опасения насчет последствий финансового кризиса, придававшие особую весомость иным многозатратным концертным проектам: не было уверенности в том, что с доброкачественной продюсерской амбициозностью не придется на какое-то время попрощаться.

4. Адольф Шапиро ("Лючия ди Ламмермур" Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко) - пожалуй, самый удачный за последние годы дебют драматического режиссера в столичных оперных театрах.

5. Хотя по-настоящему хвастаться Большому театру по итогам сезона стоит только действительно громкими гастрольными выездами, по части ньюсмейкерства (хотя бы и со знаком "минус") в этом сезоне он обогнал всех.

Елена ЧИШКОВСКАЯ,

радио "Культура"

1. Концерт симфонического оркестра Баварского радио п/у Мариса Янсонса. "Гамлет" в Театре Станиславского. Фестиваль к 200-летию Гоголя в Мариинском театре.

2. "Китеж" в Большом, "Летучая мышь" в Новой Опере, "Севильский цирюльник" в Мариинке.

4. Алексей Марков.

5. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

6. Гергиев.

КОММЕНТАРИИ ОТДЕЛА МУЗЫКИ

Если судить по результатам данного опроса, может сложиться впечатление, будто прошедший оперный сезон, в отличие от концертного, был едва ли не полностью провальным, во всяком случае, в Москве. Это, конечно же, не совсем так, хотя главные события и вправду происходили отнюдь не в столице. Это - "Христос" Антона Рубинштейна и "Один день Ивана Денисовича" Александра Чайковского в Перми, вердиевский "Макбет" в Новосибирске и Гоголевский фестиваль в Мариинке. Но и в Москве были весьма значительные премьеры - прежде всего дружно "забытый" всеми опрошенными "Распутин" Джона Риза в "Геликон-опере", и мировая премьера "Гамлета" Владимира Кобекина в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Со знаком плюс, несомненно, следует отметить "Лючию ди Ламмермур" Доницетти того же театра и "Джанни Скикки" Пуччини в Новой Опере. Последний - в отличие от "Лючии", слишком, на наш взгляд, перехваленной, - оказался почти не замечен прессой, а зря. И если уж, кстати, говорить о лучшем дебюте драматического режиссера в опере на московской сцене, то Геннадий Шапошников в "Джанни Скикки", как представляется, дает к тому больше оснований, нежели маститый Адольф Шапиро в "Лючии", во многом потерявшийся в тени латвийского сценографа Андриса Фрейбергса.

Из московских премьер в графе "событие" фигурируют лишь три (упомянутые "Гамлет" с "Лючией", а также "Женитьба" А.Гречанинова в Театре Н.Сац), причем каждая набрала только по одному голосу. Зато с определением антисобытий особых затруднений не возникает: три черных шара получила "Летучая мышь" в Новой Опере, а "победу" в данной номинации одержал "Китеж" в Большом - его назвали сразу пять опрошенных.

Почти такое же единодушие в ответах возникает, как только мы переходим на почву концертную, прежде всего филармоническую. Вот уже несколько лет подряд наши опросы фиксируют в качестве одной из определяющих тенденций явное и очевидное преимущество концертной афиши столицы перед музыкально-театральной. И в этом сезоне Московская филармония продолжала столь же высоко держать свою планку. Поэтому в оперном рейтинге концертные исполнения "Капулетти и Монтекки" Беллини, "Орфея" Гайдна и "Орландо" Генделя решительно потеснили театральные премьеры, а главным событием музыкального сезона в целом большинством голосов признан приезд Симфонического оркестра Баварского радио во главе с Марисом Янсонсом, организованный опять же Московской филармонией.

Каких-то принципиально новых глобальных тенденций прошедший сезон, похоже, не выявил: практически все, что называется в ответах на третий вопрос, фигурировало и в прежние годы. Разве только столь явственного оживления на поле мюзикла, справедливо отмеченного в одной из анкет, мы не наблюдали уже давно.

За звание "театра сезона" в опросе соревнуются Мариинка, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и Пермский театр оперы и балета. Первая, по совокупности своих достижений, имеет все основания претендовать на этот титул практически каждый сезон. Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко объективно занял в этом сезоне первое место среди московских театров. Но в целом по России предпочтение, на наш взгляд, следовало бы отдать именно Пермскому оперному театру. Казалось бы, провинциальному театру должно быть труднее переживать кризис, нежели столичным. В Перми, однако, сумели не только выпустить три полнометражные оперные премьеры (чего не было, кстати сказать, ни в одном из московских театров), но и превратить две из них в исторические события экстраординарного художественного уровня. Речь идет, напомним, об открытии практически никому у нас неведомого до сей поры шедевра - "Христа" Антона Рубинштейна и о мировой премьере специально для этого театра написанного "Ивана Денисовича" Александра Чайковского. Обе премьеры сошлись в афише беспрецедентного для российской провинции по своему масштабу и уровню организации фестиваля "Дягилевские сезоны", включавшей также и прошлогоднюю российскую премьеру монтевердиевского "Орфея". Театр, который смог осуществить все это, более, чем какой-либо другой, заслуживает права именоваться "театром сезона". А его лидер и постановщик всех названных спектаклей Георгий Исаакян, соответственно, - "персоной сезона". Кстати, в нашем опросе за него подано столько же голосов, сколько за Бориса Покровского (посмертно) и Валерия Гергиева, что уже само по себе говорит о многом.

Прошедший московский балетный сезон оказался более щедрым на события, чем сезон петербургский. Мариинский театр отметился только "Коньком-Горбунком" Родиона Щедрина в постановке экс-худрука балетной труппы Большого Алексея Ратманского. Его же "Русские сезоны" Леонида Десятникова в Большом театре безоговорочно признаны лидером наряду с балетом "В лесу" Начо Дуато в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Высокая оценка этих спектаклей полностью совпадает с мнением "Культуры". Двое критиков отнесли к разряду событий "Коппелию" в Большом театре и один всем событиям сезона предпочел "Бедную Лизу" Аллы Сигаловой. Откровенно признаемся, поддержать эти голоса трудно, потому что первый из спектаклей - возобновление старой постановки, где верность хореографическому тексту оказалась важнее живого театрального дыхания, второй - поставлен на стыке балета и драмы, для драматической актрисы и классического танцовщика.

Самым главным событием сезона столь же единодушно (как "Русские сезоны" и "В лесу") эксперты назвали программу "Легендарные спектакли ХХ века" (Форсайт, Килиан, Гиллем), подготовленную "Золотой Маской". Причем Сильви Гиллем оказалась бесспорным лидером. Приезд в российскую столицу Гиллем, которая способна поднять любой хореографический текст до собственной гениальности, состоялся впервые - и не только оправдал ожидания, но и потряс воображение. Не остались незамеченными Чеховский фестиваль в Москве и "Дягилевские сезоны" в Перми. Скромное количество голосов, за них поданных, объясняется, на наш взгляд, тем, что большинство критиков заполнили анкеты до окончания московского фестиваля, а в Перми, к сожалению, удалось побывать немногим.

В определении антисобытий согласия нет: думается, правы обозреватели, отметившие обидно средний уровень новорожденных спектаклей, но большинство из них нельзя отнести к разряду откровенных неудач. Названные, на наш взгляд, отнюдь не стоят этой обидной номинации: Международный конкурс балета, балет "Павильон Армиды" - проект Андриса Лиепы, завершивший сезон концептуальный гала-концерт в Большом, "Захарова - Суперигра" - там же. Все - по одному голосу.

Интересно, что и сегодня критики переживают перемены прошлого сезона: уход Алексея Ратманского из Большого театра и Махарбека Вазиева из Мариинки, что активно обсуждалось в наших прошлогодних анкетах. Оказалось, что пришедшие им на смену новые руководители двух ведущих балетных трупп России пока не представили спектаклей, по которым можно судить о воплощении их художественных намерений. Кадровые перемены еще не дали результатов, но поживем - увидим! Солидарны с критиком, переживающим за Workshop: раритет Большого театра в этом году "преставился".

Как основную тенденцию сезона обозреватели определяют активизировавшийся интерес театров к балетам прошлого. И если еще год назад это воспринималось как шаг к традиционализму, то сегодня - как возвращение к консерватизму и полное бессилие современной отечественной хореографической мысли, пасующей перед экспериментами. Жизнь в области современного танца, похоже, и вовсе замерла. Один из критиков связывает надежды не с главными театрами страны, а с Михайловским в Петербурге и московским Музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Последний - в области балета - по количеству упоминаний оказался в авангарде за отважное "пополнение афиши незатрепанными названиями". Персонально отмечены дирижер Антон Гришанин, который замечательно провел балет "Неаполь" в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Сергей Филин в качестве худрука этого же коллектива. Дорого для нас мнение о восстановлении номера Касьяна Голейзовского "Печальная птица", и, думается, пора уже подумать о подготовке вечера этого замечательного хореографа.

По-прежнему исполнители оказываются интереснее хореографов (в прошлых сезонах критики выражали надежду на то, что кризис хореографии близок к преодолению, сегодня такие прогнозы делать никто не рискует). В номинацию "дебют" вошли без малого два десятка танцовщиков. Наталья Осипова из королевы дебютов (опрос прошлого года) перешла в категорию "персона", и в этой номинации оказалась в окружении легенд: Пины Бауш, Мерса Каннингема (оба - посмертно) и Юрия Григоровича, вернувшегося в Большой театр.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;