Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7705) 29 октября - 11 ноября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

ФИЛИПП ВАНДЕНБЕРГ: Я не прочитал ни одной своей книги

ПЕРСОНА

Татьяна КОВАЛЕВА


Ф.Ванденберг

Когда критики называют живущего под Мюнхеном Филиппа ВАНДЕНБЕРГА "писателем-суперменом", он лишь усмехается, хотя успешности своей не отрицает. Его бестселлеры выходят на 34 языках, и он хорошо известен далеко за пределами родной Германии. Причем не только как писатель, но и как ученый-историк. В России и Украине суммарные продажи книг Ванденберга превысили пятисоттысячную отметку. Недавно на русский переведена "Наместница РА" - новый роман Ванденберга о царице Хатшепсут - первой женщине-фараоне. До этого были изданы десять других книг: "Гладиатор", "Дочь Афродиты", "Пятое Евангелие", "Восьмой грех" - об интригах вокруг Туринской плащаницы, "Тайный заговор" - захватывающий детектив о "святой" ватиканской мафии и другие. Потому он охотно откликнулся на приглашение издательства "Европей" приехать в Россию и встретиться с нашими читателями.

- Г-н Ванденберг, что для вас значит русская литература ?

- Я люблю русских и французских писателей. Из ваших любимый - Достоевский, а у французов - Мопассан. Но за свою собственную успешную писательскую карьеру я должен поблагодарить одного из русских авторов. Это, представьте, Александр Солженицын. Когда в начале 1970-х я написал свою первую книгу и отдал ее издателю, тот без проволочек взял рукопись, сказав, что будет ее печатать. Я поразился: "Но ведь вы же совсем не знаете меня!" Тогда он показал мне пакет, завернутый в коричневую бумагу, и сказал: "Здесь "Архипелаг ГУЛАГ", не спрашивайте, как мы получили его из Советского Союза. Я только что приобрел права на издание Солженицына для всей Европы и даю слово, что буду продавать право издавать его только тем, кто станет издавать ваши книги". Вот так мне крупно повезло.

- "Проклятие фараонов" принесло вам удачу ?

- Вы угадали. Именно эта книга о смерти тридцати археологов в Египте и о событиях, случившихся несколько тысячелетий назад, была первой и сделала меня известным. Работая над ней, я изучал все на месте, провел дотошные исследования и обнаружил различные варианты того, от чего они могли умереть. Не хочу утверждать, что именно так все и было, но в целом, думаю, я нащупал правильные версии, и с большой степенью вероятности все так и произошло. С тех пор я пишу о том, что хорошо изучил, что вызывает интерес, о чем не могу не писать. Обычно в моей голове одновременно три темы.

- Такому основательному подходу к делу вас научил "Плейбой", где вы были литературным редактором ?

- Собственно "Плейбой" и сделал меня автором книг. Лет 30 назад этот журнал собирал по миру самых известных авторов, поручая им писать короткие рассказы. Однажды знаменитый американский писатель Норман Мейлер, получивший от редакции заказ на эссе о боксе, дал мне рукопись в 60 машинописных листов, из которых 30 я выбросил немедленно, а оставшуюся половину, чтобы она стала читабельной, долго редактировал. После чего я подумал: "Бог ты мой! Но ведь так писать можешь без труда и ты сам!", и стал ждать подходящего случая, который представился мне через пару лет с темой проклятия фараонов. С тех пор редакторы издательств занимаются уже моими рукописями. Хотя им не приходится так мучиться со мной, потому что пишу я точно, ясным языком и редактуры это практически не требует.

- Вас сравнивают с Дэном Брауном, что для вас, видимо, не особо лестно. И все же, как вы оцениваете его творчество ?

- Никак. Мы выходим в одном издательстве, однажды я взял в руки "Код да Винчи", прочитал 150 страниц, нашел там 15 ошибок и выбросил книгу в корзину. Вообще из современных писателей я не могу кого-либо выделить, у меня нет среди них образца для подражания. Не сочтите, это высокомерным заявлением. Я пишу книги для себя самого. А то, что они имеют успех по всему миру, - это счастье.

- А книги, которые вы перечитываете, которые как-то повлияли на вас, есть ?

- Меня интересуют книги, которые тем или иным образом затрагивают мою жизнь, но, к сожалению, в России они вряд ли известны. Одна из самых любимых - "Сан-Микеле", это такой монастырь в Италии. Написал ее шведский врач Аксель Мунте. Он жил в Неаполитанском заливе на Капри, где теперь открыт его музей, и это автобиографическая история. Еще один из близких мне по духу романов - "Пунш" Генриха Шперля, на русском не издававшийся. В этих двух книгах я узнаю себя. Детство я провел в воспитательных домах при католических монастырях, где заставляли не только регулярно читать Библию, но заучивать наизусть целые отрывки из Священного Писания. То, что я видел там, сделало меня убежденным атеистом, уверенным в том, что величайшее благо для человека - свобода. Не религия. Это ее противоположность.

- А собственные книги вы читаете ?

- Еще ни разу не прочитал ни одной своей книги. Значительно интереснее заниматься сбором материала для следующего романа, чем перечитывать то, что я уже знаю во всех подробностях. Я очень люблю рассматривать иллюстрированные альбомы, старые книги, что нередко служит мне толчком к написанию нового произведения. Книжные картинки приводят в движение мое воображение и дают вдохновение для очередного романа. Иногда, когда пишу напряженно, некоторые куски зачитываю жене, всегда крайне критически настроенной. "Как, думаешь, пойдет действие?" - спрашиваю я. "Наверное, так", - говорит она, рассказывая, свою версию того, что будет дальше. Я же, выслушав, отвечаю: "Спасибо, теперь мне ясно, как действие не должно развиваться". Вот так примерно пишутся мои книги. Чтобы было интересно, должно происходить что-то абсолютно неожиданное.

- Вы ловите читателя на крючок увлекательными историческими сюжетами ?

- Не только. Едва ли не в половине моих книг, а их уже около тридцати, действие происходит в наши дни. Например, в том же "Деле о Голгофе". На современном материале у меня чаще рождается то, что можно назвать триллером, больше характерным для американской традиции. Когда меня характеризуют как автора развлекательной литературы, я совершенно не обижаюсь. Потому что не тешу себя иллюзиями как-то повлиять на человечество своими книгами. Это бы попахивало излишним самомнением. А вот если говорят: "О! Он не дал своим читателям спать ночью, они не могли оторваться от его романа!" Это мне приятно слышать. Или когда кто-нибудь сказал: "Я читал вашу книгу в ванне, настолько зачитался, что не заметил, как задремал, чуть не захлебнулся, а книга упала". Книга должна доставлять наслаждение, удовольствие. Именно к этому я стремлюсь, когда пишу, и ненавижу разного рода дискуссии на радио или в прессе о действующих лицах в моих произведениях, о том, почему тот или иной герой действует так, а не по-другому.

- Значит, роль литературы сегодня - развлекать, а просвещать, воспитывать кто же будет ?

- Никакой воспитательной роли литература не играет. Многие писатели поддерживают ошибочное мнение критиков, что их книги могут изменить мир. Я к ним не принадлежу. Хотя такие книги, безусловно, существуют, и созданы они людьми, которые, наверное, написали их по праву. Но я в себе такого права не ощущаю.

- И что бы вы назвали в этом ряду ?

- Первое, что мне приходит на ум, - "Капитал" Карла Маркса, книга, перевернувшая человеческое сознание. Дальше, несомненно, Библия, у которой не один, а много авторов, отделенных друг от друга столетиями. Библия действительно изменила мир, правда, не всегда в нашу пользу. Достаточно вспомнить войны, которые велись на Земле в течение двух тысяч лет, возникшие по причине религиозных споров. Думаю, не читая Библии, человечество избежало бы очень многих неприятностей. Хотя без нее мы, очевидно, не имели бы столь великой европейской культуры. А это уже было бы крайне жаль. Так что хорошо, что Библия есть и что народ ее читает.

- Вы, очевидно, не верите тому, что там написано? Что был Христос и были апостолы ?

- Может быть, это звучит для некоторых разочаровывающе, но фактов, подтверждавших существование Иисуса Христа, нет. В те времена было много бродячих проповедников, но ни одного единственного под таким именем. Не так давно в Израиле, на территории бывшей Палестины, открыли саркофаг, на котором было начертано: "Иисус Христос". Это подсказало мне сюжет для новой книги.

- Кого вы считаете, героем нашего времени ?

- Полагаю, что это, скорее всего, люди науки, а не те, кто на виду, кто суперпопулярен на сцене и у кого миллионы поклонников, как у того же Майкла Джексона, который занимался физкультурой на эстраде. Это все не герои. Герой тот, кто менее известен, но делает настоящее серьезное дело. Сейчас созданы в медицине, к примеру, приборы, позволяющие заглядывать и проникать внутрь человеческого тела, не разрезая его - это же сказочные возможности. Но они ведь не с неба упали, их кто-то изобрел и сделал. Хотя имен я не знаю. Наверняка вы не знаете их тоже. Значит, наше время несправедливо по отношению к ним. Таких людей надо показывать. Это истинные герои.

- У вас есть секрет жизненного и творческого успеха ?

- По официальной статистике, на сегодня вышло 24 миллиона моих книг, а на самом деле цифра значительно больше, поскольку издатели - не самые честные люди на свете. Что касается успеха, то у него три составляющих: надо "уметь, желать и иметь везение". Без способности умело обращаться со своим родным языком и четко выражать мысли я мог бы сколько угодно прилагать усилий и расходовать неимоверное количество энергии на сочинительство, но это были бы плохо написанные по-немецки книги и вряд ли бы их стали переводить в других странах. При этом кто-то прекрасно владеет языком, но ленив и пишет одну книгу за четыре года, то есть в день по три строчки. Значит нужно уметь по-настоящему серьезно работать. И, с другой стороны, даже если ты хорошо пишешь и очень работоспособен, но удача не благоволит к тебе, все твои потуги будут напрасны. Необходимо везение. Как повлиять на него? Неизвестно. Как говорят немцы, счастье не приходит по принуждению. Наверное, ему можно немножко помочь. Во всяком случае, мой личный пример показывает: всегда есть выход из самого, казалось бы, безвыходного положения и что из очень бедных условий можно подняться высоко и стать весьма состоятельным человеком.

- Правда, что у вас "ролс-ройс", принадлежавший Киплингу ?

- Да, на нем я совершил увлекательное путешествие в Лондон. Старинные автомашины начал собирать лет 30 назад, тогда еще их можно было купить, сейчас это практически невозможно даже для меня. Также у меня неплохая коллекция древних книг и старых звукозаписывающих приборов.

- Приедете к нам еще ?

- У вас я в первый, но, надеюсь, не в последний раз. Впечатления сильные и теперь, если приеду, то исключительно инкогнито и с непременным посещением Петербурга. При этом ни в коем случае не буду связываться ни с одним из издателей.

Также в рубрике:

ПЕРСОНА

ПРОЧИТАНО

NON/FICTION

ФОРУМ

ПРЕМИЯ

НОВИНКИ

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;