Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7705) 29 октября - 11 ноября 2009г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Продукт "Системы" и природы

Густаво Дудамель возглавил Лос-Анджелесский филармонический оркестр

Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото Криса КРИСТОДУЛУ


Г.Дудамель

Новость о том, что двадцатисемилетний маэстро из Венесуэлы подписал контракт с авторитетнейшим оркестром США - Лос-Анджелесским филармоническим - поразила музыкальную общественность еще в прошлом году. Дело в том, что Густаво Дудамель записал всего-то четыре диска - правда, с солидной фирмой "Дойче граммофон". Да и на европейских фестивалях, где традиционно куются звезды будущего, засветился по разу, по два с переменным успехом, впрочем, публика сразу приняла эксцентричную манеру поведения знойного латиноамериканца и его несколько лобовое без нюансов дирижирование на ура. Он оказался из тех, кто быстро растет, сам замечает и исправляет свои ошибки. После не слишком удачного сезона 2007/08 дирижер и ведомый им Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара вырвались на первые позиции.

Дудамель родился в Венесуэле в семье тромбониста и с 6 лет попал в знаменитую "Систему" - институцию, придуманную знаменитым венесуэльским пианистом, впоследствии переквалифицировавшимся в экономисты, Хосе-Антонио Абреу. Эта частная образовательная программа под длинным названием "Национальная система юношеских и детских оркестров Венесуэлы", спонсируемая и государством, и предпринимателями, содержит примерно сто тысяч молодых музыкантов, подобранных в буквальном смысле слова на улице и в детских домах. Дудамель выделился в лидеры в 12 лет, когда он заменил заболевшего дирижера. А в восемнадцать он уже руководил Молодежным оркестром Венесуэлы имени Симона Боливара. То, что именно этот оркестр, один из 150, созданных "Системой" Абреу, вырвался вперед, - заслуга Дудамеля, который работал как сумасшедший. Наверное, Абреу и рассчитывал на то, что среди тысяч безродных музыкантов найдутся самородки, которые хорошенько выучившись, смогут представлять страну на международной музыкальной арене. Густаво Дудамель - один из таких амбициозных талантов. В 23 года он выиграл дирижерский конкурс имени Малера в Бамберге. Его заметили такие влиятельные люди, как Саймон Рэттл, Клаудио Аббадо, Даниэль Баренбойм и Зубин Мета. И все разом предложили молодому музыканту помощь в виде практики с их оркестрами. В 2006 году Дудамеля даже позвали в Ла Скала на постановку "Дон Жуана" - он открывал там сезон (это была копродукция с берлинской Штаатсопер, однако ее руководитель Баренбойм, который к этому времени уже был назначен приглашенным дирижером Ла Скала, уступил место за пультом своему протеже Дудамелю). Это был умный ход - RAI транслировала "Дон Жуана" на всю страну. Венесуэльца услышало большое число европейских меломанов, хотя его трактовка моцартовского шедевра, несмотря на свежесть подхода и аккуратность, интеллектуальностью и смыслами не сверкнула. И еще в 2006 году Дудамель стал главным дирижером Гетеборгского симфонического оркестра, а благодаря его усилиям и энергии среднестатистический шведский коллектив стал желанным участником многих серьезных музыкальных форумов. Контракт со шведами Дудамель не будет разрывать до официального срока его окончания, хотя отныне его занятость в Лос-Анджелесе будет полной. Инаугурационный концерт Дудамеля с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром состоялся 30 сентября - это был бесплатный концерт для 18 тысяч зрителей. Мощь акции была сопряжена не только с назначением нового дирижера, но и с празднованием девяностолетия прославленного оркестра. Американские СМИ считают, что появление такого энергичного и даже дикого человека, как Дудамель, в сонном и гламурном Лос-Анджелесе в корне изменит музыкальные вкусы и пристрастия городской публики. С конца лета молодого маэстро разрывают на части журналисты местных газет и журналов, и прежде всего корреспонденты ежемесячного приложения к "Los Angeles Times". Предлагаем нашим читателям выборку фрагментов газетных и телевизионных интервью с Густаво Дудамелем.

- С чего вы собираетесь начать в Лос-Анджелесе? Вы ведь, наверное, захотите записывать тематические диски со своим новым коллективом. Контракт с "Дойче граммофон", если не ошибаюсь, у вас эксклюзивный .

- Я бы с Малера начал, тем более что диск с Пятой симфонией у меня уже вышел. Да, я знаю, что европейские маэстро идут к Малеру, когда им за сорок. Я же из Венесуэлы, а наша национальная музыка, которую я безумно люблю, не делится на простую и сложную или интеллектуальную и примитивную. Для меня вся европейская музыка сложная и, значит, - интересная. Так какая же разница - с Моцарта начинать или с Малера. Оба австрияки или австро-венгры - так лучше звучит. Или взять Бетховена. Если бы не было на свете его симфоний, может, я бы и музыкой не стал заниматься. Чего мне ждать, пока я дозрею до понимания бетховенских откровений. Я уважаю традицию исполнения того или иного произведения, но не знаю, как ею пользоваться. Ведь музыка подобна реке, в которую нельзя войти дважды. Каждый новый музыкант, который берется за партитуру великого композитора, на самом деле может понять в ней что-то и открыть для себя и слушателя, только после того, как он побудет наедине с этим текстом. Даже возвращаясь к той же самой партитуре во второй и в третий, и в четвертый раз, я мысленно рву все свои черновики, потому что вода в реке уже другая и нужно начинать все заново. Молодость тут не причем. Если Моцарт сочинял свои лучшие опусы в двадцать пять лет и его гений подсказывал ему глубокие смыслы, тот же капризный гений может подбросить что-то и мне, двадцативосьмилетнему интерпретатору, или не подбросить, когда я возьмусь за Девятую симфонию Малера. Впрочем, пока речь не идет о записи ни цикла симфоний Малера, ни Бетховена. Просто вы спросили о моих предпочтениях - я ответил. А начнем мы со всего: Чайковский, Моцарт, Рихард Штраус, Бетховен, американцы.

- Вы намерены обосноваться в Лос-Анджелесе? Или будете "жить на чемоданах" и наездами, как прежде ?

- Нет. Поселюсь здесь. Иначе мы с женой вообще не будем видеться. Общий дом на нейтральной территории будет для нас поводом хоть иногда пожить нормальной семейной жизнью.

- Ваша жена тоже музыкант ?

- Нет, что вы. Она балерина. Более того - у нее своя маленькая балетная компания.

- Она не бросит работу после того, как вы станете респектабельным шефом нашего оркестра ?

- Если она бросит работу, то я буду постоянно думать о том, что она дома одна и ей скучно и что я должен меньше работать и больше быть с ней. А когда мы оба так заняты, а моя жена еще более страстно предана своему делу, чем я, - находимся в постоянных разъездах, турне всяких или просто в репетиционных залах до полуночи засиживаемся, все вроде бы складывается.

- У вас есть какие-то конкретные революционные идеи, которые вы немедленно начнете проводить в жизнь в Лос-Анджелесе ?

- Идеи есть, но они не только мои. Музыканты тоже готовы к переменам. Я же делал пробный шар с этим оркестром и понял, что коллектив получу очень креативный. Будем играть больше современной музыки.

- Я слышала, что вы и в рок-музыке разбираетесь не хуже, чем в классике ?

- Может быть, и так, хотя это характеризует не меня, а мой возраст. Есть работа, а есть жизнь. Для меня это не одно и то же. Мой коллега из Латинской Америки Хуан Диего Флорес - знаменитый на весь мир тенор, специалист по изнеженному бельканто - также много может рассказать об инструментальном роке, в котором он был ассом в свое время. Эта музыка, которую меломаны со стажем отвергают как нечто чуждое, - часть музыкальной истории, так называемый "новейший" период. Просто не принимать его, игнорировать - глупо. Но, повторяю, что это мое увлечение относится скорее к жизни, чем к работе. Если я слушаю то, что слушают миллионы моих сверстников, это нормально. Я не хочу выпадать из поколения, быть белой вороной, только потому, что меня взяла в заложники классическая музыка, - а это, правда, так - и отсекла от мира.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;