Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7705) 29 октября - 11 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияИдеи в одном флаконеВ Питере - законодательные, в Москве - исполнительные НАСЛЕДИЕМария ТОКМАШЕВА На прошлой неделе новый генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова рассказала журналистам об основных направлениях будущей работы международной организации. В самой организации гендиректор собирается "уменьшать бюрократию" и последовательно проводить политику децентрализации. "В процессе реорганизации нужно освободить как можно больше ресурсов из сферы администрирования на программирование... После того как мы оптимизируем деятельность ЮНЕСКО, нужно будет обратиться к государствам и сказать: "Мы сейчас работаем более эффективно, мы стали более гибкими, мы действительно приложили очень большие усилия. Может быть, сейчас мы попросим больший бюджет?" Что же касается собственно политики ЮНЕСКО, то здесь Ирина Бокова собирается продолжить линию своего предшественника Коитиро Мацууры. "Приоритет приоритетов" - образование. К тому же, по словам г-жи Боковой, "важно начать новую дискуссию на тему культуры и развития. Культура не должна восприниматься как искусство для элиты, она должна сопутствовать развитию стран, в том числе отсталых. Это важно, чтобы сохранить баланс в обществе". Начало такой дискуссии, кстати, уже положено. Несколько дней назад ЮНЕСКО опубликовало всемирный доклад "Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами". Отдельные главы доклада посвящены образованию, языкам, правам человека, средствам межкультурной коммуникации, взаимоотношениям творчества и рынка, государственной политике в сфере культуры в целом. Но все высказанные в докладе мысли носят рекомендательный характер. ЮНЕСКО признает необходимость получения статистических данных по вопросам межкультурного взаимодействия, "создание национальных обсерваторий для мониторинга политики и предоставления консультаций относительно надлежащих мер содействия культурному разнообразию", развитие туризма и народных промыслов, распространение электронных и печатных СМИ, освещающих межэтнические и межъязыковые проблемы. "Культурное разнообразие - ключевой компонент устойчивого развития", - сказано во всемирном докладе. Конечно, на будущую политику ЮНЕСКО будет влиять и то, что гендиректор - уроженка Болгарии. Признает это и сама г-жа Бокова: "Я думаю, что значение Восточной Европы возрастает. Наша группа решила выдвинуть кандидатуру от России на пост председателя Исполсовета. Это очень крупный пост. Исполнительный совет заседает два раза в год и несет большую ответственность за выработку политики ЮНЕСКО". Сможет ли представитель России занять этот крупный пост, мы узнаем в ноябре - именно тогда должны пройти выборы. Сама Ирина Бокова официально вступает в должность 16 ноября - в Международный день толерантности. В этот день в Париже глава ЮНЕСКО будет вручать премию "За распространение идей толерантности и ненасилия". Лауреатов этой премии на прошлой неделе назвал Коитиро Мацуура. Одним из обладателей почетного диплома станет Санкт-Петербург, где в этом году реализовывается правительственная программа "Толерантность". Санкт-Петербург был номинирован на награду ЮНЕСКО Министерством иностранных дел РФ за "широкомасштабную и целенаправленную деятельность по поддержанию межнационального и межконфессионального диалога". Небоскреб просвещения В самом Питере о ЮНЕСКО вспоминают по другому поводу. Скандал с "Охта-центром" буквально расколол питерскую интеллигенцию на "сорока двух", которые "за" башни, и всех остальных. Последние все чаще повторяют словосочетание "небесная линия, воспетая академиком Лихачевым", первые - "развитие инфраструктуры Красногвардейского района". История "Охта-центра" вышла за пределы города и узкоспециализированных СМИ. По поводу газпромовских колоссов выступили даже "Первый канал" (вроде как против небоскребов) и НТВ (естественно, за), в редакторских колонках всех журналов, за исключением разве что откровенного глянца, на примере "Охта-центра" поднималась тема духовных и нефтегазовых ценностей. Страна вспомнила, что у нас есть министр культуры. Более того, реализация им своих прямых обязанностей была воспринята обществом как настоящий гражданский подвиг. Министр Авдеев высказался против строительства башен самого "Газпрома"! И даже дал поручение разобраться в этом деле Росохранкультуре. Граждане наконец-то узнали, что в системе российской исполнительной власти существует и такое ведомство... Первые лица государства меж тем безмолвствуют. Первое лицо Санкт-Петербурга, губернатор Валентина Матвиенко, во время поднятой СМИ шумихи тихо предприняла стратегически верный ход - подписала постановление, передающее полномочия по отклонению от предельных параметров застройки Комитету по градостроительству и архитектуре. До этого решения подобного рода находились исключительно в компетенции правительства, которое, к слову, с позволения губернатора и дало разрешение на строительство пресловутой 400-метровой газпромовской "вышки". Теперь "принимать решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений" может Комитет по градостроительству и архитектуре. А значит впредь у питерского правительства в целом и у губернатора Матвиенко в частности будет возможность отступления в подобных истории с "Охта-центром" громких и спорных градостроительных ситуациях - отступления эффектного и интеллигентного. Без привлечения посторонних свидетелей из федерального правительства. "Попытки дезинформировать людей, особенно на московском уровне, со стороны тех, кто не видел проекта, не видел места, мягко говоря, некорректны. Не нужно нагнетания, истерии, политизации проекта, - на ежегодной пресс-конференции говорит Валентина Матвиенко. И, словно мантру, повторяет, что строительство комплекса даст Красногвардейскому району "ту социальную инфраструктуру, которая здесь отсутствует, в офисы в комплексе приедут компании мирового уровня, - а это новые рабочие места для петербургской молодежи". Все гениальное - просто А пока петербургская молодежь пребывает в ожидании рабочих мест, молодежь московская сама генерирует индустриальные идеи. На новом арт-объекте - дизайн-заводе "Флакон" в Бутырском районе столицы - проходит сессия "Промзона 2.0: новая жизнь индустриального прошлого". "Задача сессии - обсудить и предложить новые идеи по созданию условий для творческого и профессионального развития молодежи посредством инновационного подхода к использованию бывших индустриальных пространств", - поясняют организаторы проекта. Сама сессия проводится в рамках нового международного проекта Британского совета "Creative Cities", цель которого - "создать благоприятные условия для жизни, работы и развлечений в разных городах Европы". Практика "облагораживания" городского района посредством создания именно культурного или образовательного центра достаточно популярна в Великобритании. Поэтому Британский совет и решил начать просветительскую кампанию в нашей стране, где пока, как свидетельствует питерский опыт, развивать инфраструктуру районов принято лишь путем строительства офисных центров, а не арт-площадок. И начал Британский совет с игры-исследования "Город будущего" во "Флаконе". "Эта игра посвящена тому, каким образом необходимо развивать инфраструктуру Дизайн-завода "Флакон", чтобы превратить его в локальный культурный центр. В игре участвуют двадцать пять человек: местные жители и предприниматели, представители администрации и эксперты", - говорит один из модераторов игры Данил Перушев. Сам "Флакон" расположен на территории бывшего завода "Флакон: Москва - Париж", где изначально производили изделия из стекла, недалеко от железнодорожных путей и хлебозавода. То есть хлеб есть, осталось только создать зрелища, чем и занимаются с начала осени организаторы проекта. Пространство "Флакона" сродни уже культовым "Винзаводу" и "Гаражу". На входе в новый арт-завод - огромные постеры, посвященные звездам эстрады: черно-белые вариации на тему Алла Борисовна, Иосиф Давыдович и Филипп Бедросович попали в фильм про зомби, мутантов и прочих восставших. В интерьерах завода типичная для таких мест публика - мальчики и девочки (по преимуществу) в объемных свитерах и круглых очках в роговой оправе. Например, один из проектов предлагает "экспериментировать с формой и содержанием": "Одна конфигурация завода будет представлять образовательное пространство, другая - рынок". Более того, эта конструкция будет передвижной и сможет "выезжать к метро, на "Винзавод" для демонстрации своих креативных достижений. Техническая сторона вопроса изучена мало. Группа из трех девочек предлагает другой проект - "Платформа-маркет". На эту мысль навела их известная ярмарка винтажа на платформе "Марк". "Проанализировав всю инфраструктуру и человекопотоки района, - серьезно начинает одна из девочек, - мы решили организовать на заводе "Флакон" настоящее дизайнерское пространство, где будут проходить мастер-классы для будущих модельеров, перешиваться одежда, купленная на "Марке" и принесенная из дома, устраиваться модные показы". Но серьезнее всех подошла к делу третья группа "проектировщиков". Видимо, исходя из тенденций президентского курса, девочки решили развивать малый бизнес. "Мы планируем открыть на территории района детские студии и галереи, школы искусств и спортплощадки", - ответственно говорят "докладчицы". "На какие средства?"- скромно интересуется публика. "Мы будем выдавать гранты из государственных средств и привлекать частных инвесторов", - на полном серьезе отвечают девушки. "Все гениальное - просто", - с иронией говорит кто-то из зала... Также в рубрике:
|