Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 42 (7705) 29 октября - 11 ноября 2009г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНас возвышающий... канканСанкт-Петербургский театр музыкальной комедии отметил юбилей декадой своих лучших спектаклей Дмитрий МОРОЗОВ
Если оперетту объявляют "умирающим жанром" - значит, это кому-то выгодно. Например, продюсерам шоу-бизнеса, стремящимся "зачистить" соответствующую территорию, дабы заселить ее мюзиклом, мюзиклом и еще раз мюзиклом. В Москве эти усилия во многом оказались успешными, и если изредка на ниве оперетты вдруг произрастет что-то не совсем уж антисанитарное, мы готовы от радости всячески преувеличивать скромные достоинства того или иного сценического опуса. Мечты о театре, где основу репертуара составляла бы классика жанра - и не только общеизвестные шлягеры, - представляемая на достойном музыкально-вокальном уровне и играемая азартно, легко и со вкусом, в столице выглядят чистейшей маниловщиной. Зато на берегах Невы они, эти мечтания, сегодня воплотились в действительность. Прорывом этим, осуществленным за какие-нибудь несколько лет, мы обязаны Юрию Шварцкопфу, и, выходя со спектаклей Театра музыкальной комедии, мало кто усомнится в том, что оперетта жива и прекрасно себя чувствует. Просто она, как истинная женщина, расцветает лишь в любящих руках.
Глядя на афишу Декады лучших спектаклей Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, посвященной 80-летнему юбилею труппы, поначалу хотелось себя ущипнуть, чтобы убедиться: это - не сон. Афиша включала восемь опереточных названий, в число которых, кроме непременных Кальмана с Легаром, и заметно реже, но все же появляющегося на наших подмостках Оффенбаха, входили также Миллекер, Целлер, Фалль, Хуска (и при этом еще не хватило места для Роберта Штольца, чей "Весенний парад" был поставлен в прошлом сезоне совместно с театром австрийского Бадена)... В фойе глаз не оторвать от специально обновленной к юбилею портретной галереи, которую так и тянет назвать цветником. Даже ветераны труппы выглядят здесь так, словно приняли волшебного "молодина". Сегодня, однако, в труппе театра большинство составляет молодежь, причем, все - как на подбор.
Собственно говоря, слово "как" в предыдущей фразе явно лишнее: на протяжении последних нескольких лет руководство театра производит именно что "штучный" подбор артистов, чтобы все были один к одному, обращая взоры к учебным заведениям и другим театрам (не только питерским) и не пропуская конкурсов. Сегодня можно говорить не только об отдельных ярких индивидуальностях, но уже, действительно, о труппе, где все, в большей или меньшей мере, пластичны, артистичны и по-настоящему заразительны, умея при этом работать в едином ансамбле. И почти все здесь умеют петь - не только герои. У последних, правда, подчас дают себя знать проблемы с вокальной школой (особенно, в верхнем регистре), но тем не менее общий певческий уровень труппы на порядок выше, чем в других отечественных компаниях аналогичного профиля. И едва ли в какой-либо из них сыщутся такой хор и такой балет, не говоря уже об оркестре, на котором стоит задержаться. Сказать, что он вполне совершенен, было бы, конечно, некоторым преувеличением. Но что правда, то правда: в опереточных театрах оркестра такого уровня не услышишь, да и иным оперным, даже в том же Петербурге, он вполне может преподать урок качества. Кстати, услышав перед началом спектакля, как один музыкант разыгрывается на Вагнере, а другой - на Рахманинове, я потом специально поинтересовался у главного дирижера, не играют ли у него мариинцы или "зэкаэровцы". Оказалось, ничего подобного: просто музыканты занимаются своим развитием. А потом, добавлю, играют опереточную классику на таком уровне, на каком ее не играли у нас много лет.
Поддержанию музыкального тонуса весьма способствует проводимая руководством театра политика здоровой дирижерской конкуренции. Наряду с главным дирижером Андреем Алексеевым - бесспорно, талантливым профессионалом - и его способным молодым коллегой Дмитрием Воробьевым, за пультом периодически появляются зарубежные гости, среди которых первым по праву следует назвать блистательного австрийского маэстро Питера Гута (вообще-то, правильнее Петер, но Гут, неплохо, кстати, владеющий русским языком, предпочитает, чтобы его имя звучало у нас именно так, подчеркивая тем свои особые отношения с городом на Неве), занимающего в театре позицию главного приглашенного дирижера. Юбилейная декада открылась премьерой оперетты Карла Миллекера "Гаспарон". История возникновения этой постановки, кстати сказать, наглядно демонстрирует один из способов, позволяющих во время кризиса, получая от бюджета средства на одну постановку в сезон, выпускать четыре-пять. В театре оставались неплохие декорации малоудачной постановки "Доньи Жуаниты", списанной с репертуара. И завлит Марина Годлевская получила задание подобрать пьесу, которая подошла бы к этим декорациям. Переворошив уйму опереточных пьес, Годлевская остановилась на "Гаспароне" (уже появлявшемся здесь шесть десятилетий назад). И, даже зная всю эту историю, трудно обнаружить какой-либо зазор между спектаклем и декорациями, которые кажутся специально для него созданными. К "Гаспарону", впрочем, мы еще вернемся. Теперь же еще об одном ноу-хау, способствующем не просто выживанию, но полноценному и весьма интенсивному творческому существованию в условиях кризиса. Вот уже несколько лет театр интенсивно сотрудничает со своими коллегами из Будапештского театра оперетты. Это сотрудничество, поначалу вызывавшее у многих сомнения, оказалось не только превосходной школой для труппы, но и возможностью значительно увеличить количество постановок за счет копродукций. В прошлом году сотрудничество двух театров вышло на принципиально новый уровень, приведя к созданию Европейского союза музыкальных театров (EMTU), куда также вошли Национальный театр оперетты "Ион Дачиан" (Бухарест), Музыкальный театр "Карлин" (Прага) и Открытый фестиваль венгерского города Сегеда. Руководители этих и некоторых других европейских театров, кстати сказать, присутствовали в эти дни в Петербурге, принимая участие в "круглом столе", а их артисты выступили в гала-концерте. Из спектаклей, включенных в афишу юбилейной декады, пять сделаны совместно с венграми и три - исключительно собственными силами. Но, что характерно, ни одного плохого или просто слабого среди них не было, хотя те или иные недостатки, безусловно, встречались. Спектакли, среди постановщиков которых - три венгерских режиссера и два российских, заметно разнятся по своей эстетике, но при всех различиях общим для всех приоритетом оказывается актерский ансамбль. Даже у Юрия Александрова, часто склонного тянуть одеяло на себя, актеры подаются крупным планом и не умирают в режиссере. "Синяя борода" Оффенбаха, поставленная Александровым четыре года назад, в самом начале "эры Шварцкопфа", позиционировалась как спектакль нарочито скандальный: надо было завлекать публику, с которой у театра, в отличие от дня сегодняшнего, были тогда серьезные проблемы. Нынче спектакль вовсе и не кажется скандальным. Подумаешь, ангелочки расхаживают с накладными гениталиями: кого подобным нынче удивишь?! "Синяя борода" - этакий театральный капустник, в котором есть немало изящества и обаяния, но, как и в любом капустнике, недостает единого драматургического стержня, а действие подчас тонет в самоценных репризах и гэгах. Зато как увлеченно и элегантно отыгрывают все это артисты, еще и ухитряясь при том выдавать вполне доброкачественный вокал. Парадоксальная ситуация получилась с "Гаспароном". Имя режиссера Иркина Габитова, среди оперных постановок которого не доводилось встречать сколько-нибудь интересных, особого энтузиазма не внушало. Однако спектакль в целом получился вполне живой, и вряд ли было бы справедливым утверждать, что режиссер здесь совсем уж ни при чем. Правда, на премьере откровенно провисало начало первого акта, но затем спектакль обрел нужный ритм и шел все время по нарастающей, чему немало способствовал и дирижер Андрей Алексеев. Можно также посетовать, что весьма достойно "озвученные" главные герои - Эрминио (Андрей Данилов) и Карлотта (Катажина Мацкевич) - сильно проигрывали по актерской части исполнителям комических и каскадных ролей, среди которых в первую очередь надо назвать Владимира Самсонова (Назони), Марину Уланову (Зенобия), Тамару Котову (Зора) и Антона Олейникова (Синдульфо). Из спектаклей, поставленных совместно с венграми, наиболее целостными оказались "Мадам Помпадур" Лео Фалля (режиссер Миклош Синетар) и "Парижская жизнь" Оффенбаха (режиссер Аттила Береш). Синетар при этом отнюдь не стремился выйти на первый план, растворяясь в актерском ансамбле, но напоминая о себе стильностью и выстроенностью действия. Активность Береша подчас могла показаться несколько избыточной, особо, впрочем, не противореча духу оффенбаховского творения. И несмотря даже на некоторый перебор по части фривольностей, переходящих подчас в откровенные скабрезности, что привнесли в либретто Мельяка и Галеви авторы венгерской его адаптации и русского текста, режиссеру и актерам хватило чувства меры и вкуса, дабы удержаться на грани фола, не преступив оной. Наиболее традиционными были сценические версии самых популярных оперетт юбилейной программы - "Графини Марицы" и "Веселой вдовы". В первой самой яркой фигурой на сцене стала бесподобная Зоя Виноградова в роли Божены. Во второй настоящей бомбой оказался канкан гризеток (балетмейстер Ласло Петё) во главе с искрометной Ольгой Лозовой. Несмотря на чрезмерную порой скромность режиссуры и не всегда ровные (главным образом в "Марице") составы, оба спектакля оставили незабываемое впечатление. Потому что, когда за пультом появляется Питер Гут, начинается подлинное звуковое пиршество, и музыкальный драйв, по закону сообщающихся сосудов, передается и на сцену. Прекрасно понимаю, что такое количество превосходных эпитетов может показаться читателям неправдоподобным. Тем не менее все вышесказанное - отнюдь не пиар, а лишь бледный отзвук ощущений и эмоций, испытанных на протяжении этой юбилейной декады. Сегодняшний музыкальный театр редко дает основания для столь позитивных эмоций, да еще и в таком количестве, а уж театры оперетты и музыкальной комедии - подавно. Собственно говоря, по большому счету питерский Театр музыкальной комедии сегодня можно назвать не столько даже лидером среди отечественных компаний соответствующего профиля, сколько практически единственным настоящим Домом оперетты. Прочие более-менее успешные его собратья свои победы одерживают почти исключительно на ниве мюзикла, к оперетте обращаясь редко и в лучшем случае лишь с относительным успехом. В питерском театре соотношение иное: на один мюзикл приходится в среднем по три-четыре оперетты. Впрочем, мюзиклы на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии - тема отдельная, которую мы оставим для другого раза. А в заключение - о юбилейном гала-концерте. Наверное, это был самый необычный из юбилейных гала, на которых доводилось присутствовать. Даже официальная часть, с поздравительными речами, получилась неожиданно живой и уложилась, что кажется совсем уж невероятным, всего лишь в десять минут. А дальше, вслед за добротно сделанным документальным фильмом Виктора Высоцкого, посвященным истории театра, начались приветствия коллег - уже не на словах, а на деле. Неувядаемый Герард Васильев спел своего коронного Мистера Икса и, вместе с Жанной Жердер, дуэт из "Сильвы" (уместно напомнить, что нынче в Москве, пожалуй, только они двое не просто любят оперетту, но и немало делают для ее выживания). Свое искусство демонстрировали солисты балета Венской Оперы, артисты театров Будапешта, Бухареста и Праги, а также семейное трио Питера Гута (по первой своей специальности скрипача), расширенное до квартета благодаря участию скрипача из театрального оркестра Сергея Сергеева. Главная же необычность состояла в том, что собственная труппа в этот вечер... отдыхала, принимая на сцене поздравления коллег. За всех "отдувался" оркестр, за пультом которого сменяли друг друга Гут, Алексеев и Воробьев. Впрочем, финальную точку поставили все-таки свои: Ольга Лозовая вместе с группой кордебалета исполнили песню и канкан гризеток из "Веселой вдовы". И столь зажигательного, с такими вкусом и смаком исполненного канкана, от которого у зрителей, вопреки расхожему штампу, не "низменные инстинкты" пробуждаются, но словно крылья раскрываются, вознося над повседневной суетой и кризисной хандрой, уж точно не увидишь больше ни на одной отечественной сцене. Также в рубрике:
|