Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7194) 23 - 29 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №33
№32    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Из "Красной книги культуры": Архангельское на грани выживания

Наталья ПОТАЕВА


Когда погибают архитектурные памятники, трудно установить точную дату смерти. Не скажешь, что данное здание "скончалось вчера в 22 часа 8 минут". Скорее - "финансирование практически отсутствовало в течение последних десятилетий, и...". В общем, архитектурные памятники умирают медленно и мучительно. Сначала, когда не хватает средств на косметический ремонт, облетает штукатурка, на потолке появляются рыжие разводы. Потом, когда не выделяются деньги на капитальный ремонт, начинает протекать кровля, рушатся перекрытия. В конце концов наступает время, когда сторожу уже с трудом удается отбиваться от желающих превратить "недвижимый памятник культуры" в общественную уборную. Эта предсмертная агония может длиться так долго, как позволяют внутренние резервы здания, но природный и человеческий факторы непременно превратят симпатичный домик времен Анны Иоанновны в груду развалин, пусть и живописных. Кажется, именно такая судьба уготована подмосковному музею- усадьбе Архангельское. На его территории в 761 гектар медленно, но верно "загибаются" 14 объектов, нуждающихся в реставрации. Причем безликое "объект" включает в себя и великолепный дворец, построенный потомком ногайских ханов - Николаем Борисовичем Юсуповым, и уникальный театр, в котором сохранились единственные в мире декорации Пьетро Гонзаго. Кстати, по словам сотрудников музея, именно театр находится сейчас в самой критической ситуации. По большей части из-за своего неудачного расположения. Хотя архитектор, возводивший это здание, и подумать не мог, что в один прекрасный момент рядом с его детищем проложат Ильинское шоссе. Да так, что поток машин будет проноситься всего в трех метрах от театра. Сейчас пыль, грязь и вибрация делают свое черное дело - миниатюрное здание разрушается просто в рекордные сроки. По мнению заместителя директора Государственного Музея-усадьбы Архангельское Юрия Ломакина, для спасения всего ансамбля надо либо переносить шоссе (что, сами понимаете, пока нереально), либо организовать движение транспорта таким образом, чтобы свести отрицательное воздействие вибрации к минимуму. Проще говоря, ограничить на дороге скорость и сделать пешеходные переходы. "Все-таки речь идет о том, что в недавнем прошлом называли "жемчужиной Подмосковья", - говорит Юрий Геннадиевич. - На днях в Нью-Йорке состоялась пресс-конференция Всемирного фонда сохранения памятников. Эта организация существует уже 40 лет и раз в два года проводит записи в некую "красную книгу культуры". В этом году список из 100 памятников, особо нуждающихся в сохранении и восстановлении, пополнило Архангельское. Казалось бы, внимание международной организации, выраженное в денежном эквиваленте, должно решить многие проблемы усадьбы. Но сам фонд выделяет тому или иному нуждающемуся от 50 тысяч до 1 миллиона долларов - этих сумм явно недостаточно для восстановления дворцово-паркового ансамбля. Так что акции Всемирного фонда сохранения памятников носят скорее демонстрационный характер".

Кстати, еще в середине восьмидесятых годов была предпринята беспрецедентная по масштабам и совершенно бездарная по результату попытка восстановить ансамбль Архангельского (тогда для реставрационных работ был отмерен немалый срок - 10 лет). Надо ли говорить, что за это время закрытые от посторонних глаз, "позабытые и позаброшенные" постройки просто дряхлели. Денег у Министерства обороны хватило лишь на то, чтобы разобрать дворец, прикрыть наиболее неприглядные места гофрированным забором да запаковать итальянские скульптуры в деревянные гробики. И только-то. Что, впрочем, неудивительно, Министерство обороны всегда расставляло акценты в пользу санатория, располагавшегося на территории усадьбы. А уникальный дворцово-парковый ансамбль находился скорее в положении приживалки и существовал постольку, поскольку должен был удовлетворять эстетические потребности отдыхающих. "К сожалению, слишком долго Архангельское было обделено вниманием Минкульта, - говорит главный специалист отдела музеев Департамента культурного наследия Минкульта Нина Алифиренко. - Пока усадьба обладала статусом "структурное подразделение обеспечения Минобороны", мы практически не имели на нее влияния, осуществляли лишь методическое руководство. Когда же дворцово- парковый ансамбль перешел в наше ведение, положение построек несколько улучшилось. Сейчас воссозданы небольшие архитектурные памятники: Конторский флигель, нижняя церковь Колоннады, Кладовая над оврагом и некоторые другие. Но на серьезные работы нет денег". В нашем ведении находится достаточно памятников культуры, но Архангельское - это нечто особенное. Кроме того что сам дворцово-парковый ансамбль относится к концу XVIII века - периоду расцвета усадебного строительства в Подмосковье, - здесь имеются богатейшие коллекции картин, фарфора, мебели. Стоит ли говорить, что это просто необходимо сохранить?!"

По самым приблизительным подсчетам, реставрация театра может обойтись в миллион долларов, примерно 5 - 6 миллионов будет стоить завершение работ над дворцом. Что и говорить, суммы колоссальные. Существует ли вероятность, что наше правительство сочтет нужным их выделить? Неизвестно. Приходит на ум знаменитая фраза А.И. Герцена, которая красовалась во всех альбомах о дворцово- парковом ансамбле во времена его расцвета: "Бывали ли вы в Архангельском? Ежели нет, поезжайте...". Действительно, поезжайте, потому что, если с финансированием ничего не изменится, в скором времени просто нечего будет смотреть.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;