Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7194) 23 - 29 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Тот самый солнечный удар

Об одной молодежной программе на римском телевидении

Ирина ЧАЙКОВСКАЯ
Рим


Передача называется "Colpo di fulmine" - удар молнии. Так в Италии обозначают любовь с первого взгляда. Подобный миг в жизни человека Бунин окрестил "солнечным ударом". Вспоминаю, как мы с московскими одиннадцатиклассниками вникали в суть бунинского рассказа - описание одного дня, проведенного героями в гостинице провинциального города, дня, выпадающего из привычной цепи, ибо за этот короткий срок случилось нечто, перевернувшее, сдвинувшее их жизнь.

Конечно же, в итальянской молодежной телепередаче все по-другому - легко, изящно, с юмором. В этом году ведущих двое: озорная и очаровательная, гибкая, как тростинка, Ребекка и говорливый, ироничный, тонко чувствующий ситуацию Уолтер. Любопытно, что оба ведущих иностранцы (он из Канады, она из Штатов), но на итальянских улицах чувствуют себя как рыба в воде. Работа ведущих - "на убой". Передача идет каждый день, кроме выходных. Включает две "истории", в перерывах между которыми те же ведущие рекламируют питьевую воду, хот-доги и прочие разности. День за днем в определенный час включаю телевизор, борясь с нехорошим предчувствием: сейчас увижу потухший взгляд Ребекки, усталую походку Уолтера. Но нет, ведущие на высоте: веселые, быстрые, бодрые, ничуть не похожие на "загнанных лошадей". Кстати сказать, здесь традиция использовать популярных ведущих "на полную катушку". Девочка Амбра, хорошенькая нимфетка, в течение нескольких лет вела многочасовую ежеутреннюю передачу, говорят, заработала кучу денег; далеко не девочка Мара Веньер красовалась перед телезрителем каждое воскресенье с 14 до 20 часов. И напрасно было бы искать на ее умело загримированном лице выражение усталости или скуки - только оживление, кокетливость, веселость. Не хочу говорить об уровне этих передач, но профессиональная выносливость ведущих поразительна. Возвратимся, однако, к "Удару молнии". Начало передачи. Ведущий в сопровождении съемочной группы - на улице очередного итальянского городка - Бари, Варезе, Фоджи - география обширна. В многолюдной толпе, в баре, в стоящем на остановке автобусе отыскивают юношу (девушку), с которым завязывают непринужденный разговор, почти сразу задают сакраментальный вопрос: "Sei fidanzato (fidanzata)?" "Ты - жених (невеста)?" Написала - и полезла в словарь проверять точное значение итальянского "Fidanzato". Но нет, все верно: жених, невеста. В России эти слова слишком привязаны к предсвадебному периоду. В Италии "fidanzato" может длиться годами, ведь к моменту женитьбы нужно иметь хотя бы работу, хорошо бы жилье... С тем и другим в современной Италии туговато.

Как правило, очень многие молодые оказываются женихами и невестами, женатые тоже попадаются, но редко. Наметанный глаз ведущих выхватывает из толпы поросль 18 - 25-летних, среди такого "молодняка" женатых практически нет. И вот - о радость - юноша (девушка) оказывается "свободным". Его спрашивают, в какую европейскую столицу он хотел бы поехать в случае удачи, и затем начинается бег по улицам в поисках судьбы, а проще - той (того), которая ударом молнии сразит нашего охотника наповал. Но прежде чем описывать эту "судьбоносную" охоту (а часто весь городок становится ее свидетелем и даже участником, все бегут за ведущим, его спутником и съемочной группой), остановимся на минутку вот на чем. Вам нелюбопытно, куда хочет поехать молодой итальянец, чтобы провести сказочный уик-энд, если вышеозначенный удар молнии воспоследует? В Париж, конечно, в Париж. Город на Сене - абсолютный рекордсмен по числу предпочтений. Потом следуют Лондон, Барселона, Мадрид, Берлин, Дублин, Копенгаген, Вена. Несколько раз называли Прагу, один раз - Будапешт. Каждый раз я жду чуда: вдруг прозвучит Москва или Петербург... Но нет, пока не звучали. А жаль.

Мы остановились на моменте "охоты". Иногда она завершается сразу. Юноша указывает ведущему на облюбованную им в толпе (в баре, в магазине, на остановке) девушку, та оказывается "свободной" и согласна участвовать в игре. Но бывают случаи, когда "охотникам" здорово не везет. Вот уже к третьей девушке подбегает запыхавшийся ведущий, а она отрицательно машет головой: "Не могу, невеста". Бывает и четыре неудачи, и пять. Тогда начинаешь думать - какой же это "удар молнии", "солнечный удар" и прочие поэтичности? Самый обыкновенный перебор вариантов. Да и вообще этот парень выбирает первое попавшееся на глаза хорошенькое личико, и даже не хорошенькое, вон у этой глаз не видно из-за огромных очков... Однако, с другой стороны, он и предыдущую выбрал в таких же очках, и тоже блондинку... Похоже, что в его "сумасшествии" есть своя система.

Охота завершена, девушка оказалась не fidanzata (невеста). Обрадованный парень вешается на шею обессиленному долгой погоней ведущему (тот, хитрый, и на этот раз пришел к нему с постным лицом и лишь в последний миг сообщил: свободна, согласна). А дальше, дальше следует блестящая работа оператора и монтажера. Точно выверенный видеоряд, сопровождаемый яркой, динамичной музыкой. Он и Она. Пока отдельно. Своеобразный минутный портрет на фоне городского или сельского пейзажа, домашнего интерьера. Ей и ему задают вопросы, они отвечают, ответы монтируются друг за другом. Возникает порой любопытный контрапункт, перекличка вкусов, мнений, оценок. Камера следит за движениями, жестами, улыбкой. Поверьте, какими бы они ни были в жизни, на экране мы видим Принца и Принцессу. Когда-то в Москве в спектакле Спесивцева я радовалась счастливой находке: много Джульетт и много Ромео, и каждая пара была своеобразна и неповторима, и каждая произносила свой текст по-своему. Здесь что-то похожее, за исключением, пожалуй, одного: текста. Текст не шекспировский, вполне современный, часто весьма банальный. Итальянские Ромео и Джульетты конца XX века - какие они? Лицеисты-старшеклассники, студенты, продавцы из маленьких магазинов, бармены и барменши, бэбиситер и менеджеры... Веселые, улыбчивые, непринужденные, не боящиеся камеры и чужого глаза, короче - незакомплексованные. Очень спортивные - почти все занимаются в гимнастических залах, девушки предпочитают аэробику и танцы, юноши - бодибилдинг и футбол; все обожают море, любят путешествия, многие ходят на дискотеку и имеют домашних животных. В сфере интересов начисто отсутствуют книги, но и кино, и музыка упоминаются редко. Впрочем, как говорят социологи, выборка не вполне репрезентативна - ведь речь у нас идет лишь об одной молодежной программе.

Но возвратимся к рассказу, прерванному на этапе интервью с Ним и с Нею. Следующий - кульминационный элемент действа - встреча. "Дичь" наконец видит охотника и решает, остаться ли в раскинутых сетях или вырваться на волю. Встречаются, как правило, в кафе, но бывает и дома, и в парке, и на берегу моря - фантазия постановщиков неистощима. Ведя девушку на встречу, ведущий предваряет первое впечатление: "Знаешь, он очень высокий, вдвое выше тебя" или "У него длинные волосы, губа проколота сережкой, не испугайся". И вот встреча. Камера фиксирует взгляд, брошенный друг на друга. Совпадет или не совпадет? Он или не он? Иногда удивляешься, как он и она похожи. Одинаковое выражение лиц, полное совпадение возраста, профессии, вкусов. Обычно девушки выбирают точнее и удачнее, у них чаще попадания - женский глаз. Девушка из Пармы, родом из Калабрии, углядела на пармских улицах своего земляка. Это была фантастическая встреча: двое жгучих южан, явно предназначенных друг для друга. Бывает и иначе. Парикмахерша с нелепой прической серо-буро-малинового цвета высмотрела такого же нелепого растрепу с ярко-седыми, тоже выкрашенными волосами. Но растрепа ее не выбрал. "Женщина, которую я выберу, не должна быть такой, как я", - говорил он в интервью. Момент выбора... Ведущий оставляет молодых людей наедине. 10 минут на экране реклама. И вот снова ведущий усаживается за их столик, в руках у него два билета. По первому можно на неделю поехать в Париж - одному, по второму провести только уик-энд, но вдвоем. Нужно сделать выбор. Следует четкая формулировка: "Ты испытала удар молнии? Да или нет?"

- Да. Или: Нет.

Ответ зависит от разных причин. От характера, психики, самооценки, взглядов на будущее, воспитания, моральных ценностей и устоев, эстетических вкусов, наконец. Но бывает, бывает и иное. Редко, но бывает, как сказал Гоголь. Чудо рождения любви, солнечный удар, "colpo di fulmine"...

Каждый день смотрю эту передачу. Пытаюсь сравнить молодых итальянцев с российской молодежью. Могла бы такая передача существовать в России? Представляю "любовную охоту" на улицах Твери, Кирова, Скопина - знакомых мне не понаслышке российских городов. Не совмещается. Подобное и в Москве представить трудно. Другие заботы? Или другая ментальность? Подумаем вместе, а, соотечественники?

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

НАШИ ЗА ГРАНИЦЕЙ

ПЕРСОНАЛИИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;