Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7194) 23 - 29 сентября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираТот самый солнечный ударОб одной молодежной программе на римском телевидении Ирина ЧАЙКОВСКАЯ Передача называется "Colpo di fulmine" - удар молнии. Так в Италии обозначают любовь с первого взгляда. Подобный миг в жизни человека Бунин окрестил "солнечным ударом". Вспоминаю, как мы с московскими одиннадцатиклассниками вникали в суть бунинского рассказа - описание одного дня, проведенного героями в гостинице провинциального города, дня, выпадающего из привычной цепи, ибо за этот короткий срок случилось нечто, перевернувшее, сдвинувшее их жизнь. Конечно же, в итальянской молодежной телепередаче все по-другому - легко, изящно, с юмором. В этом году ведущих двое: озорная и очаровательная, гибкая, как тростинка, Ребекка и говорливый, ироничный, тонко чувствующий ситуацию Уолтер. Любопытно, что оба ведущих иностранцы (он из Канады, она из Штатов), но на итальянских улицах чувствуют себя как рыба в воде. Работа ведущих - "на убой". Передача идет каждый день, кроме выходных. Включает две "истории", в перерывах между которыми те же ведущие рекламируют питьевую воду, хот-доги и прочие разности. День за днем в определенный час включаю телевизор, борясь с нехорошим предчувствием: сейчас увижу потухший взгляд Ребекки, усталую походку Уолтера. Но нет, ведущие на высоте: веселые, быстрые, бодрые, ничуть не похожие на "загнанных лошадей". Кстати сказать, здесь традиция использовать популярных ведущих "на полную катушку". Девочка Амбра, хорошенькая нимфетка, в течение нескольких лет вела многочасовую ежеутреннюю передачу, говорят, заработала кучу денег; далеко не девочка Мара Веньер красовалась перед телезрителем каждое воскресенье с 14 до 20 часов. И напрасно было бы искать на ее умело загримированном лице выражение усталости или скуки - только оживление, кокетливость, веселость. Не хочу говорить об уровне этих передач, но профессиональная выносливость ведущих поразительна. Возвратимся, однако, к "Удару молнии". Начало передачи. Ведущий в сопровождении съемочной группы - на улице очередного итальянского городка - Бари, Варезе, Фоджи - география обширна. В многолюдной толпе, в баре, в стоящем на остановке автобусе отыскивают юношу (девушку), с которым завязывают непринужденный разговор, почти сразу задают сакраментальный вопрос: "Sei fidanzato (fidanzata)?" "Ты - жених (невеста)?" Написала - и полезла в словарь проверять точное значение итальянского "Fidanzato". Но нет, все верно: жених, невеста. В России эти слова слишком привязаны к предсвадебному периоду. В Италии "fidanzato" может длиться годами, ведь к моменту женитьбы нужно иметь хотя бы работу, хорошо бы жилье... С тем и другим в современной Италии туговато. Как правило, очень многие молодые оказываются женихами и невестами, женатые тоже попадаются, но редко. Наметанный глаз ведущих выхватывает из толпы поросль 18 - 25-летних, среди такого "молодняка" женатых практически нет. И вот - о радость - юноша (девушка) оказывается "свободным". Его спрашивают, в какую европейскую столицу он хотел бы поехать в случае удачи, и затем начинается бег по улицам в поисках судьбы, а проще - той (того), которая ударом молнии сразит нашего охотника наповал. Но прежде чем описывать эту "судьбоносную" охоту (а часто весь городок становится ее свидетелем и даже участником, все бегут за ведущим, его спутником и съемочной группой), остановимся на минутку вот на чем. Вам нелюбопытно, куда хочет поехать молодой итальянец, чтобы провести сказочный уик-энд, если вышеозначенный удар молнии воспоследует? В Париж, конечно, в Париж. Город на Сене - абсолютный рекордсмен по числу предпочтений. Потом следуют Лондон, Барселона, Мадрид, Берлин, Дублин, Копенгаген, Вена. Несколько раз называли Прагу, один раз - Будапешт. Каждый раз я жду чуда: вдруг прозвучит Москва или Петербург... Но нет, пока не звучали. А жаль. Мы остановились на моменте "охоты". Иногда она завершается сразу. Юноша указывает ведущему на облюбованную им в толпе (в баре, в магазине, на остановке) девушку, та оказывается "свободной" и согласна участвовать в игре. Но бывают случаи, когда "охотникам" здорово не везет. Вот уже к третьей девушке подбегает запыхавшийся ведущий, а она отрицательно машет головой: "Не могу, невеста". Бывает и четыре неудачи, и пять. Тогда начинаешь думать - какой же это "удар молнии", "солнечный удар" и прочие поэтичности? Самый обыкновенный перебор вариантов. Да и вообще этот парень выбирает первое попавшееся на глаза хорошенькое личико, и даже не хорошенькое, вон у этой глаз не видно из-за огромных очков... Однако, с другой стороны, он и предыдущую выбрал в таких же очках, и тоже блондинку... Похоже, что в его "сумасшествии" есть своя система. Охота завершена, девушка оказалась не fidanzata (невеста). Обрадованный парень вешается на шею обессиленному долгой погоней ведущему (тот, хитрый, и на этот раз пришел к нему с постным лицом и лишь в последний миг сообщил: свободна, согласна). А дальше, дальше следует блестящая работа оператора и монтажера. Точно выверенный видеоряд, сопровождаемый яркой, динамичной музыкой. Он и Она. Пока отдельно. Своеобразный минутный портрет на фоне городского или сельского пейзажа, домашнего интерьера. Ей и ему задают вопросы, они отвечают, ответы монтируются друг за другом. Возникает порой любопытный контрапункт, перекличка вкусов, мнений, оценок. Камера следит за движениями, жестами, улыбкой. Поверьте, какими бы они ни были в жизни, на экране мы видим Принца и Принцессу. Когда-то в Москве в спектакле Спесивцева я радовалась счастливой находке: много Джульетт и много Ромео, и каждая пара была своеобразна и неповторима, и каждая произносила свой текст по-своему. Здесь что-то похожее, за исключением, пожалуй, одного: текста. Текст не шекспировский, вполне современный, часто весьма банальный. Итальянские Ромео и Джульетты конца XX века - какие они? Лицеисты-старшеклассники, студенты, продавцы из маленьких магазинов, бармены и барменши, бэбиситер и менеджеры... Веселые, улыбчивые, непринужденные, не боящиеся камеры и чужого глаза, короче - незакомплексованные. Очень спортивные - почти все занимаются в гимнастических залах, девушки предпочитают аэробику и танцы, юноши - бодибилдинг и футбол; все обожают море, любят путешествия, многие ходят на дискотеку и имеют домашних животных. В сфере интересов начисто отсутствуют книги, но и кино, и музыка упоминаются редко. Впрочем, как говорят социологи, выборка не вполне репрезентативна - ведь речь у нас идет лишь об одной молодежной программе. Но возвратимся к рассказу, прерванному на этапе интервью с Ним и с Нею. Следующий - кульминационный элемент действа - встреча. "Дичь" наконец видит охотника и решает, остаться ли в раскинутых сетях или вырваться на волю. Встречаются, как правило, в кафе, но бывает и дома, и в парке, и на берегу моря - фантазия постановщиков неистощима. Ведя девушку на встречу, ведущий предваряет первое впечатление: "Знаешь, он очень высокий, вдвое выше тебя" или "У него длинные волосы, губа проколота сережкой, не испугайся". И вот встреча. Камера фиксирует взгляд, брошенный друг на друга. Совпадет или не совпадет? Он или не он? Иногда удивляешься, как он и она похожи. Одинаковое выражение лиц, полное совпадение возраста, профессии, вкусов. Обычно девушки выбирают точнее и удачнее, у них чаще попадания - женский глаз. Девушка из Пармы, родом из Калабрии, углядела на пармских улицах своего земляка. Это была фантастическая встреча: двое жгучих южан, явно предназначенных друг для друга. Бывает и иначе. Парикмахерша с нелепой прической серо-буро-малинового цвета высмотрела такого же нелепого растрепу с ярко-седыми, тоже выкрашенными волосами. Но растрепа ее не выбрал. "Женщина, которую я выберу, не должна быть такой, как я", - говорил он в интервью. Момент выбора... Ведущий оставляет молодых людей наедине. 10 минут на экране реклама. И вот снова ведущий усаживается за их столик, в руках у него два билета. По первому можно на неделю поехать в Париж - одному, по второму провести только уик-энд, но вдвоем. Нужно сделать выбор. Следует четкая формулировка: "Ты испытала удар молнии? Да или нет?" - Да. Или: Нет. Ответ зависит от разных причин. От характера, психики, самооценки, взглядов на будущее, воспитания, моральных ценностей и устоев, эстетических вкусов, наконец. Но бывает, бывает и иное. Редко, но бывает, как сказал Гоголь. Чудо рождения любви, солнечный удар, "colpo di fulmine"... Каждый день смотрю эту передачу. Пытаюсь сравнить молодых итальянцев с российской молодежью. Могла бы такая передача существовать в России? Представляю "любовную охоту" на улицах Твери, Кирова, Скопина - знакомых мне не понаслышке российских городов. Не совмещается. Подобное и в Москве представить трудно. Другие заботы? Или другая ментальность? Подумаем вместе, а, соотечественники? Также в рубрике:
|