Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7194) 23 - 29 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: "Сочтемся славою. Ведь мы свои же люди"

Беседу вела Татьяна НИКОЛЬСКАЯ


В театральных кругах имя Давида СМЕЛЯНСКОГО хорошо известно. Он - театральный продюсер, член комиссии по театральному творчеству совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, профессор кафедры менеджмента сценических искусств РАТИ (ГИТИС).

    

- Продюсеры появились у нас недавно. Кто это? Новые люди изменившейся страны или те же организаторы театрального дела, которые лишь называют себя по-новому?

- В той стране, которая называлась Советский Союз, стационарный репертуарный театр был единственной формой существования и никакие другие формы не были возможны. Можно было называться хоть космонавтом, это не имело значения. Антреприза, которую многие и сегодня считают явлением новым и чужеродным для нашей страны, существовала еще в дореволюционной России. Более того, весь российский театр - это история российской антрепризы, а следовательно, и продюсерства. Таким образом, все новое - это хорошо забытое старое. Первым же европейским продюсером считается господин Дягилев, который придумывал новую художественную идею и воплощал ее. Продюсер - это человек, который либо генерирует художественный замысел, либо принимает участие в его создании и потом его реализует. На самом деле сейчас не совсем правильно называют продюсерами всех подряд. В их число попадают и импресарио, занимающиеся совсем другим делом - гастрольной деятельностью.

    

- Ваше Российское театральное агентство - это тоже не в чистом виде продюсерская фирма?

- Фирма, которую я создал в 1992 году, имеет несколько направлений деятельности. Мы занимаемся созданием спектаклей, приглашением различных коллективов из других стран, гастрольной деятельностью в России и за рубежом, принимаем участие в создании печатных изданий. Сейчас совместно с Союзом театральных деятелей России и Центром информационных технологий для театров России при Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства мы впервые в России готовим к изданию энциклопедию всех ныне здравствующих артистов. В круг наших интересов входит классическая музыка, в частности агентство занималось организацией концертов Мстислава Ростроповича. Сейчас я пробую себя в качестве продюсера в производстве художественного фильма по мотивам пьесы "Чешское фото" Александра Галина, с которым меня связывает долгий творческий путь и чье творчество я очень люблю. Наше агентство работает в разных жанрах, боюсь сглазить, но работает успешно. С 1992 года мы сделали - не люблю слово "проект", но тем не менее другого определения пока не придумали - так вот, мы сделали 30 проектов.

    

- Среди них было много шумных?

- Скажем так, были интересные. Мы создали первый продюсерский спектакль в нашей стране - "Игроки - XXI". Я думаю, что мы даже опередили свое время. Спектакль был сыгран 60 раз в Москве и Петербурге. Я благодарен Юрскому, который позвал меня в эту историю, и мне довелось поработать с блистательной актерской командой: Евгением Евстигнеевым, Натальей Теняковой, Александром Калягиным, Вячеславом Невинным, Леонидом Филатовым, Геннадием Хазановым. Следующим моим опытом были два спектакля, сделанных совместно с Театром Ленком, - "Сорри" и "Чешское фото", до сих пор здравствующие, работа над которыми подарила мне общение с Александром Галиным, Инной Чуриковой, Александром Калягиным, Николаем Караченцовым и Глебом Панфиловым. В репертуарном списке агентства спектакль "За зеркалом", в котором дебютировала в драматической роли Галина Вишневская, спектакль "Лу" с участием Елены Кореневой, совместная с Французским культурным центром постановка по пьесе Ионеско "Король умирает", которая шла на французском языке в исполнении Ольги Яковлевой и Сергея Юрского. Мы проводим большую гастрольную работу.

    

- Но не разрушаем ли мы сегодня нашу гордость - репертуарный театр - массовой атакой антрепризы?

- Нет. Я перестану заниматься театральными проектами, если это когда-нибудь всерьез будет угрожать репертуарному театру. Антрепризы боятся в тех театрах, где предпочитают получать зарплату, расписываться в ведомости, не задумываясь о конечном результате. Нормальное существование для театра должно быть обеспечено нормальным соревнованием, необходимо регулярное переливание крови. Но, с другой стороны, если честно, продюсеры и антрепренеры пока не создают новые имена, мы эксплуатируем то, что нам дал репертуарный театр. Антреприза должна набраться сил, чтобы делать какие-то открытия.

По моей версии, возможно ошибочной, "атака антрепризы", как вы это назвали, сыграла на взлет интереса к театру вообще. Давайте вспомним годы перестройки, когда политика и литература заслонили театр. Каким способом можно было тогда вернуть людей в залы? Появление первых антрепризных и продюсерских спектаклей, которые были ориентированы на участие в них звезд, сыграло огромную роль в этом процессе. Но здесь возникает другая проблема - проблема тех стационарных театров, которые давно и, видимо, безвозвратно потеряли своих зрителей. Тут я разделяю точку зрения Марка Захарова и Анатолия Смелянского, их выступления, наделавшие в прессе столько шума, вам известны. Некий театр "Х" существует независимо от того, есть у него зритель или нет. Где выдают индульгенцию театру, который не посещают? Его однажды поселили в это здание, но и город, и страна давно забыли о его существовании. Театр получает дотацию, ему выгоднее сдавать свои помещения и получать за это деньги, чем выпускать спектакли. А над театрами должен висеть художественный дамоклов меч. Мы должны чувствовать жаркое дыхание зрителей, мы же работаем для них.

Уверен, что и проекты нестационарного репертуарного театра могут иметь право на финансирование. Любая художественная идея имеет право на существование, если она того заслуживает, независимо от формы театра, в котором она зародилась. Когда нынешние руководители репертуарных театров видят в нас серьезных конкурентов, они забывают, что на заре зарождения антрепризного движения они сами достаточно легко впустили нас в театральный процесс. Мне лично грех жаловаться, у меня нормальные отношения с моими коллегами, быть может, потому, что я сам был директором стационарного театра, - в Ленинграде работал в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской, в Москве - в Театре Сатирикон. Сейчас заканчивается строительство Высшей школы оперного искусства (института) Галины Вишневской - это тоже проект, в котором я активно участвую.

    

- Что должно вас "зацепить", чтобы вы взялись за осуществление проекта, - пьеса, режиссер, артисты?

- Я очень влюбчивый человек. Могу влюбиться в пьесу, актера, режиссера. Два с половиной года назад мой друг Виктор Новиков, художественный руководитель Театра им. В.Ф.Комиссаржевской, предложил мне полететь в Софию посмотреть спектакль молодого режиссера Александра Морфова, о котором ему кто-то рассказал. В театре Ивана Вазова мы увидели "На дне" в постановке Морфова, я задохнулся от восторга и сразу влюбился в режиссера. Этот замечательный спектакль москвичи потом увидели на фестивале "NET" ("Новый европейский театр" - под этим названием проходил фестиваль). Когда мы общались с Морфовым, он мне рассказал, что у него есть любимый артист в Москве - Александр Калягин, с которым он не знаком. Я их познакомил, в результате договорились о том, что будет поставлен спектакль "Дон Кихот". Надеюсь, что 2 октября состоится премьера в Театре "Et Cetera".

    

- Как продюсер вы должны уметь прогнозировать. В каком случае вы считаете, что проект получился: если есть коммерческий успех, у публики или успех у критики?

- Естественно, что я ориентирован на успех. Но успех у критики меня мало интересует. К сожалению, сегодня время хулиганов от театра, называющих себя критиками. Основное направление, главная задача такой критики - это ниспровержение авторитетов. И в ту секунду, когда наносят удар ногой в спину, они ощущают свое величие, они счастливы, что их увидели наконец, заметили. Они ведут себя таким образом по отношению к людям, которых я бесконечно уважаю. Быть может, некоторые из них сегодня в силу своего возраста, здоровья и не соответствуют современному театральному течению, но у них есть прошлое. У иных молодых "критиков" нет прошлого и нет будущего. Это критика манкуртов. Для меня успех - это когда зрители перестают шуршать бумажками и кашлять, когда начинают слушать и наступает тишина.

    

- Вы могли бы рискнуть и сделать проект не со звездами, а с молодыми артистами, с неизвестным режиссером?

- Если я поверю режиссеру или поверю в пьесу или в эксперимент, который мне предложат. Я не хочу стареть, и с молодыми мне было бы интересно поработать. Собираюсь походить по театральным вузам, посмотреть дипломные спектакли.

    

- Калягин в роли Дон Кихота - это уже есть некая гарантия успеха, а если...

- "Если..." существует всегда... Главное было эту историю придумать. Мне нужно было соединить Морфова с Кочергиным. Почему именно с Кочергиным? Потому что Кочергин - это главный художник БДТ, в котором он проработал 30 лет, а для меня театр Товстоногова остался навсегда художественной вершиной.

    

- Предполагаете ли вы и в дальнейшем сотрудничать с Театром "Et Cetera"?

- Да. Только что я вернулся из Тбилиси, где встречался с Робертом Стуруа, который дал окончательное согласие на постановку в Театре "Et Cetera" "Венецианского купца" Шекспира. Если все получится, то над спектаклем будет работать замечательная команда: художник Георгий Алекси-Месхишвили, композитор Гия Канчели.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;