Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7194) 23 - 29 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Управляющая компания

Художника обидит каждый. Даже его собственный союз

Юрий АРПИШКИН


О советских творческих союзах говорили разное. Притчей во языцех стали истории о репрессивных методах управления искусством, которые практиковались с момента появления этих организаций. Перестроечные публицисты довольно бесхитростно, но при этом вполне справедливо уподобляли объединение творческих работников в союзы параллельно происходившей в стране коллективизации. За массовым разоблачением реакционной сущности творческих союзов последовал их неизбежный распад, также вполне соотносимый с процессами, захватившими все государство. Как ни странно, но именно с этого момента и начинается самая интересная страница летописи этих самых союзов. Пусть это прозвучит кощунственно, но она, пожалуй, даже затмевает те человеческие драмы, которые сопровождали их деятельность в течение десятилетий. Дело в том, что теперь уже не обсуждают, кому как писать, играть или снимать. Теперь делят имущество.

И это оказалось гораздо более захватывающим и плодотворным занятием. В союзах писателей, театральных деятелей и некоторых других все уже поделено. По-прежнему кипят кинематографические страсти вокруг Киноцентра. Настала очередь Союза художников. Очень характерно, что эта очередь оказалась последней. Художники до недавнего времени обладали наиболее весомой собственностью. Кроме традиционных поликлиник и домов отдыха, у них были крупные и мелкие выставочные залы, мастерские и производственные организации. Все это находилось в подчинении разных союзов: так называемого большого (то есть объединявшего всех художников земли советской), российского, московского, а также других региональных (система отличалась витиеватостью). Далее, как сказал поэт, произошло то, что произошло. Большой союз естественным образом дематериализовался, недвижимость, оказавшаяся за пределами России (в республиках), разумеется, там и осталась, а та, что в пределах, откровенно говоря, пылилась и растаскивалась вполне бесконтрольно. С утратой собственности руководство Союза художников, похоже, примирилось, но бесконтрольность его очень беспокоила. Своими силами оно по каким-то, допустим, неведомым причинам обойтись не могло и решило прибегнуть к помощи достойных людей. Они быстро нашлись. Причем в столь неожиданной в этом контексте Ассоциации российских банков. Охранное агентство этой организации под названием "Амулета" выдвинуло из своих рядов защитников художнической собственности. Руководством Союза и отпочковавшейся от "Амулеты" фирмой Р.Э.Д. Проджекс создается нечто, именуемое "Управляющей компанией Союза художников России". Затем появляется удивительный документ, который хочется бесконечно цитировать, столь совершенен и гармоничен он, как памятник эпохи, еще не получившей достойного названия. Итак, начнем. Союз художников в соответствии с договором принимает на себя несколько необременительных обязанностей, скорее даже приятных. Он должен "формировать предложения по использованию имущества, переданного в управление, а также доходов от управления". Но компания, в сущности, может смело на эти предложения наплевать. Более того, она не может поступить по-другому, поскольку "предложения в письменном виде должны быть переданы для согласования управляющему не позднее чем за три месяца до предлагаемых действий". Не правда ли трудно себе представить бизнес, развивающийся в таких условиях? Особенно, если учесть то обстоятельство, что права и обязанности Союза художников, напомним, владельца той самой управляемой собственности, этими "предлагаемыми действиями" и ограничивается. Гораздо больше забот у управляющего. Он обязан " ежеквартально (не позднее месячного срока с момента окончания квартала) представлять союзу отчет о своей деятельности в рамках настоящего договора". Если согласиться с тем, что в квартале три месяца, то совершенно непонятно, почему треть этого срока дается в качестве форы для составления отчета. Но это мелочи. Дальше гораздо изящнее. Управляющий наделяется правом "в случае если договором... не установлены запрет или иные ограничения продать обособленную (то есть доверенную в управление. - Ред.) часть имущества, если эти действия вызваны интересами союза". Прошу заметить, что сам союз, исходя из этой логики, вполне может и не подозревать, что именно отвечает его интересам. А дабы было удобнее творить добро, договор указывает, что "любое письменное предложение одной из сторон по настоящему договору считается согласованным и принятым, если в десятидневный срок с момента получения указанных предложений другой стороной от нее не будет получен отказ". Здесь не позаботились даже для приличия оговорить, например, затруднения с почтовым сообщением. Всякий знает, что письмо по Москве может идти и больше десяти дней. Этот необычайный договор, подписанный, надо полагать, в здравом уме и твердой памяти председателем Союза художников РФ Валентином Сидоровым, недавно с триумфом переизбранным на этот пост, ко всему прочему еще и фактически не может быть расторгнут. И даже такие причины, как ликвидация союза или (внимание!) "отказ союза от получения выгод по договору", не являются основаниями для его расторжения.

Собственно, главным вопросом остается один: а зачем вообще нужна эта Управляющая компания. Валентин Сидоров объясняет это просто: он художник, натура творческая, с деньгами и документами обращаться не обучен. Вот и призвал на подмогу профессионалов. Поверим мастеру. Ведь договор действует уже довольно давно - с 21 января 1997 года. И должны же быть видны хоть какие-то последствия его действия. Мы поинтересовались этим в союзе. Там ответили, что если бы не расторопность и деловая активность Управляющей компании, не случилось бы в художественном мире двух крупнейших событий. Не было бы выставки "Россия" в московском Манеже и съезда Союза художников России в кинотеатре города Сергиева Посада. Для этого пришлось расстаться с сущими пустяками: парой выставочных залов в центре столицы, художественным комбинатом в Воронеже и еще несколькими объектами. Все это было продано Управляющей компанией на уже известных нам основаниях. Выставка и съезд закрылись, но компания не прекращает своих культуртрегерских усилий. Уже заложен фундамент будущих свершений. 1 апреля 1998 года продан принадлежащий союзу Завод художественного литья в Мытищах. Знатоки утверждают, что когда-нибудь эту акцию назовут сделкой века. Наверное, они преувеличивают. Доподлинно известно только, что один из крупнейших в Европе заводов, на строительство которого ушло, по разным оценкам, от 22 до 24 миллионов долларов, Управляющая компания уступила ЗАО "Цириус" за 12 миллионов деноминированных рублей. Теперь там будут делать пластмассовые бутылки. Это, несомненно, нужная вещь, но заказы на отливку скульптуры российские художники отныне будут размещать за далекой границей. Имущество Союза российских художников на исходе. И если его руководство, а именно Валентин Сидоров, наделенный по Уставу полномочиями не меньшими, чем Управляющая компания, и столь же необремененный контролем со стороны общественности, будет продолжать в том же духе, следующий съезд оно не сможет провести даже в помещении сельской бани. Им просто нечего станет продавать для оплаты аренды.

В художественных кругах очень активно говорят о некой проверке хозяйственной деятельности СХ то ли налоговой инспекцией, то ли налоговой полицией. Говорят и о том, что сделкой по мытищинскому заводу заинтересовалась Московская областная прокуратура. Всем очевидно, что повод для такого рода разговоров имеется. Газета "Культура" будет внимательно следить за развитием событий и информировать об этом читателей.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;