Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7194) 23 - 29 сентября 1999г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Вот мчится тройка удалая...

Об истории единственного в мире художественного Музея коневодства

Евграф КОНЧИН


Создатель этого уникального художественного музея - известный русский коннозаводчик Яков Иванович Бутович. В 1909 году он основал в своей усадьбе в селе Прилепы Тульской губернии конный завод и при нем художественную галерею, посвященную только одной теме - лошадям. Здесь экспонировались картины, акварели, рисунки, гравюры, скульптуры знаменитых художников. Так, этюд красавца Летучего был написан В.Серовым в 1886 году. М.Врубель представлен прекрасной акварелью "Конвоец", И.Прянишников - картиной "В степи", блистательный график А.Орловский - "Всадником в красном". Есть в коллекции "лошадиные" произведения В.Худякова, А.Кившенко, М.Зичи, Ф.Крюгера, Н.Клодта, Г.Ладыженского, К.Юона, Е.Лансере, Н.Либерехта, братьев Ф. и П.Байковых...

Были у Якова Бутовича и личные пристрастия. Он увлекался творчеством Николая Егоровича Сверчкова. Собрал самую большую коллекцию его произведений. Назову "Холстомера", написанного под впечатлением повести Л.Толстого, картины "В метель", "Ямская тройка", "Возвращение с охоты"... Яков Иванович составил и солидный рукописный труд о жизни и творчестве Сверчкова. Другой столь основательной книги об этом художнике, написанной выразительно, хорошим литературным языком, я не знаю. К сожалению, многолетняя работа Бутовича до сих пор так и не издана.

Кстати, рукопись интересна и тем, что повесть Л.Н.Толстого разбирается в ней уже с точки зрения опытного коннозаводчика, доказывается, что лошадь с таким именем существовала в действительности, а также приводятся мемуарные, ранее неизвестные материалы о писателе, с которым Яков Иванович был хорошо знаком, неоднократно бывал в Ясной Поляне.

Кто ж такой Яков Иванович Бутович? Личностью он был весьма колоритной. Родился в 1881 году на Украине. Служил корнетом в Волынском гусарском полку, участвовал в русско-японской войне. Вышел в отставку и в своем имении - Прилепах - занялся выведением лошадей и собиранием картин о них.

Даже после Октябрьской революции, когда прилепский завод был национализирован, Бутовича оставили управляющим и главным хранителем галереи. Тем самым коллекция была не только сохранена, но стала пополняться картинами и рисунками из разоренных дворянских усадеб. Сам Бутович делает, казалось бы, вполне благополучную государственную карьеру. Он становится членом Комиссии при Наркомземе по сохранению животноводства.

В двадцатых годах Яков Иванович весьма популярен в Москве. Он бравирует своей независимостью, авантюристическими выходками, не вписываясь в советскую действительность. Не случайно поэтому упоминается М.Булгаковым в "Театральном романе". Именно он, "бывший помещик, ныне директор музея", выведен в "Трех парах шелковых чулок" П.Романова. С него списан образ коннозаводчика Бурмана в повести П.Ширяева "Внук Тальони". Такая нарочитая оппозиционность Бутовича, естественно, вызывает подозрения органов, и в 1928 году его арестовали. О встрече с ним в Бутырской тюрьме рассказывает О.Волков в книге "Погружение во тьму".

Итак: "В толстом невысоком человеке, с подстриженной седой бородкой и пенсне на шнурке, суетливо раздевавшемся рядом со мной перед тюремными обывателями в синих халатах, - пишет Олег Васильевич, - я узнал Якова Ивановича Бутовича, тульского помещика и коннозаводчика. О нем много толковали в Москве как об удивительном эквилибристе. Яков Иванович не только остался хозяином своего завода в новой ипостаси заведующего, но и стал главнейшим консультантом по конному делу в Наркомземе, у Буденного и еще где-то. Им из своих коллекций был создан Музей коневодства в России... Он будто бы разговаривал из кабинета уездных властей по прямому проводу с самим Троцким..."

Может быть, эти контакты и привели к печальному финалу. Впрочем, Бутович легко отделался - его лишь выслали из Москвы на какое-то дальнее поселение. После окончания ссылки он поселился в Вязьме, затем в городе Щигры Курской области. Здесь и умер в 1937 году...

Что же произошло с его знаменитым музеем? 1928 году он становится Музеем коневодства при Всесоюзной сельскохозяйственной академии имени К.Тимирязева. И в таком качестве остается до сих пор. Ныне в нем более 300 картин, гравюр, акварелей и скульптур, 13 тысяч книг XVI - XX веков, коллекция старинных колокольчиков, седел, другой конской сбруи.

Собрание пополняется работами и современных художников. В экспозиции представлены картины А.Глухарева, А.Сорокина, Н.Строгановой, скульптура С.Эйкельмана, Ю.Пузыренковой, Р.Кирилловой, Л.Лебедева...

Музей участвует во многих российских и международных выставках. В 1995 году его коллекция была показана в США - тогда ее посетили более 150 тысяч человек.

А вот российскому зрителю коллекции Бутовича, в сущности, недоступны. Директор музея Давид Яковлевич Гуревич, который работает здесь более 20 лет, рассказал мне о тесноте помещений, в чем я смог сам убедиться. Поэтому живописное собрание представлено лишь третью всего имеющегося. Остальное в запасниках. И будет там храниться до тех пор, пока на единственный в мире художественный Музей коневодства не обратят своего внимания и государство, и меценаты.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;