Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7194) 23 - 29 сентября 1999г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесВот мчится тройка удалая...Об истории единственного в мире художественного Музея коневодства Евграф КОНЧИН Создатель этого уникального художественного музея - известный русский коннозаводчик Яков Иванович Бутович. В 1909 году он основал в своей усадьбе в селе Прилепы Тульской губернии конный завод и при нем художественную галерею, посвященную только одной теме - лошадям. Здесь экспонировались картины, акварели, рисунки, гравюры, скульптуры знаменитых художников. Так, этюд красавца Летучего был написан В.Серовым в 1886 году. М.Врубель представлен прекрасной акварелью "Конвоец", И.Прянишников - картиной "В степи", блистательный график А.Орловский - "Всадником в красном". Есть в коллекции "лошадиные" произведения В.Худякова, А.Кившенко, М.Зичи, Ф.Крюгера, Н.Клодта, Г.Ладыженского, К.Юона, Е.Лансере, Н.Либерехта, братьев Ф. и П.Байковых... Были у Якова Бутовича и личные пристрастия. Он увлекался творчеством Николая Егоровича Сверчкова. Собрал самую большую коллекцию его произведений. Назову "Холстомера", написанного под впечатлением повести Л.Толстого, картины "В метель", "Ямская тройка", "Возвращение с охоты"... Яков Иванович составил и солидный рукописный труд о жизни и творчестве Сверчкова. Другой столь основательной книги об этом художнике, написанной выразительно, хорошим литературным языком, я не знаю. К сожалению, многолетняя работа Бутовича до сих пор так и не издана. Кстати, рукопись интересна и тем, что повесть Л.Н.Толстого разбирается в ней уже с точки зрения опытного коннозаводчика, доказывается, что лошадь с таким именем существовала в действительности, а также приводятся мемуарные, ранее неизвестные материалы о писателе, с которым Яков Иванович был хорошо знаком, неоднократно бывал в Ясной Поляне. Кто ж такой Яков Иванович Бутович? Личностью он был весьма колоритной. Родился в 1881 году на Украине. Служил корнетом в Волынском гусарском полку, участвовал в русско-японской войне. Вышел в отставку и в своем имении - Прилепах - занялся выведением лошадей и собиранием картин о них. Даже после Октябрьской революции, когда прилепский завод был национализирован, Бутовича оставили управляющим и главным хранителем галереи. Тем самым коллекция была не только сохранена, но стала пополняться картинами и рисунками из разоренных дворянских усадеб. Сам Бутович делает, казалось бы, вполне благополучную государственную карьеру. Он становится членом Комиссии при Наркомземе по сохранению животноводства. В двадцатых годах Яков Иванович весьма популярен в Москве. Он бравирует своей независимостью, авантюристическими выходками, не вписываясь в советскую действительность. Не случайно поэтому упоминается М.Булгаковым в "Театральном романе". Именно он, "бывший помещик, ныне директор музея", выведен в "Трех парах шелковых чулок" П.Романова. С него списан образ коннозаводчика Бурмана в повести П.Ширяева "Внук Тальони". Такая нарочитая оппозиционность Бутовича, естественно, вызывает подозрения органов, и в 1928 году его арестовали. О встрече с ним в Бутырской тюрьме рассказывает О.Волков в книге "Погружение во тьму". Итак: "В толстом невысоком человеке, с подстриженной седой бородкой и пенсне на шнурке, суетливо раздевавшемся рядом со мной перед тюремными обывателями в синих халатах, - пишет Олег Васильевич, - я узнал Якова Ивановича Бутовича, тульского помещика и коннозаводчика. О нем много толковали в Москве как об удивительном эквилибристе. Яков Иванович не только остался хозяином своего завода в новой ипостаси заведующего, но и стал главнейшим консультантом по конному делу в Наркомземе, у Буденного и еще где-то. Им из своих коллекций был создан Музей коневодства в России... Он будто бы разговаривал из кабинета уездных властей по прямому проводу с самим Троцким..." Может быть, эти контакты и привели к печальному финалу. Впрочем, Бутович легко отделался - его лишь выслали из Москвы на какое-то дальнее поселение. После окончания ссылки он поселился в Вязьме, затем в городе Щигры Курской области. Здесь и умер в 1937 году... Что же произошло с его знаменитым музеем? 1928 году он становится Музеем коневодства при Всесоюзной сельскохозяйственной академии имени К.Тимирязева. И в таком качестве остается до сих пор. Ныне в нем более 300 картин, гравюр, акварелей и скульптур, 13 тысяч книг XVI - XX веков, коллекция старинных колокольчиков, седел, другой конской сбруи. Собрание пополняется работами и современных художников. В экспозиции представлены картины А.Глухарева, А.Сорокина, Н.Строгановой, скульптура С.Эйкельмана, Ю.Пузыренковой, Р.Кирилловой, Л.Лебедева... Музей участвует во многих российских и международных выставках. В 1995 году его коллекция была показана в США - тогда ее посетили более 150 тысяч человек. А вот российскому зрителю коллекции Бутовича, в сущности, недоступны. Директор музея Давид Яковлевич Гуревич, который работает здесь более 20 лет, рассказал мне о тесноте помещений, в чем я смог сам убедиться. Поэтому живописное собрание представлено лишь третью всего имеющегося. Остальное в запасниках. И будет там храниться до тех пор, пока на единственный в мире художественный Музей коневодства не обратят своего внимания и государство, и меценаты. Также в рубрике:
|