Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 7-8 (7721) 4-7 марта 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Горит синим пламенем

В Михайловском театре показали "Иудейку" Галеви

Гюляра САДЫХ-ЗАДЕ
Санкт-Петербург


Сцена из спектакля

Постановка, поданная как беспрецедентно оригинальный репертуарный ход, должна была стать козырной картой в игре, которую затеял театр со всем оперным сообществом России. Но стала еще одним свидетельством рискованной и не всегда оправданной художественной политики, проводимой директором Владимиром Кехманом.

...У глухой бетонной стены рядком выстроились мужчины в черном. Они неловко переступали ногами, спины их смешно подрагивали. На миг даже показалось - пардон! - что они справляют естественные надобности. Потом вспыхнула догадка: серый бетонный забор (такими у нас обносят секретные объекты) - это Стена Плача. А мужчины в черном - правоверные евреи. Заминка с узнаванием вышла оттого, что бетонный забор на Стену Плача ну никак не походил: ни тебе выщербленных поверхностей, ни записочек, засунутых между кирпичами, ни надписей.

Оркестр заиграл громче и живей: под бодрый мажор на сцену - кто бы сомневался! - высыпали военизированные молодчики в пилотках, "краснорубашечники" (оцените тонкий намек - не "коричневые", не "чернорубашечники", но некий микст наци и коммунистов). Молодчики, проявляя беспричинную агрессию, принялись избивать дубинками и пинать ногами евреев.

В общем-то, все было предсказуемо: деликатная тема, требующая повышенной политкорректности, - тема гонений евреев - из глуби веков была перенесена в ХХ век, по всей видимости, во времена Третьего рейха. История любви главных героев - дочери ювелира Рахили и до поры скрывающего свое имя, происхождение и вероисповедание христианина Леопольда (Самуила) - развивается на фоне еврейских погромов и мракобесных митингов. А заканчивается, как и следовало ожидать, газовой камерой (вместо костра, на который, по либретто, восходит Рахиль).

Массовые сцены, коих в опере много, были, впрочем, придуманы весьма изобретательно и выполнялись хором четко и сноровисто, с некоторой даже истовостью и старательной готовностью. Сложные водовороты и спирали, в которые закручивалась толпа, затейливое "броуновское движение" отдельных хористов, на деле искусно рассчитанное до микрона по сложным траекториям, - и ведь никто не столкнулся лбами, ни разу не перепутал рисунок! Тут режиссер постановки Арно Бернар продемонстрировал искусство "разводки" высшего пилотажа: чувствовалась рука мастера. Довольно стройно звучащий, прилично сбалансированный оркестр под руководством главного дирижера театра Петера Феранца выказывал небывалую, вовсе несвойственную дирижерской манере Феранца горячность. То было не пламя живого огня - вздувающееся и опадающее, искрящееся, изменчивое, трепетное, капризное, но ровное и однообразное горение газовой конфорки: обобщенная длинная волна нарочитого, искусственно стимулируемого драматизма, который в конце концов прискучивал, потому что не сменялся ничем другим.

Однако не стоит возлагать всю вину на дирижера и солистов: в новой постановке Михайловского театра они выдали вполне приемлемый среднестатистический европейский уровень вокала и оркестровой игры. Несомненно, театр сделал заметный шаг вперед на пути к высотам культурного исполнительства, да и, собственно, к постановочной культуре. Тут еще нужно разобраться с самой музыкой: самая популярная опера Фроманталя Галеви "Жидовка" (стыдливо переименованная театром в "Иудейку" во избежание неполиткорректных коннотаций) - отнюдь не шедевр, чтобы там ни писали в буклете о ее непревзойденных достоинствах. Да, это достойный образчик "большой французской оперы" - длинной, с бестолковым, ходульным сюжетом и вполне банальной интонационной сферой. При всей мелодичности языка и драматизме изложения вы не напоете по окончании спектакля ни единой мелодии: все они стерты и как-то чрезмерно клишированы. Точно так же, как и сами сценические образы главных героев, выведенные на сцену Бернаром Арно. Вот вроде бы и поют страстно, и двигаются ладно, и даже дерутся убедительно: воинственная Рахиль (Мария Хосе Сири) успешно отпихивает от папаши разбушевавшуюся толпу, а щуплый Элиазар (Вальтер Борин) с неожиданной прытью, в порыве отцовского гнева заваливает на стол корпулентного Леопольда (Джан Лука Пазолини). А характеры все равно не прорисовываются: ну нет в спектакле выпуклых, объемных, запоминающихся образов, со своими повадками, привычками, своим видением мира. Так, бледные тени, отвлеченные персонажи, без характерных примет. И страсти их не сопереживаешь, и слезам не веришь. Они технично показывают, но не проживают ситуацию: оттого к героям не проникаешься ни сочувствием, ни симпатией. Даже странно, до чего они все несимпатичные: что Рахиль, что ее незадачливый любовник-врун, что папаша, по возрасту годящийся девице в братья. Поэтому страдания Рахили, ее самопожертвование во имя спасения от плахи любимого не трогают и не потрясают: гораздо больше занимает то, что делается за ее спиной. А за спиной несчастной Рахили, прикованной наручниками к стулу, кипит документально достоверная жизнь рейхсканцелярии (или генштаба?). Деловито стучат по клавишам машинистки в белых блузах, офицеры вычерчивают план сражения на карте военных действий, разворачивают рулоны важных чертежей, отдают приказы, снуют по комнате клерки... Вот в этом Арно Бернар, безусловно, силен: в воссоздании жизнеподобного фона, полного верно подмеченных деталей.

Но полноценного спектакля на общих планах, на массовке, на виртуозно работающем и хорошо звучащем хоре не выстроишь. В эпицентре обязательно должны находиться личная драма, крупные, яркие характеры и логика развития их взаимоотношений. То, что Рахиль в спектакле предстает не кроткой голубицей, а прямо-таки дерзкой хулиганкой, способной дать отпор гонителям отца и устроить публичный скандал на пиру, ситуацию не исправляет. Напротив, лишает логики ее последнее решение: снять обвинения с любимого, стать единственной жертвой жестокого суда. Буйная Рахиль, выведенная в спектакле, скорее должна быть неукротимой мстительницей, жаждущей наказать вероломного обидчика.

В этом смысле столетней давности петербургская постановка "La Juire" на сцене императорского театра явно была ближе к замыслу Галеви. Критик Юркевич в дореволюционной рецензии пишет, что "Сара тиха и добра, как горлица". Из этой же рецензии мы узнаем, что главными достоинствами давнишней постановки были пышные шествия, красочные картины празднеств, красивые декорации и балет. Всего этого нет в нынешней постановке Михайловского театра. Между тем именно репрезентативная пышность и картинность во многом определяют жизнеспособность "большой оперы" как жанра и стиля: иначе ее многословие выносить трудно.

Мы же получили типичный европейский спектакль: стены - серые, знамена - красные, имперские орлы - белые, а мужчины - все поголовно одеты в черные долгополые пальто и шляпы. Даже Кардинал - статный Гарри Питерс, единственный, в ком чувствовалась порода, - и тот появляется в первом акте в черном пальто. Если учесть, что двое из трех мужчин - тенора, ты поначалу путаешься в персонажах, не в силах понять, кто есть кто, кто кому враг или друг.

Такое вот зрелище слепили из "большой оперы" Фроманталя Галеви в Михайловском театре: довольно сумбурное по драматургии, предсказуемое по видеоряду, среднее - по вокалу и весьма, весьма занимательное по части массовых сцен. Что ж, эта работа, по крайней мере, заслуживает серьезного, профессионального разговора в отличие от предыдущей, "Русалки", от кричащей вампучной роскоши которой, помнится, глаза на лоб вылезали. Прогресс, как говорится, налицо.

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;