Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 7-8 (7721) 4-7 марта 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесВАЛЕНТИНА ШАРЫКИНА: Для Плучека мы были "красками"Ольга НИКИТИНА
В этой актрисе режиссеров привлекали и прекрасные внешние данные, и сценическое обаяние, владение разными стилями. Ее героини отличались очарованием и естественностью, особым женским шармом. Поклонники знаменитого "Кабачка "13 стульев" знают ее как пани Зосю. Валентина Дмитриевна участвовала во всех выпусках передачи, на протяжении 15 лет. Но себя она считает актрисой театральной. - Валентина Дмитриевна, когда в вашей жизни возник театр ? - С рождения. Моя мама, Ирина Рогозинская, была актрисой. Она окончила консерваторию в Свердловске, ей прочили оперную карьеру, но война поломала все планы. А на последнем курсе у нее родилась я. Жить было очень трудно, и мы переехали в Воронеж, там не было оперного театра, была только оперетта, туда мама и пошла. Потом были Ростов, Киев, Иркутск. Мое детство, естественно, прошло в театре: ходила на спектакли, ездила с мамой на гастроли - на поезде по Сибири, у нас было два вагона, их отцепляли, делали сцену, разводили костры, собирали зрителей. Гастроли моего детства мало похожи на сегодняшние. Ездили на барже по Лене - Усть-Кут, Мамско-Чуйский район, Бодайбо, прииски. Актеры с детьми, мама моя - еще и с собаками, кто-то с кошками. Было так весело, так интересно. И, конечно, я очень полюбила театр. - Мама поддерживала ваше стремление к сцене ? - Нет, она не хотела, чтобы я шла в актрисы, считала, что с моим характером в театре делать нечего. - Но вы все-таки решили поступать в театральное училище . - В Иркутске был очень хороший драматический театр, там работало много москвичей, которые уехали подальше от сталинско-бериевских репрессий. И когда я училась в 10 классе, мама познакомила меня с ними, они меня готовили в институт. Иркутский театр поехал на гастроли в Новосибирск, там при "Красном факеле" открылась театральная студия, и меня туда приняли. Я училась у Веры Павловны Редлих. Она была легендой, училась в театральной школе МХТ. Я уже не помню всех отрывков и этюдов, которые мы там делали, помню только, что показывала сцену леди Анны из "Ричарда III", и Вера Павловна сказала: "Около песочка сверкают бриллианты". А на следующий год я стала поступать и в Школу-студию МХАТа, и в Щукинское училище. Читала тот же репертуар, что и в Новосибирске, - Блока, отрывок из "Анны Карениной", басню. Во МХАТе я так разволновалась, что на последнем экзамене забыла текст, и меня забраковали. А вот ректор Щукинского училища Борис Евгеньевич Захава что-то во мне разглядел, и меня зачислили на первый курс. - А как девочка из провинции чувствовала себя в Москве ? - Было страшно, и это мне мешало. На нашем курсе учились Оля Яковлева, Андрей Миронов, Коля Волков, Вика Лепко, Юра Волынцев - все очень талантливые. А я была так закомплексована, что по мастерству получила тройку с минусом, и меня условно перевели на второй курс. Мне грозило отчисление. - Как же выправилась ситуация ? - Попросили старосту нашего курса Андрея Миронова сделать со мной самостоятельный отрывок. Андрюша работал со мной и как партнер, и как режиссер. Он настолько ответственно подошел к делу, что даже взял веер у своей мамы. На показе я волновалась и веер сломала. Я не знаю, что сказала Мария Владимировна Андрюше, но он был великодушен. Это был мой первый успех в училище, нас хвалили, и только Захава был недоволен. Андрюша был актерский сын, он все очень хлестко поставил. А Борис Евгеньевич считал, что это слишком эстрадно и неверно по школе. Но я уже преодолела свои страхи. - А сниматься вам разрешали ? - Многие бегали на пробы, но я очень хотела освоить профессию и ни на что другое не разменивалась. Главное - учеба и все, что с ней связано: библиотеки, театры, Третьяковка. В результате - пятерка по мастерству и красный диплом. - А в Театр сатиры вы как попали ? - Случайно. С Олей Яковлевой мы показывались в Театр Ленинского комсомола, Эфрос ее пригласил. С Юрой Волынцевым - в Вахтанговский театр, его туда взяли. Я показывалась в "Современник", но у Андрея Миронова заболела партнерша, и он попросил меня ему подыграть. Об этой сцене мечтала Вика Лепко, здесь работал ее папа, ее детство прошло за кулисами, но Плучек взял меня, Андрея Миронова и Люду Селянскую. 13 декабря 1962 года я пришла в Театр сатиры и всю жизнь с ним связала. - Сразу начали репетировать ? - Плучек разрешил мне летом сниматься в кино, а осенью театр уехал на фестиваль в Париж. В это время с оставшимися актерами Евгений Яковлевич Весник ставил "Проделки Скапена". Театр тогда не имел своего помещения, играли в гостинице "Советская", а репетировали по разным площадкам. Работали мы быстро, весело, с Весником было интересно, он - человек очень заразительный. Спартак Мишулин играл Скапена, Андрей Миронов - Сильвестра, Наташа Защипина - Зербинетту, а я - Гиацинту. Спектакль был радостный, всеми нами любимый. Потом я играла Лизу Стратову в "Женском монастыре", ставил Плучек. В спектакле был изумительный мужской квартет - Юра Авшаров, Борис Рунге, Андрюша Миронов, Спартак Мишулин. Моих подруг играли Вера Кузьминична Васильева, Наташа Защипина, Броня Тронова. Мы этот спектакль давали на гастролях почти каждый день. Следующий мой спектакль - "Дон Жуан, или Любовь к геометрии", где я сыграла Миранду. - Вы были лирической героиней в спектаклях Плучека, а потом вдруг возникла пауза . - Валентин Николаевич был человек импульсивный, но ко мне он хорошо относился. Я, когда играла свои первые роли, наверное, была очень искренней на сцене, он это ценил и доверил мне Сюзанну в "Женитьбе Фигаро". Но Андрюша Миронов не смог со мной репетировать. Ему нужно было раствориться в образе и пережить любовь к Сюзанне. Причем не только на сцене. Так всегда бывает у талантливых актеров. А у нас не было с ним этой вольтовой дуги притяжения. Мы оба были, видимо, одного с ним заряда - оба Рыбы по гороскопу. Для меня он был только однокурсник, приятель. Я репетировала плохо, стеснялась, чувствовала себя неуверенно. Кому-то казалось, что мне нужно играть Графиню, но у режиссера было другое видение. Я с роли слетела, но осталась в спектакле, и 13 лет играла в массовке. Правда, этот сюжет имел продолжение: мы с "Фигаро" должны были ехать на гастроли, а наша Графиня - Вера Кузьминична попала в больницу. Директор спросил, кто может сыграть эту роль, спектакль через два дня. И я, трусиха, вдруг вызвалась. Мои партнеры не обрадовались, не меня они видели Графиней. А во время спектакля со мной случился казус. По мизансцене, когда к Графине приходит Керубино, чтобы объясниться ей в любви, я должна была сесть в кресло, а он - у моих ног. Но села я мимо и поняла, что не встану. Платье огромное. Я была готова к тому, что сейчас закроют занавес, а меня с позором выгонят из театра, но Керубино и Сюзанна, смеясь, меня подхватили, подняли, посадили, и сцена пошла так живо, весело, зал хохотал, актеры в кулисах смеялись. - Это было в традициях театра - играть главные роли и участвовать в массовке ? - Это было в традициях Валентина Николаевича. Он часто повторял: "Этого капитана нужно разжаловать в солдаты". Он не скрывал своих чувств и всегда честно говорил: "Я - художник. У меня мольберт, и у меня на нем масса красок. Сегодня у меня горит зеленая краска, завтра - красная, потом голубая". - А вы какой были краской ? - Наверное, розово-голубой, раз Зою Березкину в "Клопе" дал играть, но сначала я там играла девушку в общежитии. А потом у Валентина Николаевича появилась новая краска - талантливая актриса Таня Васильева, которая могла все. В театр взяли еще одну лирическую героиню, Катю Градову. - И что, совсем никак стало с ролями ? - Нет, роли, конечно, были. Маргарита Микаэлян ставила "Обыкновенное чудо". У меня там была замечательная роль Хозяйки. Был "Малыш и Карлсон", где я играла Маму Малыша. Играла Эльмиру в "Тартюфе". Без работы я не сидела, но интерес Валентина Николаевича ко мне пропал. Тем более что его очень раздражал "Кабачок "13 стульев". - Вы это знали и все-таки участвовали в передаче ? - Я работала там, куда меня приглашали. К тому же у меня в тот период не было серьезной работы. А ролька в "Кабачке" была симпатичная. Но так сложилось, что "Кабачок" стал многоразовым. Передачу делал наш заведующий труппой - Г.Зелинский, очень славный человек. И уйти из "Кабачка" уже не получалось. Да и не хотелось. - Эта всенародная любовь и слава принесли вам что-то в творчестве ? - Из-за "Кабачка" для меня закрылось кино. Серьезные режиссеры считали, что заезженное лицо на экране никому не нужно. А Валентин Николаевич на нашу популярность всегда реагировал стихами Пастернака: "Позорно, ничего не знача, / Быть притчей на устах у всех". Пока в театре была Таня Васильева, он нечасто вспоминал о моем существовании. Когда ставили "Бег" Булгакова, он дал мне Серафиму, а Тане - Люську. Поначалу он был мною очень доволен. Но когда Таня посмотрела мои репетиции, она пришла ко мне в гримерную и честно сказала, что хочет играть Серафиму. Валентину Николаевичу я вдруг перестала нравиться, он грозил, что снимет меня с роли. Но не снимал, а только ругал. Он постоянно повторял - я не люблю таких, как Серафима, я люблю таких, как Люська. Голубков и Серафима шли пунктиром, а спектакль был про Люську, Чарноту и Хлудова. Валентин Николаевич через Люську провел основную тему спектакля - и драматическую, и музыкальную. Васильева сыграла и разбитную женщину, которая умеет пристроиться в жизни, и страдающую душу России. После "Бега" я снова оказалась в массовке, но уже в "Самоубийце" Эрдмана. Когда Таня ушла из театра, а она очень хорошо играла Машу Подсекальникову, эта роль досталась мне. А потом было много вводов, и последний спектакль, который я делала с Валентином Николаевичем, - второй вариант "Ревизора". Играла Анну Андреевну. - Понятно, что в сорок лет Джульетту не сыграешь, Плучек думал о судьбах взрослеющих актрис ? - Наверное, нет. Он был человек загорающийся, и эти проблемы его не волновали. Он нас иногда называл пешками на шахматной доске. И к королеве он относился как к королеве, а к пешке как к пешке. У нас многие актеры годами простаивали. А сзади всегда подпирали молодые. Ему с молодыми было интереснее работать. Он репетировал подолгу, у нас только застольный период длился по месяцу. Валентин Николаевич нас заставлял много читать, ходить в библиотеку. - А какая-то творческая жизнь вне театра была ? - Конечно. Я немного, но снималась в кино, потом много работала в антрепризе, встречалась с актерами других театров - это всегда интересно. Я не сидела, сложа руки, но и не просила работы. - А на личном фронте ? - Мы с подругой еще в школе поклялись, что замуж мы никогда не выйдем, а заведем много собак и будем помогать всем животным. Любовь к животным у меня от мамы. Сейчас у меня дома живут пять собак и кошка Соня - все подобранные. А замуж я все-таки выходила. - Вы по-прежнему много заняты в репертуаре ? - У меня три роли в Театре сатиры. В очередь с Верочкой Васильевой играю в нашем любимом спектакле - "Мольере". У нас в театре его поставил Юрий Еремин. На репетиции к нему мы ходили, как на праздник. Там у меня партнеры, о которых можно только мечтать, - Александр Анатольевич Ширвиндт и наша талантливая молодежь - Андрюша Барило, Юлечка Пивень, Леночка Подкаминская, Пашп Мисаилов. Еще я играю маленькую роль в пьесе Полякова "Хомо эректус". И в последней нашей премьере - "Триумф на Триумфальной". Вот и в свой день рождения играла спектакль и очень этому рада. Также в рубрике:
|