Быть или не быть?
Доминго приостанавливает мировое турне
Александра ГЕРМАНОВА
 |
П.Доминго |
Знаменитый испанский тенор Пласидо Доминго, которому в следующим январе исполнится семьдесят лет, анонсировал текущий 2010 год как особенный: он намеревался спеть в нескольких театрах новую для себя роль Симона Бокканегры в одноименной опере Верди. Партия Бокканегры, как известно, написана для баритона, но именно поэтому она так волновала великого тенора, за свою огромную и счастливую вокальную жизнь "отработавшего" практически весь теноровый репертуар от сарсуэлы и итальянцев до Вагнера и новинок Тань Дуня. Пятьдесят лет назад молоденький Доминго решал для себя трудную задачу - на какую струну его голоса следует сделать ставку: на теноровую или баритональную. Есть очень старая история, самим Доминго описанная в книге, как он приехал в Мексику и дебютировал в качестве баритона, а после спектакля ему сказали, что он выдающийся тенор и надо срочно переучиваться. Есть и другие истории - их любят рассказывать недоброжелатели певца - о том, как Доминго просил транспонировать для него высокие теноровые партии на пару тонов пониже. Впрочем, зная трудолюбие, обязательность и человеческую порядочность этого человека, трудно представить, что он мог себе позволить пользоваться допингами такого рода. Многие теперь задаются вопросом, зачем великий тенор, чья карьера практически не была омрачена неудачами, связанными с потерей голоса, гневит Бога экспериментами. Но это уже стало общим местом, когда большой артист накануне юбилейной даты чудит и выкидывает экстраординарные трюки. Трюк Доминго вполне интеллигентный - спеть интересную роль Симона Бокканегры, взять баритональный барьер и, наверное, что-то доказать себе. Может, как раз то, что он никогда бы не стал таким уж успешным баритоном, что сделал когда-то правильный выбор и жалеть больше не о чем. Судя по отзывам критиков на первые спектакли "Симона Бокканегры" в Метрополитен Опера (хотя дебют в роли состоялся в конце прошлого года в берлинской Штаатсопер), певец не был на высоте - его голос звучал слишком сухо и устало, но в плане энергетического воздействия на публику все было как всегда. Другие говорят, что он пел хорошо, но звучал чистым тенором - ноты в низком регистре проваливались. Публика в любом случае осталась довольна. Следующие выступления певца в роли пирата Бокканегры должны пройти в Цюрихе, Берлине, Милане, Лондоне и Мадриде, и билеты на эти спектакли лихо раскупаются, но возникло затруднение. Неделю назад во время концерта в Японии Доминго почувствовал недомогание, вернулся в Нью-Йорк и по совету врачей какое-то время пробудет в клинике на лечении. На официальном сайте певца вывешено сообщение о вероятной отмене ряда спектаклей - видимо, отменятся Цюрих и Берлин. Зато есть надежда, что останется Милан, где Доминго должен будет выиграть битву с нахалами "логгистиони" (дерзкими миланскими клакерами с галерки), которые, по слухам, уже заготовили для тенора килограммы "буу". Эти молодые люди действуют всегда сообща, если хотят провалить выступление какого-то вокалиста или дирижера. Доминго их не боится, и, если позволит здоровье, он несомненно будет петь в Ла Скала, тем более что музыкальным руководителем постановки выступит его старинный друг Даниэль Баренбойм, который уже провел первые спектакли "Симона Бокканегры" в Берлине (речь идет об одной и той же постановке).