Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Курсив мой

ДМИТРИЙ СТАХОВ: Будущее за автором, который напишет "Анну Каренину" нынешних дней

ПЕРСОНА

Сергей ШАПОВАЛ
Фото Фаины ОСМАНОВОЙ


Д.Стахов

Дмитрий СТАХОВ по образованию психолог, проработав некоторое время по специальности, он ушел в журналистику, все это время параллельно писал прозу. Он автор восьми романов и некоторого количества рассказов. Его романы отнюдь не были обойдены вниманием: "Пограничная история" выдвигалась на "Русского Букера" и была издана во Франции в издательстве "Галлимар", "Арабские скакуны" были включены в десятку лучших русских романов 2002 года, "История страданий бедолаги" номинировалась на премию "Национальный бестселлер", "Ретушер" был издан в Голландии и Германии, скоро он выйдет и во Франции, и т.д. Однако никак не скажешь, что Стахов широко известен как писатель, он держится в тени. О его писательской стратегии и видении путей развития современной русской литературы наш сегодняшний разговор.

- Дмитрий, накануне я заглянул в литературный справочник Сергея Чупринина и не обнаружил вашей фамилии среди современных российских писателей. Это притом что ваши романы побывали в списках четырех ведущих премий и издавались на Западе. У вас есть объяснение этого явления ?

- У меня совершенно нет пиара. Я никогда сам этим не занимался. Пиар устраивали мои западные издатели. Здесь ситуация иная. С одной стороны, мне везло на издателей, они с любовью и уважением относились ко мне как к автору. А с другой - они работали по старой советской схеме: книжка издана - значит, она будет продана. Книгу же надо продвигать. Ситуация действительно странная: в январском и февральском номерах "Дружбы народов" опубликован мой восьмой роман, а мой статус остается неизменным. Хотя не стану впадать в самоуничижение: сколько писателей из упомянутого вами справочника публиковалось в издательстве "Галлимар"? Для меня важнее оказаться в анналах "Галлимара", чем в чупрининском справочнике.

- Но вы могли бы устраивать некий личный пиар, однако вы этого не делаете .

- Я начал писать, когда работал в академическом институте. Это было факультативное занятие. На излете советского времени я напечатал два или три рассказа. Потом я стал заниматься журналистикой и смог больше времени посвящать писанию. Это было раздвоенное существование, у меня отсутствовало, извините за выражение, четкое позиционирование себя как писателя. Оно так и не появилось, хотя существует уже целая полка моих книг. В свое время издательство "Прогресс" выпустило сборник "Метаморфозы", который начинался с Овидия, был в нем и Борхес, туда же был включен и мой небольшой рассказ. При всем при этом мне трудно сделать что-либо для собственной популяризации. Это не хорошо и не плохо, это свойство моей натуры.

- Вас имеющийся статус не угнетает ?

- Угнетает. Мне хочется присутствовать в литературном пространстве. Речь не об известности, это сомнительное явление, особенно в России. Она обычно связана с тем, что кто-то кому-то дал по морде.

- Можно ли сказать, что занятие психологией подвигло вас к писанию ?

- Несомненно. Вообще, литература - это практическая психология. Недаром самые крупные психологи занимались анализом литературы. Психология мне помогает, правда, иногда и вредит. Между героями складываются определенные отношения, и вдруг я вижу, что получается иллюстрация к учебнику по психотерапии. Я против таких прямолинейных прочтений. Психология - важное, но вспомогательное средство. Книг по психологии, которые написаны занимательно, очень мало. А литература - сколь бы она ни была высоколоба и стилистически изысканна - должна быть понятной, внятной. В лучших образцах любой литературы присутствует история, хотя иногда она может быть спрятанной, тем не менее она в произведении двигает все остальное.

- Для вас в литературе важнее - ЧТО или КАК ?

- Это неразрывные вещи, хотя КАК для меня несколько важнее: я понимаю, что хочет сказать автор, но решающее значение имеет, как он это делает. Вопрос о ЧТО и КАК лежит на поверхности, его видит каждый, но вдумчивый читатель за ЧТО и КАК видит экзистенциальные смыслы. Например, за внешне безыскусной прозой Леонида Добычина просматривается колоссальная глубина.

- Ничего себе - безыскусная проза, Добычин - один из самых тонких стилистов в нашей литературе .

- Но дело в том, что его стиль подпитывается внутренним ощущением мира. Он не был бы тонким стилистом, если бы его ощущение мира не опережало его литературные способности. Здесь тонкая диалектическая связь.

- Определенный градус безумия во взгляде на мир породил некоторое число гениев. Так появились Кафка, Добычин, Платонов .

- Платонов - хороший пример. То, что он делал с русским языком, с точки зрения КАК - просто ужас, но его взгляд на мир превращает его прозу в нечто невероятное и недостижимое. Поэтому я бы говорил о триединстве.

Из современных авторов этим триединством движим владимирский прозаик Анатолий Гаврилов. На первый взгляд его рассказы - проще некуда, но они настолько пронизаны авторским отношением к жизни, что мистическим образом превращаются в утонченную прозу.

- На чем вы взрастали как литератор ?

- В 1970-е годы я начал писать маленькие рассказики, они были очень подражательными, в основном переводным авторам - я был страстным читателем журнала "Иностранная литература". Русскую классическую литературу я, к сожалению, прочитал слишком рано, а разные книги нужно читать в соответствующее время. Естественно, далеко не все в русской классике я понял, далеко не все услышал, что должен был услышать. Но передо мной встал выбор: или перечитывать русскую литературу, или "двигаться дальше". Я решил идти "дальше", так и появились мои первые рассказы. Вернувшись из армии, я перечитал их и большую часть выбросил. Стал писать новые, но не знал, что с ними делать. Кто-то мне сказал, что при журнале "Юность" работает литературное объединение "Зеленая лампа", одним из отсеков которого руководит Андрей Битов. Я подал свой рассказ на конкурс, тексты оценивал художественный совет. За мой прием в объединение выступили только Битов и покойный Паламарчук, остальные были против. Битов сказал мне: "Ваш рассказ напоминает мне "Постороннего". Вы читали Камю?" Я ответил: "Читал "Мухи". Он посмотрел на меня с удивлением: "Вообще-то это произведение Сартра". После этого я всерьез занялся чтением хороших книг и стал регулярно ходить в "Зеленую лампу". Но вскоре случился "Метрополь", Битов из объединения ушел, мы переместились в молодежную секцию при Московской писательской организации. Ею руководили достойные люди: Леонид Жуховицкий и Валерий Осипов. Я стал ходить туда, через некоторое время почувствовал, что хватит обсуждать тексты своих товарищей, надо делать что-то свое. Такова фактологическая сторона дела.

- Какие писатели оказались важными для вашего становления ?

- У меня есть критерий, который многим покажется наивным: наворачиваются на глаза слезы, когда читаешь, или нет. Для меня это показатель сверхнастоящей литературы. В ряду таких писателей - Набоков, Марсель Пруст, Гончаров, точнее, его "Обломов", некоторые рассказы Фазиля Искандера, "Улисс" Джойса.

- В некоторых ваших вещах я обнаружил поразительную перекличку с другой литературой. Например, с Сорокиным, притом что вы гораздо менее радикальны, чем он .

- Сорокина я считаю гениальным писателем, но читал я его мало, да и прочел поздно. Я никогда не задумывался о своей близости к Сорокину, могу лишь предположить, что в определенный период определенные образы, приемы, ощущения были разлиты в воздухе. Как-то в Интернете я обнаружил доклад одной дамы на некоей конференции, так вот в нем я был поставлен в один ряд с Сорокиным.

- И как вы к этому относитесь ?

- Я не могу сказать, что для меня это неважно. Но, с другой стороны, так называемый постмодернизм в значительной степени стал прибежищем людей, которые, пристегивая себя к этому направлению, выдают себе индульгенцию на собственную неумелость и бесталанность.

- Мне кажется, что постмодернизму на нашей почве сильно не повезло. Не было даже вразумительно артикулировано, что это такое. Поэтому появление в тексте матерных слов позволяет автору относить себя к этому направлению .

- У нас это литературное направление не получило философского обоснования, не было соотнесено с другими искусствами. Те, кто считает, что постмодернизм - это игра, глубочайшим образом ошибаются.

- Так не поняли, что произведения Сорокина - это не игра и не стеб, это вполне серьезно про жизнь, к которой он предъявляет вполне определенные претензии. К стебу легко можно отнести и лучшие ваши романы, хотя они могут быть прочитаны как говорящие нечто важное о сегодняшнем дне .

- Вы заговорили о важной проблеме. Мне кажется, что в нашей стране серьезная проблема не столько с писателями, сколько с читателями. Сейчас существует несколько писательских союзов, а я считаю, что необходимо создание читательского союза с выдачей членских билетов. Случилась читательская катастрофа. Читатель должен быть готов к восприятию нового слова, более того, он должен желать этого нового слова. Принимать в читательский союз нужно на основе списка прочитанных книг, как в писательский союз принимают на основе списка написанных книг. Член союза должен иметь льготы на покупку хороших книг, с ними должны встречаться писатели и т.д. Я говорю совершенно серьезно.

- В каком направлении вы будете двигаться дальше ?

- Я пишу новый роман, это история семьи, действие происходит в течение трех-четырех дней в зимней Москве, но оно сопровождается ретроспективными отступлениями.

- А куда, по-вашему, может двинуться наша литература ?

- Она должна перейти на новый виток гегелевской спирали. Я считаю, что будущее за тем автором, который напишет "Анну Каренину" нынешних дней. "Анна Каренина" - один из величайших романов, который вообще возможно было написать. В нем есть абсолютно все, это не только любовная история, это жизнь всего и вся. Мне кажется, в этом направлении может двинуться наша литература.

- Возврат к реализму ?

- Нет, я говорю не о возврате к реализму. Это история, которая может быть рассказана каким угодно способом.

- То есть если у нас, к примеру, первый фортепианный концерт Чайковского исполнят в стиле рэп, можно будет говорить о появлении новой музыки ?

- Это будет ремейк, а речь вовсе не об этом. В чем сила "Анны Карениной"? С моей точки зрения, в том, что через описание Анны, Вронского, Левина, Каренина и т.д. описывается весь космос. А у нас принято личность описывать через космос. Западная литература в лучших своих проявлениях движется по первому пути. Это напоминает некоторые области технологии: открытия были сделаны в России, на Западе их творчески переработали и сделали действующими. С самого начала XX века во всех американских университетах читали лекции по Достоевскому и Толстому, читают их и сейчас, потому что там понимают: это основа, которая позволит двигаться к чему-то новому. У нас такого понимания я не наблюдаю.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;