Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноУ Франции - арабское лицоДни Франкофонии в столице Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Кинофестивали Франкофонии в Москве всегда отличались качеством программы, не стал исключением и очередной из них, проходивший в кинотеатре "35 mm" с 24 по 29 марта. Его высокую планку с первого дня задал полнометражный режиссерский дебют молодого французского (с алжирскими корнями) режиссера Нассима Амауша "Прощай, Гэри". Это кино необычное и непростое для восприятия, хотя его язык подчеркнуто лаконичен и сдержан, и лишен всяких излишеств и выкрутасов. В нем, по большому счету, нет сюжета и нет событий как таковых - зрителям предлагается понаблюдать за несколькими сценами из унылой и беспросветной жизни натурализованных арабов - обитателей захудалого провинциального французского городка. Еще недавно они работали на местном заводе, но завод по какой-то причине закрыт, и люди понятия не имеют, что делать дальше. Они, как сомнабулы, слоняются по городку, иногда о чем-то беседуют друг с другом, но чаще молчат. И лишь Франсис, пожилой рабочий, не хочет считать себя выброшенным из жизни - продолжает изо дня в день ходить в свой огромный пустынный цех и ремонтировать какой-то агрегат. Режиссер с симпатией, горечью и болью относится к этим людям, и это его отношение передается в зрительный зал. И зрители все больше и больше погружаются в поэтическую атмосферу картины. В немалой степени потому, что то, что волнует режиссера (он же и автор сценария), волнует и нас. Натурализованные арабы - как авторы и как персонажи - фигурируют и в целом ряде других французских фильмов, составляющих подавляющее большинство в фестивальной программе. При этом отнюдь не педалируется арабская тема сквозь призму социальной проблематики. Разве что в "Красивых мальчиках" режиссера Риада Сатуфа ("Сезар" за лучший дебют) проскальзывают признаки ксенофобии - Камела (Энтони Сониго), араба по происхождению, близкого друга главного героя (Венсан Лакост), кое-кто в школе считает человеком второго сорта, на что он лишь однажды бурно реагирует, впрочем, безо всяких последствий. Но фильм совсем не об этом, а о пробуждении сексуальности в подростках. Речь об этом идет подчас на грани фола, но чаще доверительно, остроумно, увлекательно и абсолютно достоверно, и это вызвало дикий восторг до отказа заполнивших Большой зал кинотеатра зрителей, процентов на 90 состоящих из студентов. Вторая примечательная особенность фестиваля - участие в его фильмах прославленных французских актрис. Не все они, правда, и не везде восхищают так, как в лучших своих работах. Не вызвала, например, восторга Катрин Денев, сыгравшая главную роль в "Рождественской сказке" Арно Деплешена. Это был один из самых ожидаемых фильмов Дней Франкофонии - как-никак он участвовал в основном каннском конкурсе и вызвал восторг французских критиков (премия "Золотая звезда" за лучшую режиссуру). Безусловно, это не рядовая картина. Не может не привлечь внимание и "вечная" тема - сложные, запутанные взаимоотношения в многочисленном семействе, где в дефиците любовь, теплота, обыкновенная человеческая отзывчивость. Движущая сила сюжета - лейкемия, обнаруженная у Жюнон (Денев), главы этого семейства. Ее спасти может только пересадка костного мозга, причем на роль донора подходит один лишь Хенри (Матье Амальрик - пожалуй, единственная выразительная актерская работа в картине) - нелюбимый сын Жюнон и вообще изгой в семействе. И вот это семейство в полном составе собралось на Рождество... Множество персонажей, которые невероятно много говорят, заторможенность действия, минимум событий, происходящих на экране, - все это отнюдь не работает на восприятие картины. Если Катрин Денев в "Рождественской сказке" в основном лишь присутствует в кадре, то Эмманюэль Беар в "Сентиментальных судьбах" Оливье Ассаяса, можно сказать, живет в кадре. Однажды ее героиня - юная, эмансипированная барышня Полина, вернувшись из Англии в глухую французскую провинцию, встретила на балу Жана (Шарль Берлин), протестантского пастора, мужчину во всех отношениях привлекательного, и с первого взгляда влюбилась в него. Поначалу Жан, занятый семейными проблемами - его сумасбродная жена Натали (Изабель Юппер), что называется, отравляла ему жизнь, - просто не замечал девушку. Но через некоторое время они сблизились, и Жан, бросив приход и оставив бывшей жене все свое состояние, уехал с Полиной в Швейцарию, где они счастливо прожили несколько лет на берегу живописнейшего озера. Затем идиллии пришел конец: чтобы спасти семейный бизнес, Жану пришлось вернуться на родину. Ассаяс прослеживает жизнь своих героев на протяжении нескольких десятилетий и делает это мастерски. Изабель Юппер очень хороша в роли Натали, и остается только сожалеть, что она лишь изредка появляется на экране. Зато ее "много" в абсурдистской драме Урсулы Мейер "Дом", и она здесь замечательно играет (приз за лучшую женскую роль на МКФ в Мар-дель-Плата отнюдь не случаен). Ее героиня Марта вместе с мужем Мишелем (Оливье Гурме) и детьми - двумя девочками-подростками и девятилетним сыном - счастливы в своем уютном доме, приютившемся у обочины недостроенного магистрального шоссе. Вокруг тишь и благодать. Но вот однажды приехали рабочие, и привычной жизни в удаленном от цивилизации райском уголке пришел конец. По шоссе непрерывным потоком в обе стороны несутся машины, исторгая дикий шум. Семейство, однако, не сдается перед мощным натиском враждебных внешних сил и идет на самые эксцентричные меры... Эта тонкая и умная лента представляла на фестивале Швейцарию, где была удостоена национальных кинонаград за лучший фильм, лучший сценарий и лучший актерский дебют. Достойно была представлена на Днях Франкофонии и Бельгия - притчей "Эльдорадо". Известный бельгийский актер Були Ланнер (это его вторая полнометражная режиссерская работа) оттолкнулся от необычного события из собственной жизни. Однажды, вернувшись домой, он застал в своей квартире двух грабителей, которые, увидев его, растерялись не меньше, чем он. И они... стали беседовать. А потом мирно расстались. В фильме грабитель один - очень худой, насмерть перепуганный парень (Фабрис Адд). И Иван (его играет сам режиссер, он же и автор сценария), одинокий и добропорядочный гражданин, зарабатывающий на жизнь перепродажей американских раритетных автомобилей, пожалел этого парня - не только не избил, не вызвал полицию, а дал немного денег. А затем вдруг взялся отвезти его к родителям, которые живут где-то возле французской границы. И вот они едут, едут и едут... Були Ланнера можно упрекнуть за некоторые драматургические нестыковки, за не совсем оправданные попытки встряхнуть зрителей (один из персонажей расхаживает абсолютно голым), зато ему удалось сказать о том, как важны в нашей жизни терпимость, отзывчивость и самая обыкновенная человеческая теплота. В фестивальной программе нашлось место лишь для одного канадского полнометражного художественного фильма - психологической драмы Бенуа Пилона "Все, что нужно для жизни", зато он стал ее настоящим украшением. Эта снятая в традиционном ключе и безо всяких изысков незаурядная лента была удостоена множества наград, в том числе премий Канадской академии кино и телевидения "Жени" за режиссуру, сценарий, мужскую роль и монтаж, специального большого приза жюри, приза за лучший канадский фильм и приза зрительских симпатий на престижном международном кинофестивале в Монреале. Она возвращает нас в 1952 год, когда на севере Канады бушевала эпидемия туберкулеза. Эскимоса Тииви (Натар Унгалаак), у которого был обнаружен туберкулез легких, власти отправили на лечение в санаторий под Квебеком. Вдали от семьи, не зная французского, он чувствует себя совершенно одиноким в этом чужом, равнодушном и враждебном, как ему казалось, мире и впадает в глубокую депрессию. Он отказывается принимать пищу и угасает прямо на глазах у врачей, которые бессильны что-либо изменить. И только когда медсестра Кароль (Эвелин Желина) привела к нему в реанимацию также лечившегося в санатории осиротевшего подростка эскимоса Каки, который умеет говорить и по-французски, Тииви стал оживать... Такая вот простая в общем-то история. И вместе с тем без сентиментальности трогательная, глубокая по своему содержанию, удивительно человечная. Также в рубрике:
|