Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мира"Система" сбоев не даетВенесуэльский оркестр в Люцерне Екатерина БЕЛЯЕВА
В Европу пришла пора пасхальных музыкальных фестивалей. Люцернский фестиваль, который давно перехватил идею организации весеннего Пасхального фестиваля у Зальцбурга, стартовал 19 марта и закончился 28 марта: здесь было дано двенадцать концертов. Тогда как Зальцбургский Пасхальный только 27 марта открылся и продлился до 5 апреля. Летние музыкальные фестивали часто пересекаются программами - одни и те же вокалисты выступают и в Зальцбурге, и в Люцерне, хотя и с разными программами, топ-дирижеры со своими прославленными оркестрами объезжают по два-три фестиваля за тур, но к Пасхальному фестивалю города готовятся так, чтобы их программа была однозначно уникальной и неповторимой. Фестиваль 2010 года в Люцерне распадается на три цикла: концерты приглашенного оркестра, вечера старинной музыки и исполнение традиционных сочинений на религиозную тематику. Последняя составляющая обязательна, но, учитывая светский характер мероприятия, она же самая непредставительная. Но теперь речь не о ней, а о главной, первой части фестиваля - концертах приглашенного оркестра. Швейцарцы, обычно такие старомодные и осторожные, решили рискнуть и пригласили в гости в Люцерн Молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара на четыре концерта подряд. Венесуэльцы дебютировали здесь три года назад на Пасхальном фестивале и после выступали еще, но это было в пору всеобщего увлечения латиноамериканским оркестром и его молоденьким руководителем Густаво Дудамелем. Сейчас кураторы фестиваля предложили зрителям совсем иную вещь: проанализировать новое качество молодежного оркестра, которому раздавались такие большие авансы. На открытии фестиваля за пульт встал Клаудио Аббадо, легендарная и харизматическая для Люцернского фестиваля фигура. Вместе с Саймоном Рэттлом и Даниэлем Баренбоймом в свое время Аббадо очень способствовал продвижению Густаво Дудамеля и его оркестра. Прославленный итальянец сформировал программу с акцентом на русскую музыку: сыграли Скифскую сюиту Прокофьева, симфонические фрагменты из оперы "Лулу" Берга и Патетическую симфонию Чайковского. Маэстро, как обычно, демонстрировал высокий класс - не заглядывал в партитуру, ее даже для страховки не ставили. Говорят, что 76-летний мастер вообще больше не пользуется нотами: все свое он, как тот древний философ, носит с собой в голове. На следующий день Густаво Дудамель, на день прилетевший из Лос-Анджелеса, где он с осени возглавляет местный оркестр, в Люцерн, также гарцевал без нот, но было видно, что великому Аббадо партитуры просто не нужны, а венесуэлец-вундеркинд, скорее, читает их как стихотворения, заученные наизусть. Хотя как знать - может, незамысловатую "Франческу да Римини" Чайковского любой приличный музыкант и ночью на память сыграет, а вот фантазийная Альпийская симфония Рихарда Штрауса с ее птичьими трелями, кукушкиной песней, звуками ручейков и громами не всякому по плечу. Впрочем, Дудамель, знакомый с Альпами понаслышке из самолета, и не стремился передать авторские переживания композитора - для этого надо было как минимум родиться европейцем. Что Густаво и ведомый им оркестр делали гениально, так это добивались правдоподобности при передаче эффектов грома, молний и прочих лесных шумов. Ошибок и неточностей также было предостаточно: например, Штраус заложил в симфонию несколько продолжительных пустот, таких своеобразных минут молчания, но венесуэльцы так торопились при переходе через эти перевалы тишины, что чуть не смазали их вовсе. Утомленный собственным усердием и ночными перелетами Дудамель недвусмысленно дал понять ревущим от восторга швейцарским зрителям, что не будет бисировать, - иначе упадет прямо на сцене. По старой традиции он публично братался со своим любимым коллективом, где все оркестранты - его ровесники и однокашники. Было видно, что любовь дирижера и оркестра взаимная, но времена пира свободного темперамента и вольного полета мысли прошли и для него, и для них: Дудамель теперь работает денно и нощно с серьезными музыкантами Лос-Анджелесского оркестра, а с ними шутки не пошутишь, а у боливарцев идет сложный период адаптации к новой системе: им приходится работать с разными дирижерами. После немного бесшабашного времени, проведенного под руководством Дудамеля, когда громкий успех приходил со скидкой на их молодость, музыкантам очень нужна занудная реабилитация. Наверное, им снова повезло, так как одним из самых частых гостевых дирижеров оркестра стал двадцатишестилетний Диего Матеус - продукт той же "Системы" Клаудио Абреу, что и Дудамель, и сами музыканты. Но Матеус идет совсем другой дорогой, чем Дудамель. Последний выбросил скрипку, как только появилась возможность прыгнуть за дирижерский пульт, а Матеус продолжает выступать как скрипач, еще не выбрав окончательно, что ему интереснее. Кроме того, если интересы Дудамеля начинаются в XIX веке и рвутся в XXI век, то Матеус не прочь сделать остановку в начале XIX столетия. Его дебют в Люцерне состоялся прошлым летом - вместе с Оркестром национальной академии Санта Чечилия (с 2005 года им руководит Антонио Паппано) он дирижировал произведения Россини, Мендельсона и Чайковского. Наверное, дальше он пойдет классическим европейским путем - через постижение ранней музыки к более поздним образцам. "Система" Абреу сбоев не дает - выпускает выученного музыканта в мир, а там уже он сам выбирает путь. Дудамель идет напролом дорогой "бури и натиска", Матеус, уроженец того же городка Баркисимето, богатого на музыкальные таланты, тянется к традиционному пути познания, которым шли все европейские интеллектуалы. Конечно, латинскому мальчику будет труднее, чем любому другому, но и старая культура, так нуждающаяся в подпитке со стороны молодых неискушенных сердец, будет к нему щедрее. Репертуар венесуэльского оркестра пока не изобилует раритетами - боливарцы медленно осваивают океан европейской музыки: выбирают что-то кажущееся им важным, много репетируют, советуются со старшими (старшие не отказывают - те же Аббадо и Рэттл с удовольствием дают уроки и советы) и потом играют сочинение много раз, пока не изотрут его до дыр. Десятая симфония Шостаковича - не исключение: боливарцы сыграли ее под руководством Дудамеля на "BBC Proms" три года назад, и сейчас симфония относится к их любимым хитам. Возвращаясь к теме везения, стоит отметить, что с Матеусом, очень кропотливым и даже занудным дирижером-меланхоликом, венесуэльцы открыли для себя новые глубины нашей великой симфонии. Ясно, что советская история им неблизка, но если внимательно читать послания композитора, то не обязательно переживать ленинградскую блокаду и осознавать смерть Сталина в 1953 году. И тем не менее, на мой взгляд, латиноамериканские музыканты идут по правильному пути, играя Шостаковича очень экспрессивно, даже эксцентрично, вопреки указаниям рационального дирижера. А вот Скрипичный концерт Бетховена - это раритет, который вошел в репертуар боливарцев благодаря Диего Матеусу. Как трепетно они прислушивались к скрипке Коли Блахера (который музицирует на роскошном инструменте Страдивари 1730 года изготовления), даже стеснялись собственных новых скрипочек (старинные инструменты в Венесуэле не в чести по причине их немыслимой цены). Накануне этого последнего концерта Молодежного оркестра Венесуэлы в Люцерне "Кантату на смерть императора Иосифа II" и ораторию "Христос на Масличной горе" Бетховена исполняли венский Концентус Музикус и Хор имени Шёнберга под управлением Николауса Арнонкура. Разница в прочтении музыки боннского гения была колоссальной - трудно обращаться к Бетховену после такого волшебника звука, какого достигали Арнонкур и его музыканты, и все же именно свежесть прочтения двигает процесс вперед, а классике дает надежду на выживание и новое величие. Не обошлось и без элемента популяризации латинской культуры в молодежной среде. Сам интендант фестиваля в Люцерне Михаэль Хефлигер вышел на сцену перед собравшейся на музыкальный утренник аудиторией и рассказал о программе, которую Молодежный оркестр Венесуэлы подготовил специально для детей. Дешевые билеты на этот концерт продавались родителям на условиях, что они будут сопровождать в концертный зал детей. Трудно сказать, понравился ли детям концерт - а боливарцы играли зажигательную танцевальную музыку испанских композиторов, но акция выбрасывания в зал курток цветов национального флага Венесуэлы, в которых оркестранты, включая молодого дирижера, также продукта "Системы", Кристиана Васкеса, бисировали коронное "Мамбо" из "Вестсайдской истории", вызвала ажиотаж и восторг. Обладатели курток ушли счатливыми. Также в рубрике:
|