Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрДМИТРИЙ ПАВЛЕНКО: Мои роли - это путешествия и погруженияПавел ПОДКЛАДОВ
Алексей Левинский не раз бывал номинантом "Золотой Маски" и как актер, и как режиссер за свои спектакли в Театре "Около" и в студии "Театр". На этот раз на премию выдвинут его спектакль "Свадьба Кречинского" по пьесе А.В.Сухово-Кобылина, поставленный на Малой сцене Театра имени М.Н. Ермоловой. По словам режиссера, для него в работе над этой пьесой важным было само слово и построение фраз замечательного драматурга. Но главной темой спектакля Левинский считает кризис, разъедающий не только экономику, но прежде всего нравственные устои общества. Кречинский в трактовке Алексея Левинского и артиста Дмитрия ПАВЛЕНКО - не лишенный шарма и лоска прагматичный молодой деловой человек с холодным взором и металлом в голосе. Персонаж вполне современный, узнаваемый, для подобных людей такие понятия, как порядочность, совесть, честь, - дикость и нонсенс.Дмитрий Павленко служит в Театре имени М.Н.Ермоловой уже больше шестнадцати лет и за это время сыграл очень интересные роли в спектаклях "Воспитанница", "Комедия о настоящей беде московской", "Калигула", "Свадьба. Юбилей", "Мнимый больной", "Дон Жуан", "Мещанская свадьба", "Вечер комедии", "Женитьба" и других. Но Кречинский - это, безусловно, его лучшая роль. За нее он был выдвинут на "Золотую Маску" нынешнего года в номинации "Лучший актер". О том, как развивалась творческая карьера Дмитрия, о рождении нового спектакля и его отношении к новому герою мы говорили с артистом за несколько дней до открытия фестиваля. - Дмитрий, вы - видный, спортивный молодой человек, "косая сажень в плечах" и вдруг угодили в "женскую" профессию. Как это получилось ? - А кто сказал, что актерская профессия - женская? - Так говорят некоторые ваши коллеги ... - Это глупость, вранье! Если и говорить о проблеме полов, то эта профессия, скорее, "бесполая": здесь женщины могут играть мужчин, а мужчины - женщин! Ну а женской ее называют, наверное, потому, что актеры обычно относятся к себе очень ревностно и бывают по-женски щепетильны к своей личности. - И все-таки как вы пришли в профессию ? - Это какая-то странная подсознательная история. Скажу честно, меня эта профессия пугала. Хотя можно сказать, что я соприкоснулся с ней, будучи практически грудным ребенком. Моя мама - режиссер телевидения в Чите. И поэтому я появился на экране, когда мне было всего несколько месяцев. Мое изображение использовали в качестве заставки между программами. Потом в юности я увлекался хорошим кино. В Чите был "Клуб любителей сложного фильма", мы смотрели фильмы Бергмана, Тарковского и т.д., в общем, достаточно непростых режиссеров. Но связать свою жизнь с этой профессией я не решился и поехал в Иркутск поступать на биологический факультет университета. Не поступил, вернулся в Читу, и мама посоветовала мне пойти в Культпросветучилище на факультет режиссеров самодеятельного театрального коллектива. Педагоги, которые там работали, - прежде всего Татьяна Ивановна Чумакова и Мария Владимировна Скрябина - убедили меня в том, что нужно попробовать себя в актерстве. Они меня подготовили, и я поступил в Щепкинское училище. - Мне почему-то всегда казалось, что в вас больше "щукинского", чем "щепкинского". Может быть, потому, что вы на сцене очень пластичны, в вас есть какая-то брехтовская остраненность, гротеск, стремление к яркой, сочной игре . - Нет, я все же щепкинец. Некоторые люди почему-то считают, что щепкинская школа - традиционная, кондовая. Но думаю, что это не так. Это - хорошая школа прежде всего в плане работы с текстом, с голосом, с актерской техникой. Но школа не исключает стремления к развитию собственной индивидуальности. Ведь в театральном деле ты можешь чему-то научиться только сам. Хотя я всегда слушал педагогов, и это, может быть, в какой-то мере мне мешало. - А сейчас вы такой же послушный, имея в виду взаимоотношения с режиссерами ? - Да, я всегда стараюсь прислушиваться к требованиям режиссера и, конечно, к задачам, определенным драматургом. Но если понимаю, что режиссер в чем-то "недотягивает", то спорю, предлагаю свое. - Часто ли приходилось встречаться с такими... "недотягивающими" ? - Бывало. Вот однажды говорил с одним кинорежиссером. Он спрашивает: "В каком вы театре служите?" Отвечаю: "В Театре имени Ермоловой". Он: "А что, есть такой театр?" Киваю. Он помолчал и спрашивает дальше: "Скажите, а кто такая Ермолова?" Сдерживаюсь, но отвечаю: "Великая русская актриса конца ХIХ - начала ХХ века". Он облегченно вздыхает: "А, ну это давно было, поэтому я и не знаю". - Вернемся, однако, к вашей судьбе. Вы достаточно много играете на сцене своего театра. Есть ли чувство удовлетворенности, реализованности ? - Мне кажется, чувство собственной реализации возникает от того, насколько ты сам постоянно работаешь с самим собой. Ну и, конечно, мне повезло с режиссером Алексеем Левинским, с которым связано большинство моих удачных работ в театре. Я считаю его не только "своим" режиссером, но и педагогом. Алексей Александрович очень многое дал в творческом плане: научил, например, работать с текстом. Это - высший класс! Теперь я уже по-другому и не могу. И студентов своих пытался учить так же разбирать текст. Скажу больше: пройдя школу Левинского, я не могу спокойно относиться к тому, когда в спектакле "не разобран" текст, не наполнены, не осмыслены слова. - Видимо, и Алексей Левинский вас тоже считает своим актером, поскольку приглашает на такие роли, как Дон Жуан, Подколесин, Кречинский. Такие роскошные театральные персонажи - мечта любого артиста ! - Это для меня даже не театральные персонажи, это - духовные поиски. Спектакль "Женитьба" я для себя называю "Путешествием". А перед премьерой "Свадьбы Кречинского" Алексей Левинский мне говорил: "Не следи за ритмом, за темпом... Погружайся!" И теперь "Свадьба Кречинского" для меня - спектакль-погружение. Я стараюсь ежесекундно пребывать внутри действия, слышать, ощущать партнеров, отталкиваться от них, от текста. Кстати, у меня замечательные партнеры, я их очень люблю. Например, Андрей Калашников - партнер по многим спектаклям. Это большое счастье, что есть такие люди, которым доверяешь на сцене стопроцентно! Мало того: ты получаешь от них еще больше. На сцене бывает всякое. Но что бы ни происходило, я знаю, что с этим партнером выкручусь из любой ситуации и получу от него мощный энергетический заряд. Или Сережа Власенко, который в "Свадьбе Кречинского" играет Расплюева. С такими людьми можно творить бесконечно и получать громадное удовольствие! - Как вы считаете, Кречинский - это какая-то новая страница, новый этап в вашей творческой жизни или просто очередная роль ? - Для меня любая театральная роль - это какой-то новый этап, потому что с ней открываются какие-то новые жизненные пространства. Бывает, что, играя роль, ты открываешь в себе какие-то ранее неизвестные способности. Например, в Кречинском я вдруг обнаружил, что нужно больше работать с голосом, не бояться погружаться в голосовую работу. - Часто Кречинский бывает похож на опереточного героя-любовника, этакого хлюста-авантюриста. У вас же он - трагическая фигура . - Да, Левинский решил, что это своего рода трагическая роль, он говорил мне, что в самом начале спектакля должно быть предчувствие конца. Кречинский совершил ошибку: он вышел из процесса игры и стал аферистом, это его и подвело. - По-вашему, Кречинский - творческая личность ? - Безусловно! Он игрок, и в этом его творчество. Он играет в карты не ради денег, а ради страсти. И эта страсть - художественная, творческая. Он не может ничего с собой поделать, он - человек страстей. - Несколько вопросов о кино. Вы снимались во многих фильмах, прежде всего сериалах. Это вас творчески "греет" так же, как и театр ? - Да, я снимаюсь достаточно много, но мне все же интереснее в театре. Хотя с удовольствием вспоминаю некоторые роли в кино. Например, "Азбуку любви" Исаака Фридберга. Этот фильм - один из "первооткрывателей" жанра мыльной оперы, который сейчас уже всех замучил. Но Фридберг пытался соединить психологическое кино с сериальной продукцией. Он умеет как-то по-особенному работать с актерами. И роль у меня, мне кажется, была удачная. Я играл хулигана Витьку Зомби. - Знаю, что у вас был очень интересный кинопроект в Венгрии ? - Да, в 2005 году я снялся в примечательном венгерском фильме, который, к сожалению, в нашей стране в прокат не вышел. Это было интересно прежде всего потому, что я увидел, как работают кинематографисты Венгрии. У них на редкость трогательное отношение к работе, к искусству. Все профессионально занимаются своим делом, каждый - абсолютно на своем месте. Если это костюмер, то он постоянно будет занят тобой, твоим костюмом. У всех все четко расписано, все знают по кадру, как я должен выглядеть, актеру об этом совершенно не нужно думать. - Как получилось, что вы попали в Венгрию ? - Это смешная история. Мы пришли на пробы вместе с моей женой, актрисой Наташей Селиверстовой. А до этого в агентстве "Макс" режиссер и продюсер будущего фильма выбирали актеров по фотографиям. Случилось так, что режиссер заочно выбрал Наташу, а продюсер - меня. Они нас "сложили" вместе и сказали, что эта пара им подходит. Когда им сказали, что мы в жизни - муж и жена, они посмеялись такой "шутке". И не верили до последнего дня, когда мы приехали и сдали документы для выезда в Венгрию. - Чем был интересен фильм ? - Он был какой-то странный: этакая фантасмагория, "привет" Феллини. Период работы с режиссером Йожефом Пачковским я вспоминаю, как один из самых счастливых. Я сыграл у него советского космонавта, которого забросили в космос и не хотят оттуда забирать. И даже в космос "летал" на съемках. Для меня был построен павильон, в котором был космический корабль. И я как бы находился в невесомости, причем этот процесс обслуживали семь человек. Потом был следующий венгерский проект: телевизионная получасовая экранизация "Мастера и Маргариты". Я играл Ивана Бездомного. - Бывало ли, что какие-то съемки в кино оставляли в вашей душе чувство неудовлетворенности ? - Конечно. В основном это случалось на съемках сериалов. Ведь они снимаются очень быстро, и даже если ты пришел с надеждой на творчество, то реализовать это часто не успеваешь. Первый дубль, он же - репетиция, он же - съемка. В результате он же оказывается и единственным дублем. Это производство, иногда появляется растерянность: все уже кончилось, а ты не успел еще сыграть. Поэтому мне больше по душе театр. - Давайте вернемся к нему. Помнится, в спектакле студии Алексея Левинского "Гувернер" вы падали с двухметровой высоты навзничь на спину и, как ни странно, остались живы и здоровы. Стало быть, вы еще и трюкач ? - Мне доставляет удовольствие заниматься подобными вещами. Я люблю всяческие трюковые штуки, единоборства. Занимаюсь йогой. Восточные единоборства привели меня к айкидо, это для меня очень интересное открытие. - Связаны ли в вашей жизни восточная философия, йога, айкидо с театром ? - Я думаю, что и театр, и восточная философия - это поиск самого себя, своего пути, каких-то откровений, духовных открытий, мира, пространства, Бога, Вселенной. Одно незаметно дополняет другое: ты выполняешь какие-то техники в айкидо и вдруг понимаешь, что стал более тонко осознавать некоторые вещи в театре. - Делитесь ли вы своими исканиями с подрастающим поколением ? - В прошлом году мне предложили преподавать во ВГИКе. Я с удовольствием за это взялся, причем совершенно бесплатно. Это было очень интересно, в этом тоже есть какая-то самореализация. Благодаря педагогике мне как актеру стали вдруг открываться какие-то новые "окошечки" в профессии. Мне нравилось это занятие, я радовался, когда у моих ребят что-то получалось, когда в них постепенно рождался актер. В этом году по разным причинам, в основном из-за нехватки времени, я оставил это занятие. - Вы уже упоминали свою жену - замечательную актрису ермоловского театра Наталью Селиверстову. Вы редко появлялись на сцене вместе, хотя, по-моему, вы - прекрасная пара и на сцене. Может быть, пора предпринять какие-то шаги в этом направлении ? - Да, к сожалению, режиссеры нас вместе редко сводят, хотя Наташа - моя любимая партнерша и в кино, и в театре. Сейчас остался только один спектакль - "Раба своего возлюбленного" Лопе де Вега, - где мы играем брата и сестру. В прежних спектаклях мы играли все больше женихов и невест. Думаю, действительно с этим нужно что-то делать. Ведь можно было бы и дома репетировать. Но руки не доходят... Также в рубрике:
|