Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

ДМИТРИЙ ПАВЛЕНКО: Мои роли - это путешествия и погружения

Павел ПОДКЛАДОВ


Д.Павленко - Кречинский

Алексей Левинский не раз бывал номинантом "Золотой Маски" и как актер, и как режиссер за свои спектакли в Театре "Около" и в студии "Театр". На этот раз на премию выдвинут его спектакль "Свадьба Кречинского" по пьесе А.В.Сухово-Кобылина, поставленный на Малой сцене Театра имени М.Н. Ермоловой. По словам режиссера, для него в работе над этой пьесой важным было само слово и построение фраз замечательного драматурга. Но главной темой спектакля Левинский считает кризис, разъедающий не только экономику, но прежде всего нравственные устои общества. Кречинский в трактовке Алексея Левинского и артиста Дмитрия ПАВЛЕНКО - не лишенный шарма и лоска прагматичный молодой деловой человек с холодным взором и металлом в голосе. Персонаж вполне современный, узнаваемый, для подобных людей такие понятия, как порядочность, совесть, честь, - дикость и нонсенс.Дмитрий Павленко служит в Театре имени М.Н.Ермоловой уже больше шестнадцати лет и за это время сыграл очень интересные роли в спектаклях "Воспитанница", "Комедия о настоящей беде московской", "Калигула", "Свадьба. Юбилей", "Мнимый больной", "Дон Жуан", "Мещанская свадьба", "Вечер комедии", "Женитьба" и других. Но Кречинский - это, безусловно, его лучшая роль. За нее он был выдвинут на "Золотую Маску" нынешнего года в номинации "Лучший актер". О том, как развивалась творческая карьера Дмитрия, о рождении нового спектакля и его отношении к новому герою мы говорили с артистом за несколько дней до открытия фестиваля.

- Дмитрий, вы - видный, спортивный молодой человек, "косая сажень в плечах" и вдруг угодили в "женскую" профессию. Как это получилось ?

- А кто сказал, что актерская профессия - женская?

- Так говорят некоторые ваши коллеги ...

- Это глупость, вранье! Если и говорить о проблеме полов, то эта профессия, скорее, "бесполая": здесь женщины могут играть мужчин, а мужчины - женщин! Ну а женской ее называют, наверное, потому, что актеры обычно относятся к себе очень ревностно и бывают по-женски щепетильны к своей личности.

- И все-таки как вы пришли в профессию ?

- Это какая-то странная подсознательная история. Скажу честно, меня эта профессия пугала. Хотя можно сказать, что я соприкоснулся с ней, будучи практически грудным ребенком. Моя мама - режиссер телевидения в Чите. И поэтому я появился на экране, когда мне было всего несколько месяцев. Мое изображение использовали в качестве заставки между программами. Потом в юности я увлекался хорошим кино. В Чите был "Клуб любителей сложного фильма", мы смотрели фильмы Бергмана, Тарковского и т.д., в общем, достаточно непростых режиссеров. Но связать свою жизнь с этой профессией я не решился и поехал в Иркутск поступать на биологический факультет университета. Не поступил, вернулся в Читу, и мама посоветовала мне пойти в Культпросветучилище на факультет режиссеров самодеятельного театрального коллектива. Педагоги, которые там работали, - прежде всего Татьяна Ивановна Чумакова и Мария Владимировна Скрябина - убедили меня в том, что нужно попробовать себя в актерстве. Они меня подготовили, и я поступил в Щепкинское училище.

- Мне почему-то всегда казалось, что в вас больше "щукинского", чем "щепкинского". Может быть, потому, что вы на сцене очень пластичны, в вас есть какая-то брехтовская остраненность, гротеск, стремление к яркой, сочной игре .

- Нет, я все же щепкинец. Некоторые люди почему-то считают, что щепкинская школа - традиционная, кондовая. Но думаю, что это не так. Это - хорошая школа прежде всего в плане работы с текстом, с голосом, с актерской техникой. Но школа не исключает стремления к развитию собственной индивидуальности. Ведь в театральном деле ты можешь чему-то научиться только сам. Хотя я всегда слушал педагогов, и это, может быть, в какой-то мере мне мешало.

- А сейчас вы такой же послушный, имея в виду взаимоотношения с режиссерами ?

- Да, я всегда стараюсь прислушиваться к требованиям режиссера и, конечно, к задачам, определенным драматургом. Но если понимаю, что режиссер в чем-то "недотягивает", то спорю, предлагаю свое.

- Часто ли приходилось встречаться с такими... "недотягивающими" ?

- Бывало. Вот однажды говорил с одним кинорежиссером. Он спрашивает: "В каком вы театре служите?" Отвечаю: "В Театре имени Ермоловой". Он: "А что, есть такой театр?" Киваю. Он помолчал и спрашивает дальше: "Скажите, а кто такая Ермолова?" Сдерживаюсь, но отвечаю: "Великая русская актриса конца ХIХ - начала ХХ века". Он облегченно вздыхает: "А, ну это давно было, поэтому я и не знаю".

- Вернемся, однако, к вашей судьбе. Вы достаточно много играете на сцене своего театра. Есть ли чувство удовлетворенности, реализованности ?

- Мне кажется, чувство собственной реализации возникает от того, насколько ты сам постоянно работаешь с самим собой. Ну и, конечно, мне повезло с режиссером Алексеем Левинским, с которым связано большинство моих удачных работ в театре. Я считаю его не только "своим" режиссером, но и педагогом. Алексей Александрович очень многое дал в творческом плане: научил, например, работать с текстом. Это - высший класс! Теперь я уже по-другому и не могу. И студентов своих пытался учить так же разбирать текст. Скажу больше: пройдя школу Левинского, я не могу спокойно относиться к тому, когда в спектакле "не разобран" текст, не наполнены, не осмыслены слова.

- Видимо, и Алексей Левинский вас тоже считает своим актером, поскольку приглашает на такие роли, как Дон Жуан, Подколесин, Кречинский. Такие роскошные театральные персонажи - мечта любого артиста !

- Это для меня даже не театральные персонажи, это - духовные поиски. Спектакль "Женитьба" я для себя называю "Путешествием". А перед премьерой "Свадьбы Кречинского" Алексей Левинский мне говорил: "Не следи за ритмом, за темпом... Погружайся!" И теперь "Свадьба Кречинского" для меня - спектакль-погружение. Я стараюсь ежесекундно пребывать внутри действия, слышать, ощущать партнеров, отталкиваться от них, от текста. Кстати, у меня замечательные партнеры, я их очень люблю. Например, Андрей Калашников - партнер по многим спектаклям. Это большое счастье, что есть такие люди, которым доверяешь на сцене стопроцентно! Мало того: ты получаешь от них еще больше. На сцене бывает всякое. Но что бы ни происходило, я знаю, что с этим партнером выкручусь из любой ситуации и получу от него мощный энергетический заряд. Или Сережа Власенко, который в "Свадьбе Кречинского" играет Расплюева. С такими людьми можно творить бесконечно и получать громадное удовольствие!

- Как вы считаете, Кречинский - это какая-то новая страница, новый этап в вашей творческой жизни или просто очередная роль ?

- Для меня любая театральная роль - это какой-то новый этап, потому что с ней открываются какие-то новые жизненные пространства. Бывает, что, играя роль, ты открываешь в себе какие-то ранее неизвестные способности. Например, в Кречинском я вдруг обнаружил, что нужно больше работать с голосом, не бояться погружаться в голосовую работу.

- Часто Кречинский бывает похож на опереточного героя-любовника, этакого хлюста-авантюриста. У вас же он - трагическая фигура .

- Да, Левинский решил, что это своего рода трагическая роль, он говорил мне, что в самом начале спектакля должно быть предчувствие конца. Кречинский совершил ошибку: он вышел из процесса игры и стал аферистом, это его и подвело.

- По-вашему, Кречинский - творческая личность ?

- Безусловно! Он игрок, и в этом его творчество. Он играет в карты не ради денег, а ради страсти. И эта страсть - художественная, творческая. Он не может ничего с собой поделать, он - человек страстей.

- Несколько вопросов о кино. Вы снимались во многих фильмах, прежде всего сериалах. Это вас творчески "греет" так же, как и театр ?

- Да, я снимаюсь достаточно много, но мне все же интереснее в театре. Хотя с удовольствием вспоминаю некоторые роли в кино. Например, "Азбуку любви" Исаака Фридберга. Этот фильм - один из "первооткрывателей" жанра мыльной оперы, который сейчас уже всех замучил. Но Фридберг пытался соединить психологическое кино с сериальной продукцией. Он умеет как-то по-особенному работать с актерами. И роль у меня, мне кажется, была удачная. Я играл хулигана Витьку Зомби.

- Знаю, что у вас был очень интересный кинопроект в Венгрии ?

- Да, в 2005 году я снялся в примечательном венгерском фильме, который, к сожалению, в нашей стране в прокат не вышел. Это было интересно прежде всего потому, что я увидел, как работают кинематографисты Венгрии. У них на редкость трогательное отношение к работе, к искусству. Все профессионально занимаются своим делом, каждый - абсолютно на своем месте. Если это костюмер, то он постоянно будет занят тобой, твоим костюмом. У всех все четко расписано, все знают по кадру, как я должен выглядеть, актеру об этом совершенно не нужно думать.

- Как получилось, что вы попали в Венгрию ?

- Это смешная история. Мы пришли на пробы вместе с моей женой, актрисой Наташей Селиверстовой. А до этого в агентстве "Макс" режиссер и продюсер будущего фильма выбирали актеров по фотографиям. Случилось так, что режиссер заочно выбрал Наташу, а продюсер - меня. Они нас "сложили" вместе и сказали, что эта пара им подходит. Когда им сказали, что мы в жизни - муж и жена, они посмеялись такой "шутке". И не верили до последнего дня, когда мы приехали и сдали документы для выезда в Венгрию.

- Чем был интересен фильм ?

- Он был какой-то странный: этакая фантасмагория, "привет" Феллини.

Период работы с режиссером Йожефом Пачковским я вспоминаю, как один из самых счастливых. Я сыграл у него советского космонавта, которого забросили в космос и не хотят оттуда забирать. И даже в космос "летал" на съемках. Для меня был построен павильон, в котором был космический корабль. И я как бы находился в невесомости, причем этот процесс обслуживали семь человек. Потом был следующий венгерский проект: телевизионная получасовая экранизация "Мастера и Маргариты". Я играл Ивана Бездомного.

- Бывало ли, что какие-то съемки в кино оставляли в вашей душе чувство неудовлетворенности ?

- Конечно. В основном это случалось на съемках сериалов. Ведь они снимаются очень быстро, и даже если ты пришел с надеждой на творчество, то реализовать это часто не успеваешь. Первый дубль, он же - репетиция, он же - съемка. В результате он же оказывается и единственным дублем. Это производство, иногда появляется растерянность: все уже кончилось, а ты не успел еще сыграть. Поэтому мне больше по душе театр.

- Давайте вернемся к нему. Помнится, в спектакле студии Алексея Левинского "Гувернер" вы падали с двухметровой высоты навзничь на спину и, как ни странно, остались живы и здоровы. Стало быть, вы еще и трюкач ?

- Мне доставляет удовольствие заниматься подобными вещами. Я люблю всяческие трюковые штуки, единоборства. Занимаюсь йогой. Восточные единоборства привели меня к айкидо, это для меня очень интересное открытие.

- Связаны ли в вашей жизни восточная философия, йога, айкидо с театром ?

- Я думаю, что и театр, и восточная философия - это поиск самого себя, своего пути, каких-то откровений, духовных открытий, мира, пространства, Бога, Вселенной. Одно незаметно дополняет другое: ты выполняешь какие-то техники в айкидо и вдруг понимаешь, что стал более тонко осознавать некоторые вещи в театре.

- Делитесь ли вы своими исканиями с подрастающим поколением ?

- В прошлом году мне предложили преподавать во ВГИКе. Я с удовольствием за это взялся, причем совершенно бесплатно. Это было очень интересно, в этом тоже есть какая-то самореализация. Благодаря педагогике мне как актеру стали вдруг открываться какие-то новые "окошечки" в профессии. Мне нравилось это занятие, я радовался, когда у моих ребят что-то получалось, когда в них постепенно рождался актер. В этом году по разным причинам, в основном из-за нехватки времени, я оставил это занятие.

- Вы уже упоминали свою жену - замечательную актрису ермоловского театра Наталью Селиверстову. Вы редко появлялись на сцене вместе, хотя, по-моему, вы - прекрасная пара и на сцене. Может быть, пора предпринять какие-то шаги в этом направлении ?

- Да, к сожалению, режиссеры нас вместе редко сводят, хотя Наташа - моя любимая партнерша и в кино, и в театре. Сейчас остался только один спектакль - "Раба своего возлюбленного" Лопе де Вега, - где мы играем брата и сестру. В прежних спектаклях мы играли все больше женихов и невест. Думаю, действительно с этим нужно что-то делать. Ведь можно было бы и дома репетировать. Но руки не доходят...

Также в рубрике:

ТЕАТР

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;