Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраБей валетом!Поль Сезанн и Петр Кончаловский в Петербурге Наталья ШКУРЕНОК
В конце марта в Санкт-Петербурге в Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина прошла Международная научная конференция "Россия и "Глобальный эффект Сезанна", 1900 - 1950", посвященная мировому влиянию Поля Сезанна и роли России в истории мировой живописи. Необычайно пафосное мероприятие было организовано при поддержке Правительства Российской Федерации и Министерства культуры России, генеральным спонсором выступило ОАО "Газпром". В бдениях приняли участие ведущие мировые искусствоведы и критики из более чем 20 стран. Событие такого масштаба - редкость даже для нашей "культурной столицы". Поэтому закономерен вопрос, почему именно сейчас была организована эта конференция. Журналисты долго гадали: юбилей чего или кого отмечаем? Как пояснил Дэни Кутань, главный хранитель Дирекции музеев Франции, президент Общества Поля Сезанна, юбилей скрытый: фактически с 1910 года началось признание Сезанна в России, когда Щукин представил свою коллекцию французского искусства, а в Москве было создано объединение художников "Бубновый валет", одним из инициаторов которого был Петр Кончаловский. Именно поэтому Фонд Петра Кончаловского при поддержке того же "Газпрома" и ОАО "Банк ВТБ" устроил его уникальную ретроспективу "Петр Кончаловский. К эволюции русского авангарда", которая открылась на второй день после начала конференции в Государственном Русском музее, в корпусе Бенуа, и продлится до середины июля, а осенью переедет в Третьяковку. На ней представлены 93 холста, 19 графических листов и архивные материалы из собраний ведущих музеев России и частных коллекций, которые охватывают все творчество художника. Петра Кончаловского - обучавшегося в Париже "француза", с точки зрения его московских коллег, "славянина", зятя главного русского художника Василия Сурикова, с точки зрения французов, - еще при жизни чаще всего называли "сезаннистом", последователем и продолжателем Сезанна. Но в его творчестве отчетливо заметно и влияние импрессионистов, Ван Гога, Гогена, кубофутуристов, старых мастеров. Злые языки даже отказывают Петру Кончаловскому в собственном стиле и авторском "я". И действительно участники группы "Бубновый валет", лидером которой был Петр Кончаловский, не столько развивали, сколько старательно сохраняли и поддерживали живописные приемы и темы, разработанные европейскими художниками еще в конце XIX века. Это объединение стало одним из важнейших этапов в творчестве Кончаловского. Вместе с Ильей Машковым, Аристархом Лентуловым, Робертом Фальком он искал новый язык живописи, опираясь и на европейский модернизм, и на национальные русские традиции: недаром столько внимания "бубнововалетцы" уделяли иконописи и наиву. Несколько работ, на которых Кончаловский изображал яркие подносы, деревянные игрушки, натюрморты с хлебом, открывают экспозицию в ГРМ. И они, пожалуй, лучшие на выставке. До 1910 года в его творчестве отчетливо просматривается влияние Ван Гога: Кончаловский даже побывал в Арле и привез оттуда немало портретов и пейзажей а-ля Ван Гог. Об этом влиянии сам художник говорил: "Произведения Ван Гога раскрыли мне глаза на свою живопись. Я ясно почувствовал, что не топчусь больше на месте, как раньше, а иду вперед, знаю, как должен художник относиться к природе. Не копировать ее, не подражать, а настойчиво искать в ней характерное, не задумываясь даже перед изменением видимого, если этого требует мой художественный замысел, моя волевая эмоция". Позже Кончаловский попал под влияние Поля Сезанна, о чем так написал в воспоминаниях: "Я в те годы инстинктивно почуял, что без каких-то новых методов нет спасения, нельзя найти дорогу к настоящему искусству. Оттого и ухватился за Сезанна, как утопающий за соломинку". Но самое значительное влияние на Кончаловского оказывала сама жизнь: страны, в которых он побывал, их национальные традиции и самобытные художники. Из поездки по Испании он привез большой цикл работ, в которых ощущается сильное влияние и старых испанских мастеров, и народного примитива - "Матадор", "Бой быков в Севилье": мощное движение, энергия переданы контрастными цветами, черным, бордовым, желтым. Поездка в Италию вместе с Суриковым, на дочери которого он был женат, тоже оставила заметный след в его творчестве: целый зал в корпусе Бенуа отведен для работ Кончаловского, созданных в Сиене, - это знаменитый "Семейный портрет" (Сиенский), виды города, морской залив. В воспоминаниях Кончаловский описывает, как под влиянием морского воздуха, ослепительного солнечного света белоснежные стены комнаты буквально превращались во фресковую фактуру. И как эта фактура гармонировала с зеленым цветом одежды жены, с белым халатом главы семейства. В 20 - 30-е годы Кончаловский увлекся русской историей и национальными традициями. Настоящим событием стала для него, долго жившего за границей, работа в Новгороде, где он изучал древнерусское искусство - иконопись, архитектуру, общался с местными жителями. В работах новгородского периода с особой ясностью проявился и самобытный стиль Петра Кончаловского - мощная, энергичная живопись, мастерская передача настроений и характеров, фактуры изображаемых предметов. Но одновременно создавались совсем другие работы - небольшие, тонкие и лирические, почти как акварель, пейзажи, городские зарисовки, посвященные Москве и Петербургу. По контрасту рядом с ними выставлена самая крупная вещь - "Семейный портрет", который зрители видят впервые, он никогда раньше не показывался: это квартира художника с большим количеством деталей, мебелью и мольбертами, лестницами и сундуками, среди которых вполне гармонично живет его семья. На выставке представлены и знаменитые букеты и портреты, среди которых особенно обращают на себя внимание несколько работ. Например, хрестоматийный портрет "советского графа", писателя Алексея Толстого - конечно, за обильно накрытым столом. Но особенно интересен написанный Кончаловским портрет Мейерхольда - на диване, покрытом ярким узорчатым ковром а-ля Матисс, лежит худой мужчина в черном костюме: печальные глаза, седеющая шевелюра. Эта работа, кстати, - самый достойный ответ тем, кто обвинял Кончаловского в заискивании перед властью: народный художник РСФСР, академик, лауреат Сталинской премии не написал ни одного портрета партийных вождей, а портрет Мейерхольда создал как раз в то время, когда режиссер был фактически отстранен от работы в театре и когда все понимали, что он обречен. И вся эта выставка в целом представляет зрителю художника масштабного, самобытного и независимого в своем творчестве - Петр Кончаловский был абсолютно свободен в выборе выразительных средств, тем и сюжетов, он легко переходил с одного стиля к другому, всегда сохраняя свой почерк. И несмотря на все увлечения различными "измами", он стал художником, безусловно, оригинальным, одной из самых значительных фигур в российском искусстве XX века. Ну а что постепенно отошел от авангардной молодости, так это и есть "эволюция", как и было сказано. Также в рубрике:
|