Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Поглядели - и забыли?

"Катынь" Анджея Вайды на канале "Культура"

Георгий ОСИПОВ


Кадр из фильма

В Страстную пятницу - символическое совпадение! - канал "Культура" показал снятый еще в 2007 году фильм великого польского режиссера Анджея Вайды "Катынь", посвященный теме, весьма болезненной для русских и особенно для поляков, - расстрелу в апреле 1940 года палачами из НКВД в Катынском лесу близ Смоленска четырех тысяч польских офицеров. В одном из лагерей для пленных был и поручик Якуб Вайда - отец режиссера...

Номинированный на "Оскара" фильм Вайды, в России в широком прокате не был - в столице он был показан лишь в ЦДЛ и в Доме кино. Да и канал "Культура" начал анонсировать "Катынь" с последующим обсуждением, показанным в самый что ни на есть прайм-тайм, лишь в середине недели. И тут, конечно же, сыграл свою роль предстоящий визит премьер-министров России и Польши в Катынь.

Правда, у "Культуры", мягко говоря, не слишком широкая аудитория: как сказал недавно министр культуры России Александр Авдеев, он доступен лишь 3 процентам телеаудитории. Маловато, конечно. Но как подумаешь о том, что на других каналах кадры грандиозной трагедии перемежались бы рекламой "супермайонезов" и "прокладок с крылышками", делается просто не по себе.

Сам показ, как хорошее драматическое представление, разделился на три части: собственно фильм, его обсуждение с комментарием автора (показательно, что среди его участников, за исключением одного, не было политиков) и немедленная "обвальная" реакция в Интернете по окончании просмотра. И весьма примечательно, что среди посетителей Сети практически не было тех, кто ставил бы под сомнение его художественные достоинства. Некоторые фрагменты фильма, в котором небольшую, но весьма запоминающуюся роль сыграл Сергей Гармаш, стали уже поистине киноклассикой. Реакция на фильм, особенно у тех, кто ничего прежде не слышал о нем и мало что знал о трагедии в Катыни, была поистине шоковой.

На ее фоне почти олимпийское спокойствие участников обсуждения во главе с г-ном Третьяковым выглядело, честно говоря, не слишком соответствующим настроению и "градусу" фильма. Но и на том спасибо, что не было попыток ни превратить обсуждение в политическую дискуссию, ни поставить под сомнение виновников злодеяния. Хотя, конечно, прав г-н Михалков: кто расстрелял - уже двадцать лет как известно, непонятно только - зачем. Недавно были опубликованы записанные кем-то слова Берии: "В Катыни мы совершили большую ошибку..." Разумеется, он говорил о том, что польских офицеров в дальнейшем можно было использовать в военно-политических играх. Впрочем, фильм сам отвечает на этот вопрос: искать логику в действиях тоталитарного катка бесполезно.

В Интернете отдельные трезвые голоса, твердившие о необходимости не замалчивать "больную" проблему и уважать чувства народа, издавна зажатого между Германией и Россией, принять меры, чтобы "Катынь" посмотрело как можно больше людей, неизменно тонули в потоках такой знакомой брани. Мол, как смеет автор оскорблять великий и поднимающийся с колен народ, очернять товарища Сталина, оскорблять уважаемых фронтовиков (а они-то тут при чем?), оплевывать "наше славное прошлое", и прочее в том же роде. На этом фоне образцом истинной политкорректности выглядели бесконечные подсчеты, кто у кого сколько людей убил (поляки - у русских, русские и немцы - у поляков) начиная едва ли не со Смутного времени. И никто даже не заикнулся - среди псевдоисторических подсчетов тысяч и миллионов убиенных, - что даже одна человеческая жизнь бесценна и неповторима...

В одном из комментариев сам Анджей Вайда дал простой, с его точки зрения, рецепт исцеления кровоточащей доныне катынской раны: давайте смотреть этот фильм и говорить о том, что же происходило и в катынском лесу, и вокруг него, и рана постепенно затянется.

Также в рубрике:

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ

КИНО НА ТВ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;