Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Телевизионный смотрительПоглядели - и забыли?"Катынь" Анджея Вайды на канале "Культура" Георгий ОСИПОВ
В Страстную пятницу - символическое совпадение! - канал "Культура" показал снятый еще в 2007 году фильм великого польского режиссера Анджея Вайды "Катынь", посвященный теме, весьма болезненной для русских и особенно для поляков, - расстрелу в апреле 1940 года палачами из НКВД в Катынском лесу близ Смоленска четырех тысяч польских офицеров. В одном из лагерей для пленных был и поручик Якуб Вайда - отец режиссера... Номинированный на "Оскара" фильм Вайды, в России в широком прокате не был - в столице он был показан лишь в ЦДЛ и в Доме кино. Да и канал "Культура" начал анонсировать "Катынь" с последующим обсуждением, показанным в самый что ни на есть прайм-тайм, лишь в середине недели. И тут, конечно же, сыграл свою роль предстоящий визит премьер-министров России и Польши в Катынь. Правда, у "Культуры", мягко говоря, не слишком широкая аудитория: как сказал недавно министр культуры России Александр Авдеев, он доступен лишь 3 процентам телеаудитории. Маловато, конечно. Но как подумаешь о том, что на других каналах кадры грандиозной трагедии перемежались бы рекламой "супермайонезов" и "прокладок с крылышками", делается просто не по себе. Сам показ, как хорошее драматическое представление, разделился на три части: собственно фильм, его обсуждение с комментарием автора (показательно, что среди его участников, за исключением одного, не было политиков) и немедленная "обвальная" реакция в Интернете по окончании просмотра. И весьма примечательно, что среди посетителей Сети практически не было тех, кто ставил бы под сомнение его художественные достоинства. Некоторые фрагменты фильма, в котором небольшую, но весьма запоминающуюся роль сыграл Сергей Гармаш, стали уже поистине киноклассикой. Реакция на фильм, особенно у тех, кто ничего прежде не слышал о нем и мало что знал о трагедии в Катыни, была поистине шоковой. На ее фоне почти олимпийское спокойствие участников обсуждения во главе с г-ном Третьяковым выглядело, честно говоря, не слишком соответствующим настроению и "градусу" фильма. Но и на том спасибо, что не было попыток ни превратить обсуждение в политическую дискуссию, ни поставить под сомнение виновников злодеяния. Хотя, конечно, прав г-н Михалков: кто расстрелял - уже двадцать лет как известно, непонятно только - зачем. Недавно были опубликованы записанные кем-то слова Берии: "В Катыни мы совершили большую ошибку..." Разумеется, он говорил о том, что польских офицеров в дальнейшем можно было использовать в военно-политических играх. Впрочем, фильм сам отвечает на этот вопрос: искать логику в действиях тоталитарного катка бесполезно. В Интернете отдельные трезвые голоса, твердившие о необходимости не замалчивать "больную" проблему и уважать чувства народа, издавна зажатого между Германией и Россией, принять меры, чтобы "Катынь" посмотрело как можно больше людей, неизменно тонули в потоках такой знакомой брани. Мол, как смеет автор оскорблять великий и поднимающийся с колен народ, очернять товарища Сталина, оскорблять уважаемых фронтовиков (а они-то тут при чем?), оплевывать "наше славное прошлое", и прочее в том же роде. На этом фоне образцом истинной политкорректности выглядели бесконечные подсчеты, кто у кого сколько людей убил (поляки - у русских, русские и немцы - у поляков) начиная едва ли не со Смутного времени. И никто даже не заикнулся - среди псевдоисторических подсчетов тысяч и миллионов убиенных, - что даже одна человеческая жизнь бесценна и неповторима... В одном из комментариев сам Анджей Вайда дал простой, с его точки зрения, рецепт исцеления кровоточащей доныне катынской раны: давайте смотреть этот фильм и говорить о том, что же происходило и в катынском лесу, и вокруг него, и рана постепенно затянется. Также в рубрике:
|