Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаНаши люди не подводятВ Москве вручили кинопремию "Ника" Светлана ХОХРЯКОВА
31 марта в Москве в Театре оперетты прошла XXIII торжественная церемония вручения премии Российской академии кинематографических искусств "Ника" по итогам 2009 года. Ее сценарий, судя по всему, перекраивали: на третий день после взрывов в метро и на следующий после объявленного в стране траура настроение у всех было не праздничное. Тянулась церемония долго, традиционно конферанс оставался за Юлием Гусманом, который постоянно корректировал происходящее в своем КВНовском духе, к которому мы, впрочем, привыкли, и без него "Ника" была бы не "Ника". Мы бы даже могли впасть в спячку, но все же наши люди (кинематографические) никогда не подведут. Чтобы ни происходило, какие бы времена ни стояли на дворе, дух противоречия и свободы - своего рода их бренд. К примеру, объявляют победителя в области телевизионного кино, который не выносится на всеобщее голосование академиков, решение принимается советом академии. Называют единогласно Олега Дормана и его фильм "Подстрочник". Вручант произносит речь о духовности, которая еще жива, а потому рождаются на свет люди, подобные героине "Подстрочника" Лилиане Лунгиной, что потребность в интеллигентности осталась, тем и объясняется интерес к этому фильму. Зал одобрительно поддерживает его, а потом появляется Олег Дорман и, никого не обвиняя, рассказывает, как 11 лет обивал пороги телеканалов и продюсеров, стучался во все двери, всюду слышал слова о том, что никому не нужен ваш фильм. Случись все раньше, сама Лилиана Лунгина могла бы получить награду. Рассказал, что и к вручанту наведывался, но поддержан не был. И как Дорман говорил о хождении по мукам и о том, что свобода лучше несвободы! А чуть позже на сцену вышел Юрий Норштейн, приговаривая, что плохо вписывается в такие атмосферы, имея в виду всякого рода церемонии и гламур. Получал он спецприз за вклад в развитие киноискусства. И хоть собрались мы не на производственное собрание, нечто вроде летучки провели. Норштейн говорил о погибающем по воле чиновников "Союзмультфильме", о том, что землю вокруг него уже трижды продали. И если раньше славная киностудия производила восемь часов анимации в год, то теперь и до сорока минут недотягивает. А потом прошелся по поводу реформирования киноотрасли: "Думают о миллионах рублей, а о миллионах разбитых сердец - нет". Норштейн говорил пламенно и страстно, словно забыв, что получает награду, а потом вспомнил о том, что у него есть жена, с которой он работает, и надо ее поблагодарить. Тут не до личного, когда на кону будущее того дела, которому отдана жизнь. И это еще не все. История получила слегка комичное продолжение. Максим Суханов предложил пойти нетривиальным путем, чтобы проучить чиновников: взять да и отказаться всем кинематографистам в течение двух лет снимать кино, упустив из виду то, что и без того у многих нет шанса получить деньги на свои проекты, да и жить на что-то надо. Максим Суханов работает в театре, имеет ресторанный бизнес, независим, оттого так рассуждает. Кстати, "Ника", наряду с другими премиями, теперь имеет особый вес: в зависимости от наличия заветных статуэток у производителей той или иной картины отныне будет определяться приоритетное финансирование проектов, согласно новой системе распределения средств через Фонд поддержки кинематографии. Финальное решение академии было ожидаемым и неожиданным, поскольку редко один фильм берет все основные награды. На главную "Нику" претендовали: "Волчок" Василия Сигарева, "Палата № 6" Карена Шахназарова, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Царь" Павла Лунгина и "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" Андрея Хржановского. Последняя и победила, прихватив еще и награды в номинации "Лучшая режиссерская работа", и приз за лучший сценарий, который написан Юрием Арабовым и Андреем Хржановским. Хржановский мог бы получить и награду за дебют: он впервые снял игровую картину, хотя она полифонична, включает документальные и анимационные элементы, что и придает ей особость. Среди документальных фильмов лидировал фильм "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера" Игоря Майбороды. Эта номинация еще на этапе голосования подтвердила тот факт, что документальное кино академики не смотрят, идут по накатанной, и за чертой их внимания оказалось сразу несколько достойных работ, так и не вошедших в шорт-лист. В анимации победу одержал "Очумелов" Алексея Демина. Среди фильмов, произведенных на просторах СНГ, победила "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой (Муратова теперь представляет Украину). Собственно, другого никто и не ожидал не только по творческим причинам, но и по тем, что названы раньше. Обойденный наградами иных премий и фестивалей фильм Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" принес награды Светлане Крючковой ("Лучшая женская роль") и Марии Шукшиной ("Лучшая роль второго плана"). Наконец-то отмечен и Сергей Дрейден, виртуозно исполнивший труднейшую роль в картине Бориса Хлебникова "Сумасшедшая помощь". Конечно, никакая это не роль второго плана. Видимо, студия-производитель, подавая заявку, намеренно так ее квалифицировала, иначе не видать в очередной раз награды выдающемуся нашему актеру. Удивительно другое, что в данной категории вручили сразу три "Ники" - всем троим номинантам: Максиму Суханову ("Человек, который знал все") и Роману Мадянову ("Петя по дороге в царствие небесное"). Было объявлено, что все они набрали равное количество голосов - по 139. Прямо-таки удивительный случай. Безусловно, и Роман Мадянов, и Максим Суханов - очень яркие актеры, и мы не раз становились свидетелями их побед, но в данном случае эти роли не стали откровением. В номинации "Лучшая мужская роль" голосование отменили решением совета академии: вручили сразу две "Ники" - Владимиру Ильину ("Палата № 6") и посмертно Олегу Янковскому ("Царь" и "Анна Каренина"). Лучшую музыку написал, по мнению академиков, Алексей Шелыгин ("Петя по дороге в царствие небесное"). Она стала настоящим лейтмотивом ленты Николая Досталя и своего рода его визитной карточкой, что ныне случается редко. Владимир Горлов признан лучшим звукорежиссером ("Фонограмма страсти"). Художник Сергей Иванов отмечен за работу в фильме "Царь", художник по костюмам Наталья Дзюбенко - за "Анну Каренину". "Нику" "За честь и достоинство" получила Людмила Гурченко. Приветствовал ее знатный квартет в составе Алексея Германа, Михаила Ширвиндта, Эльдара Рязанова и Петра Тодоровского. Пели они чудовищно, но в этом и был особый шик. Великие вспоминали ужасные истории, связанные с Людмилой Марковной, вплоть до появления ее с топором. Но все равно растрогали ее тем, что пришли. Вся жизнь пронеслась в ее голове за эти минуты. И она благодарила всех собравшихся за нечаянную радость этого вечера. Все бы ничего, да только фактически за чертой внимания оказались молодые кинематографисты, о которых так много говорят как о новой волне (в кои-то веки). "Волчок" Василия Сигарева, к примеру, удостоен только награды за операторскую работу (Алексей Арсентьев). А "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева остался без внимания вовсе. Премия "Золотой Орел" отмела молодых как класс, они даже в номинациях не были представлены, а здесь хоть и номинировались, да остались с носом, за исключением Павла Бардина и его "России 88", отмеченной как "Открытие года". Негусто! И все говорили о молодых, включая триумфатора нынешней "Ники" Андрея Хржановского. А Вадим Абдрашитов, вручая награду Павлу Бардину, который едва отбился со своим фильмом от обвинений в пропаганде фашизма, словно каялся за всех в том, в каком ужасающем состоянии старшее поколение оставляет молодым само киносообщество. И им придется все это разгребать. А пока оставаться вне зоны интересов своих старших коллег. Также в рубрике:
|