Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7726) 8-14 апреля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Наши люди не подводят

В Москве вручили кинопремию "Ника"

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Триумфаторы - А.Хржановский, продюсер А.Васильев, группа поддержки - А.Авдеев, А.Баталов, И.Шабдурасулов

31 марта в Москве в Театре оперетты прошла XXIII торжественная церемония вручения премии Российской академии кинематографических искусств "Ника" по итогам 2009 года. Ее сценарий, судя по всему, перекраивали: на третий день после взрывов в метро и на следующий после объявленного в стране траура настроение у всех было не праздничное. Тянулась церемония долго, традиционно конферанс оставался за Юлием Гусманом, который постоянно корректировал происходящее в своем КВНовском духе, к которому мы, впрочем, привыкли, и без него "Ника" была бы не "Ника". Мы бы даже могли впасть в спячку, но все же наши люди (кинематографические) никогда не подведут. Чтобы ни происходило, какие бы времена ни стояли на дворе, дух противоречия и свободы - своего рода их бренд. К примеру, объявляют победителя в области телевизионного кино, который не выносится на всеобщее голосование академиков, решение принимается советом академии. Называют единогласно Олега Дормана и его фильм "Подстрочник". Вручант произносит речь о духовности, которая еще жива, а потому рождаются на свет люди, подобные героине "Подстрочника" Лилиане Лунгиной, что потребность в интеллигентности осталась, тем и объясняется интерес к этому фильму. Зал одобрительно поддерживает его, а потом появляется Олег Дорман и, никого не обвиняя, рассказывает, как 11 лет обивал пороги телеканалов и продюсеров, стучался во все двери, всюду слышал слова о том, что никому не нужен ваш фильм. Случись все раньше, сама Лилиана Лунгина могла бы получить награду. Рассказал, что и к вручанту наведывался, но поддержан не был. И как Дорман говорил о хождении по мукам и о том, что свобода лучше несвободы! А чуть позже на сцену вышел Юрий Норштейн, приговаривая, что плохо вписывается в такие атмосферы, имея в виду всякого рода церемонии и гламур. Получал он спецприз за вклад в развитие киноискусства. И хоть собрались мы не на производственное собрание, нечто вроде летучки провели. Норштейн говорил о погибающем по воле чиновников "Союзмультфильме", о том, что землю вокруг него уже трижды продали. И если раньше славная киностудия производила восемь часов анимации в год, то теперь и до сорока минут недотягивает. А потом прошелся по поводу реформирования киноотрасли: "Думают о миллионах рублей, а о миллионах разбитых сердец - нет". Норштейн говорил пламенно и страстно, словно забыв, что получает награду, а потом вспомнил о том, что у него есть жена, с которой он работает, и надо ее поблагодарить. Тут не до личного, когда на кону будущее того дела, которому отдана жизнь. И это еще не все. История получила слегка комичное продолжение. Максим Суханов предложил пойти нетривиальным путем, чтобы проучить чиновников: взять да и отказаться всем кинематографистам в течение двух лет снимать кино, упустив из виду то, что и без того у многих нет шанса получить деньги на свои проекты, да и жить на что-то надо. Максим Суханов работает в театре, имеет ресторанный бизнес, независим, оттого так рассуждает. Кстати, "Ника", наряду с другими премиями, теперь имеет особый вес: в зависимости от наличия заветных статуэток у производителей той или иной картины отныне будет определяться приоритетное финансирование проектов, согласно новой системе распределения средств через Фонд поддержки кинематографии.

Финальное решение академии было ожидаемым и неожиданным, поскольку редко один фильм берет все основные награды. На главную "Нику" претендовали: "Волчок" Василия Сигарева, "Палата № 6" Карена Шахназарова, "Петя по дороге в царствие небесное" Николая Досталя, "Царь" Павла Лунгина и "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину" Андрея Хржановского. Последняя и победила, прихватив еще и награды в номинации "Лучшая режиссерская работа", и приз за лучший сценарий, который написан Юрием Арабовым и Андреем Хржановским. Хржановский мог бы получить и награду за дебют: он впервые снял игровую картину, хотя она полифонична, включает документальные и анимационные элементы, что и придает ей особость. Среди документальных фильмов лидировал фильм "Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера" Игоря Майбороды. Эта номинация еще на этапе голосования подтвердила тот факт, что документальное кино академики не смотрят, идут по накатанной, и за чертой их внимания оказалось сразу несколько достойных работ, так и не вошедших в шорт-лист. В анимации победу одержал "Очумелов" Алексея Демина. Среди фильмов, произведенных на просторах СНГ, победила "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой (Муратова теперь представляет Украину). Собственно, другого никто и не ожидал не только по творческим причинам, но и по тем, что названы раньше.

Обойденный наградами иных премий и фестивалей фильм Сергея Снежкина "Похороните меня за плинтусом" принес награды Светлане Крючковой ("Лучшая женская роль") и Марии Шукшиной ("Лучшая роль второго плана"). Наконец-то отмечен и Сергей Дрейден, виртуозно исполнивший труднейшую роль в картине Бориса Хлебникова "Сумасшедшая помощь". Конечно, никакая это не роль второго плана. Видимо, студия-производитель, подавая заявку, намеренно так ее квалифицировала, иначе не видать в очередной раз награды выдающемуся нашему актеру. Удивительно другое, что в данной категории вручили сразу три "Ники" - всем троим номинантам: Максиму Суханову ("Человек, который знал все") и Роману Мадянову ("Петя по дороге в царствие небесное"). Было объявлено, что все они набрали равное количество голосов - по 139. Прямо-таки удивительный случай. Безусловно, и Роман Мадянов, и Максим Суханов - очень яркие актеры, и мы не раз становились свидетелями их побед, но в данном случае эти роли не стали откровением. В номинации "Лучшая мужская роль" голосование отменили решением совета академии: вручили сразу две "Ники" - Владимиру Ильину ("Палата № 6") и посмертно Олегу Янковскому ("Царь" и "Анна Каренина"). Лучшую музыку написал, по мнению академиков, Алексей Шелыгин ("Петя по дороге в царствие небесное"). Она стала настоящим лейтмотивом ленты Николая Досталя и своего рода его визитной карточкой, что ныне случается редко. Владимир Горлов признан лучшим звукорежиссером ("Фонограмма страсти"). Художник Сергей Иванов отмечен за работу в фильме "Царь", художник по костюмам Наталья Дзюбенко - за "Анну Каренину".

"Нику" "За честь и достоинство" получила Людмила Гурченко. Приветствовал ее знатный квартет в составе Алексея Германа, Михаила Ширвиндта, Эльдара Рязанова и Петра Тодоровского. Пели они чудовищно, но в этом и был особый шик. Великие вспоминали ужасные истории, связанные с Людмилой Марковной, вплоть до появления ее с топором. Но все равно растрогали ее тем, что пришли. Вся жизнь пронеслась в ее голове за эти минуты. И она благодарила всех собравшихся за нечаянную радость этого вечера.

Все бы ничего, да только фактически за чертой внимания оказались молодые кинематографисты, о которых так много говорят как о новой волне (в кои-то веки). "Волчок" Василия Сигарева, к примеру, удостоен только награды за операторскую работу (Алексей Арсентьев). А "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева остался без внимания вовсе. Премия "Золотой Орел" отмела молодых как класс, они даже в номинациях не были представлены, а здесь хоть и номинировались, да остались с носом, за исключением Павла Бардина и его "России 88", отмеченной как "Открытие года". Негусто! И все говорили о молодых, включая триумфатора нынешней "Ники" Андрея Хржановского. А Вадим Абдрашитов, вручая награду Павлу Бардину, который едва отбился со своим фильмом от обвинений в пропаганде фашизма, словно каялся за всех в том, в каком ужасающем состоянии старшее поколение оставляет молодым само киносообщество. И им придется все это разгребать.

А пока оставаться вне зоны интересов своих старших коллег.

Также в рубрике:

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

НАГРАДА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;