Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 24 (7737) 1-7 июля 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Танец органов речи

Гари Хилл на Медиафоруме-2010

Ирина КУЛИК
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО


Г.Хилл. "Зритель". 1996 г.

В рамках 32-го Московского международного кинофестиваля прошел очередной XI Медиафорум, организованный Центром культуры и искусства "МедиаАртЛаб", - самый радикальный проект кинофеста, тем не менее включенный в официальную программу. Его задача - показывать необычные виды и формы современного искусства, обращающиеся к экрану или дисплею компьютера. Видеопроекции, мультимедиа, "круглые столы", презентации западных фестивалей искусства новых технологий в клубном формате - это, конечно, для любителей. Была, правда, каноническая выставка "TRANSITLAND: Видеоарт Центральной и Восточной Европы после падения Берлинской стены" в залах Московского музея современного искусства на Тверском бульваре и рифмующийся с ней показ в Центре "Гараж". Любо-дорого было посмотреть, как современные художники, раскрашивая себя красной краской (чех Мартин Зет, живущий на улице Маркса в Праге) или разгуливая в валенках в американском Коламбусе (эстонка Маре Тралла), мучают свою идентичность, находя в ней советский корешок. Этот расширившийся на всю Москву политический проект является попыткой социокультурного преодоления минувших травм. А травмы собственные, умноженные на лингвистические, там, где понятно, как язык жестов переходит в визуальный немой крик, манифестирует Гари Хилл в галере "GMG" в Леонтьевском переулке.

Центральное событие нынешнего XI Медиафорума 32-го ММКФ, да и вообще одно из главных событий богатого всевозможными выставками летнего сезона - это приезд в Москву Гари Хилла, одного из столпов современного видеоарта, чьи произведения тем не менее раньше у нас толком не показывали. Гари Хилл не только открыл в галерее "GMG" свою персональную выставку "Зритель", названную по самой известной из четырех представленных видеоинсталляций 1990 - 2000 годов, но и провел в Центре современной культуры "Гараж" мастер-класс, не просто включавший показ многих уже хрестоматийных работ, но оказавшийся своего рода самоценным перформансом - благодаря невероятной харизме художника и его готовности не столько говорить о своем творчестве, сколько вновь и вновь возвращаться к самим основаниям современного, да и не только, искусства. А именно - к вопросу о том, как вообще становится возможным понимание высказывания одного человека другим.

Гари Хилл начинал свою карьеру видеохудожника в начале 1970-х, объединив три основные линии современного искусства того времени: концептуализм, оперирующий не с образами и их воспроизведением, но с идеями и текстом, перформанс, исследовавший возможности человеческого тела и собственно медиа-арт, работавший с электронным сигналом. У Хилла сигнал стал не посланием, которое можно только пассивно принять, но взаимодействием, в которое в равной степени вовлечены и "отправитель", и "адресат".

А текст вновь стал речью - то есть не только абстрактным сообщением, но и неким физическим действием. В связи с его работами вспоминаются слова Виктора Шкловского, уподобившего заумную поэзию русских футуристов "танцу органов речи". Одна из работ Хилла, показанная в "GMG" аудиовидеоинсталляция "Добровольный язык" (2002), и правда представляет танец - пусть и не органов письма, но зато в духе современной танцевальной культуры. Две руки по-диджейски, словно виниловые пластинки, вращают два узорчатых круга, то убыстряя, то замедляя интонации звучащего за кадром поэтического монолога.

Искусство Гари Хилла во многом близко идеям философов-постструктуралистов: американский художник даже сотрудничал с прославленным французским философом Жаком Деррида. Хилл - один из самых интеллектуальных художников современности, что, впрочем, вовсе не делает его искусство сухим и отвлеченным умствованием. Напротив, его ощущение мира предполагает предельную обостренность всех чувств, задействованность всех каналов восприятия и своего рода синестезию, когда смысл неотделим от звука, цвета, тактильных ощущений. Более того, осязание, слух, зрение не дополняют, но обуславливают друг друга, порой самыми неожиданными способами. Так, в показанной на мастер-классе в "Гараже" инсталляции Хилл демонстрирует, как можно почувствовать звук кожей и лепить его руками - прикасаясь ладонями к динамикам, транслирующим его голос.

К медиа-арту Хилл пришел от скульптуры - и даже "Золотой Лев" Венецианской биеннале 1995 года получил в номинации "Скульптура", впрочем, просто в силу того, что старейшая выставка современного искусства так и не учредила номинацию, предполагающую искусства новых технологий. Но работы Хилла, подобно скульптуре, и правда апеллируют не столько к чисто зрительному, сколько к физическому и пространственному восприятию: персонажи его видеоинсталляций не предстают перед нами, как зрелище, но разделяют с нами одно и то же пространство. Такова, например, давшая название всей выставки в галерее "GMG" инсталляция 1996 года "Зритель". Перед публикой "стоят" в ряд семнадцать человек, снятых в натуральный рост, - безмолвные, настороженные, они выжидательно, исподлобья смотрят на тебя, стремясь при этом избежать прямого, глаза в глаза, взгляда. Однако видео выстроено таким образом, что трудно избавиться от ощущения, что стоит тебе начать перемещаться вдоль этой шеренги, как стоящие в ней люди начинают исподтишка следовать за тобой взглядом. Для "Зрителя" Хилл снимал американских "гастарбайтеров", в основном выходцев из Латинской Америки, встреченных им в располагающемся напротив его дома "Клубе миллионеров" - общественной организации, предлагавшей нуждающимся бесплатную еду и временные заработки. Хилл нанял семнадцать человек, оплатив им время, потраченное на съемку, и снимал каждого по отдельности, затем смонтировав их в шеренгу. "Зритель" - единственная у Хилла работа с социальным посылом. Хотя Хилл и избегает какого-либо морализаторства и, сочувствуя своим героям, не идеализирует их. На пресс-конференции в "GMG" Гари Хилл рассказал, как один из встреченных им в "Клубе миллионеров" людей позвонил ему через много лет с просьбой вытащить его из тюрьмы. Художник помог чем смог, нашел человеку работу - но через несколько месяцев тот опять оказался за решеткой и опять звонил Хиллу с просьбой о помощи, и так продолжалось неоднократно. "Будьте осторожны, помогая малознакомым людям", - предупредил художник. Впрочем, "Зритель" - вовсе не только групповой и по-своему парадный портрет американских "униженных и оскорбленных". Как и следует из названия, его "зритель" - это и неизвестный Хиллу человек перед экраном, которому предстоит разобраться с тем, что же он чувствует под взглядами семнадцати пар вопрошающих глаз, взглядами, на которые он никогда не сможет ответить.

Впрочем, по законам, действующим в сконструированном Гари Хиллом мире, не только присутствие наблюдателя влияет на наблюдаемое явление, но и зрелище воздействует на зрителя, а чтение - на читателя. Так, в показанном на мастер-классе в "Гараже" видеофильме 1989 года "Рассказ Пространство (пролог)" камера, буквально на секунду фокусирующаяся то на том, то на другом причудливом предмете, составляющем своего рода гигантский натюрморт в духе "Vanitas", ни разу не дает увидеть пространство целиком, как оно есть, но зато словно бы постоянно трансформирует его - как если бы наш взгляд был способен изменять то, на что он направлен. Или даже заставить его исчезнуть, как в представленной в "GMG" пятиэкранной инсталляции "Аккордеоны", где из темноты лишь на долю мгновения возникают лица обитателей алжирского квартала Марселя - впрочем, кто из нас дольше задерживает взгляд на случайно встреченных на улице людях? А инсталляции Хилла, представляющие собою нечто вроде сложнейшей настройки нашего зрительного аппарата, предполагают, как нечто само собой разумеющееся, чрезвычайную ценность того зрелища, для которого его подготавливают: и ты забываешь о времени, стоя в темноте и силясь рассмотреть мимолетные образы обитателей далекого южного города.

Столь же точечными, мгновенными вспышками появляется и образ героя видеоинсталляции "Кусок стены" (2000). В абсолютной темноте, разрываемой лишь вспышками стробоскопа, человек в протокольном костюме, но с копной всклокоченных волос (художник снимался в видео сам) ожесточенно бьется о стену, произнося рваный монолог, в котором пытается понять, кто он, собственно, такой, где он и существует ли он вообще. Одно слово - одна вспышка - один удар об стену. Сделанная в свете стробоскопа видеозапись в сочетании с настоящим стробоскопом в галерее порождает удивительный, почти голографический эффект присутствия - как если бы герой инсталляции, и правда, физически то появлялся, то исчезал, из последних сил пытаясь пробить тот барьер, который разделяет пространство экрана и нашу реальность, отчаянно стараясь материализоваться, стать реальным, стать видимым. Так что чувствуешь, что тебе нужно приложить такие же усилия, чтобы увидеть - и удержать исчезающий образ в восприятии.

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;