Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7737) 1-7 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСамые особые из ценныхБольшому и Мариинскому театрам предлагают отдельный статус ИНИЦИАТИВАМария ТОКМАШЕВА Пока на стройплощадке Большого театра, несмотря на аномальную московскую жару, продолжают исполняться данные столичным и федеральным правительствами обещания по срокам реставрации, питерские депутаты выступают с новыми законодательными инициативами, которые могут зафиксировать строгую иерархию отечественного культурного достояния. Законодательное собрание Санкт-Петербурга разработало и на своем уровне уже одобрило проект Федерального закона "Об особенностях правового положения Государственного академического Большого театра России и Государственного академического Мариинского театра". "Навеял" этот законопроект принятый в прошлом году документ, закрепляющий особый статус МГУ и СПбГУ. Как и в случае с двумя главными университетами страны, питерские депутаты предлагают закрепить за Большим и Мариинкой право открывать собственные филиалы и представительства в России и за рубежом, иметь собственный устав, утвержденный Правительством РФ, и руководителя, назначаемого Президентом страны. При этом срок полномочий руководителя также определяется главой государства и не может превышать пяти лет.
"Финансовое обеспечение основной деятельности театров будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года "Об автономных учреждениях", то есть они смогут получать бюджетные субсидии на выполнение персонального государственного задания, а также заниматься иной приносящей доход деятельностью, не противоречащей учредительным документам", - поясняет спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов. В законопроекте также сказано, что здания, сооружения для коллекции и фонда этих театров не подлежат продаже, приватизации и передаче в залог. Данная законодательная инициатива, конечно, имеет под собой основания: реформа бюджетных учреждений, грядущее сокращение финансирования культурной сферы могут не самым положительным образом сказаться на судьбе Большого и Мариинского театров. И в том, и в другом ведутся масштабные строительные работы, рассчитанные в том числе и на год следующий. Что касается Большого, то там работы уже подходят к концу, и, следовательно, вливание финансовых средств - сразу же стоит отметить, не всегда эффективное - тоже постепенно сокращается. Так, 25 июня началась подготовка к монтажу стальных конструкций, необходимых для установки уникальной звонницы Большого театра. Создание в Большом театре уникальной звонницы, аналогов которой не существует ни в одном театре мира, относится к 1920-м годам. Собранная московским звонарем Алексеем Кусакиным, она состоит из различных по диаметру (от 20 см до 23 м), весу (до 5400 кг) и тональности колоколов. Самый большой колокол звучит низким до-диез, и именно его можно услышать в "сцене пожара" оперы А.Бородина "Князь Игорь". Установку ферм звонниц - особых плоских решетчатых конструкций, состоящих из верхних и нижних поясов, стоек и раскосов и выполняющих роль изгибаемых элементов при больших пролетах - планируется завершить к началу июля 2010 года. На этих стальных каркасных конструкциях высотой около 7 метров будут подвешены все 35 колоколов звонницы Большого театра. У Мариинки тоже высокие амбиции и несколько бoльшие, нежели у ГАБТа, плановые периоды надежного госфинансирования. Впрочем, и без предложенного питерцами закона Большой и Мариинка сейчас являются главными "культурными" получателями бюджетных средств: строительные и реставрационные работы на этих объектах прописываются в бюджете отдельной строкой. И, кстати говоря, на следующий год финансирование планируется снижать вовсе не за счет "строек" Большого и Мариинки (здесь все пойдет по заявленному еще в прошлом году плану), а за счет других параметров. "Сейчас идет реставрация исторического здания Большого театра, недавно для ГАБТа была построена новая сцена. В Мариинском театре также полным ходом идет строительство современной сцены, которая отвечает всем потребностям в развитии, - отмечает председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. - Сейчас в Думе находится на рассмотрении законопроект об увеличении текущего финансирования Мариинского театра. Это большая сумма. Кроме того, больше миллиарда рублей дополнительно выделяется на мероприятия, которые так активно проводит сейчас Мариинский театр. Поэтому наделение Большого и Мариинского театров особым статусом, на мой взгляд, требует дополнительного обсуждения. Мы пока не очень представляем, почему нужно выделить два этих театра, и, скажем, не выделять такой особо ценный объект культурного наследия, как Московский Кремль или Эрмитаж. К тому же перечень особо ценных объектов существует, он утвержден правительством. И вопросы в отношении этих объектов регулируются как бы в целом. Такой подход больше соответствует потребностям, существующим в данной сфере. Я думаю, что тут нужно хорошо подумать и обсудить, следует ли из перечня особо ценных объектов культурного наследия выделять два театра, пусть и крайне важных". Но вряд ли питерская законодательная инициатива носит исключительно нормативно-юридический характер. Предлагаемый Законодательным собранием Санкт-Петербурга проект идеологически уравнивает Государственный академический Большой театр России, издавна являющийся символом культурной жизни страны, и Государственный академический Мариинский театр, особой мощи достигший под руководством Валерия Гергиева. В феврале этого года худрук Мариинки встречался с премьер-министром страны Владимиром Путиным. Разговор на встрече затрагивал и вопрос реконструкции Мариинского театра, и проблемы поддержки музыкального творчества в целом. Тогда Владимир Путин отметил, что именно такая поддержка будет "оставаться одним из основных приоритетов правительства в сфере культуры". В итоге на поддержку музыкальных и хореографических коллективов "с легкой руки" премьера было выделено более шести миллиардов рублей. Сам глава правительства по ходу встречи с г-ном Гергиевым не уставал подчеркивать особые заслуги Валерия Абисаловича в распространении классического музыкального искусства по российским городам и весям и обещал всячески поддерживать и Конкурс имени Чайковского, и Пасхальный фестиваль. Далеко не каждое культурное начинание и даже далеко не каждый зарекомендовавший себя фестиваль находят столь высокую поддержку во властных структурах. Поэтому неудивительно, что сразу же после появления в новостных лентах сообщения об особом статусе Большого и Мариинского театров культурное сообщество увидело в этом свидетельство того, что Мариинский театр выходит на первые - основные - позиции в культурно-политической жизни страны. Впрочем, не так уж неуместны и исторические аналогии с императорскими театрами... Что же касается Большого театра, то в сентябре этого года подходит к концу срок контракта с нынешним генеральным директором Анатолием Иксановым. И в случае принятия закона об особом статусе Большого и Мариинки вопрос о кандидате на эту должность может остаться открытым. К тому же, по словам министра культуры, "все контрактные процедуры и решения" в Большом будут приниматься в сентябре: "Анатолий Геннадьевич делает много полезного для театра в ситуации, когда нет основной - исторической сцены у Большого театра, и Министерство культуры с уважением и признательностью относится к его деятельности на посту генерального директора театра". Вряд ли данную реплику можно расценивать как уверенность министра в том, что после скорого появления у Большого исторической сцены директор Иксанов останется "у руля" Большого театра. Как, впрочем, нельзя и с уверенностью сказать о судьбе инициированного питерским Законодательным собранием проекта. Региональные инициативы далеко не всегда находят поддержку в Государственной думе РФ. Но если законопроект будет внесен Правительством, тогда его шансы на успешное прохождение всех думских чтений становятся очень даже велики. КОММЕНТАРИЙ Как выяснилось, инициатива Законодательного собрания Санкт-Петербурга стала неожиданной не только для депутатов Госдумы, но и для многих питерских городских депутатов. Так, известный своей активной позицией в области охраны культурного наследия Северной столицы депутат Алексей КОВАЛЕВ узнал о "Мариинской инициативе" в день, когда его коллеги дружно одобряли документ. - К сожалению, никак не могу прокомментировать необходимость или, напротив, нелепость подобного закона. Проект этот полностью готовился внутри фракции "Единая Россия" Законодательного собрания. И шанса узнать что-либо конкретное о причине появления подобной инициативы у меня не было. Я занимался вполне конкретными проектами законов, жизненно необходимых Санкт-Петербургу. В частности, законопроекта о сохранении парковых объектов. - Какие цели ставили перед собою авторы законодательной инициативы? Получить дополнительное финансирование Мариинки? Усилить статусность питерца Валерия Гергиева? - Повторюсь - не имею понятия. Думаю, это весь комплекс интересов. И тех, что касаются дальнейшей реставрации театра, и тех, что касаются его художественного руководителя. Все вопросы лучше задавать представителям "Единой России"... ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Из императорских - в правительственные 30 августа 1756 года императрицей Елизаветой был дан указ Сенату "учредить Русский для представления трагедий и комедий театр", директором которого был назначен А.П.Сумароков. Именно с этого дня начинается история публичных русских императорских театров. Дирекция императорских театров была образована в 1786 году как Дирекция над зрелищами и музыкой, с 1806-го стала называться Театральной дирекцией, а с 1842-го - Дирекцией императорских театров, входившей с 1826 года в состав Министерства двора. В Петербурге Дирекция императорских театров размещалась на Екатерининском канале, ее московская контора - в здании на углу Кузнецкого Моста и Большой Дмитровки: там, где ныне находится Центральная библиотека по искусству (бывшая театральная). В конце XVIII века в ведении Дирекции были четыре императорских театра (Большие театры Москвы и Петербурга, Малый и Александринский театры, впоследствии к ним добавился Михайловский, а в связи с перестройкой Большого театра в Петербурге его заменил Мариинский) и единая актерская труппа. В 1803 - 1882 годах в России существовала монополия императорских театров на все виды театральных зрелищ, что позволяло собрать в них лучшие творческие силы. Директор императорских театров назначался лично царем. Самой яркой личностью среди них был, безусловно, последний (1902 - 1917) - Владимир Теляковский, автор знаменитой книги мемуаров "Мой сослуживец Шаляпин". После разрешения в 1882 году частной антрепризы Теляковский смог привлечь в императорские театры В.Э.Мейерхольда, Ф.И.Шаляпина, А.Я.Головина, М.М.Фокина, С.В.Рахманинова и других выдающихся мастеров. После Февральской революции Дирекция императорских театров превратилась в Дирекцию государственных театров. Первым директором Большого театра после октября 1917-го стал... великий русский певец Леонид Собинов, еще раз побывавший на этом посту в 1921 году. Его сменила личность весьма незаурядная - Е.К.Малиновская. Во многом именно благодаря ей Совнарком так и не принял в конце 1918 года "исторического" решения о полной ликвидации бывших императорских театров. С превращением Большого театра из императорского в правительственный прерогатива назначения его директора перешла к первым лицам страны, а с 1950-х годов - к Отделу культуры ЦК КПСС, "инстанциям", как пишет в своих воспоминаниях дважды "снятый и назначенный" директор Большого театра, известный композитор Михаил Чулаки. Но и он, и сменивший его коллега-композитор Кирилл Молчанов были скорее исключениями в длинной череде вполне безликих чиновников и администраторов (хотя некоторые из них имели музыкальное образование), возглавлявших в советскую эпоху главный театр страны. Также в рубрике:
|