Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7737) 1-7 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаПродукт системыВ Москве выступил Молодежный оркестр Венесуэлы во главе с Густаво Дудамелем Евгения КРИВИЦКАЯ
Московская филармония, работая на опережение, уже открыла новый концертный сезон 2010/11. Старт оказался блестящим. Концерт 28-летнего Густаво Дудамеля и Молодежного оркестра Венесуэлы имени Симона Боливара в рамках абонемента "Молодежные оркестры мира" и еще одна дополнительная программа не оставили равнодушными никого. Представитель Министерства иностранных дел, поздравляя на сцене Концертного зала имени Чайковского венесуэльцев, высказался так: нам всем очень понравилось, а уж давать оценки - дело критиков. Однако расставлять баллы по традиционной шкале в случае с Дудамелем было бы совсем неправильно. Как и предъявлять претензии в том, что Четвертая симфония Чайковского лишена сентиментальности, а Пятая Бетховена - драматичности (как можно было услышать в кулуарах). Его интерпретации хороши своей непредсказуемостью: Дудамель умеет расслышать в каждом случае что-то свое, не искажая, но приумножая смыслы текста. Скажем, экспозицию первой части Четвертой симфонии Чайковского Дудамель построил по образцу его Шестой, резко разграничивая драматическую и лирическую сферы. Он намеренно взял сверхмедленный темп в побочной партии, придавая ей тем самым мемуарно-ностальгический и даже отчасти ирреально-инфернальный смыслы. Восхитительно прозвучало "балалаечное" Скерцо: такого яркого пиццикато, с тончайшей фразировкой и динамическими градациями давно не приходилось слышать в живом исполнении. Финал симфонии подкупил идеально выстроенной драматургией: Дудамелю удалось преодолеть изначальную дискретность формы, за что ему вполне можно было простить лезгиночный характер главной темы "Во поле березка стояла". Дудамель замечательно умеет распорядиться музыкальным временем в медленных темпах, чему примером стала вторая часть Пятой симфонии Бетховена. Немногие оценили, как естественно и логично сменялись в ней вариации, как удобно было следить за ходом авторской мысли, с какой выверенностью в смысле баланса звучала вся фактура. Некоторые даже посчитали эту легкость и поистине классицистскую стройность пропорций за легковесность. На самом деле за непринужденностью манеры стоит кропотливая работа дирижера с оркестром. Между прочим: на сцене сидел увеличенный состав музыкантов (пусть не 190, как уверяла два вечера подряд ведущая, но где-то 110 - 120 человек), но никакой тяжеловесности не ощущалось. Вообще же, совершенство инструментальной технологии у венесуэльцев поразительное: после двух вечеров с Молодежным оркестром имени Симона Боливара казалось, что все остальные оркестры играют просто не вместе. Такая дисциплина, когда струнники абсолютно синхронно и в любом темпе играют одинаковыми смычками, производит эффектное впечатление. Суть в данном случае, правда, не во внешней стороне дела. Феномен Дудамеля в том, что, несмотря на латиноамериканский темперамент, он в той же степени рационален. Его жесты ясны и функциональны, он не прыгает бессмысленно на подиуме, заводя себя и раздражая публику. Накала страстей он достигает только мановением руки или даже простым кивком головы, или поворотом плеча, в чем можно было убедиться, прослушав "Весну священную" Стравинского. Вообще-то ее ритуальные страницы вполне могли спровоцировать венесуэльского дирижера на трактовку в духе дионисийских вакханалий. Но Дудамель не ищет простых путей: напротив, вслушавшись в партитуру, он обнаружил там удивительные моменты в духе "Жар-птицы", протянув ниточку к раннему Стравинскому. Оба концерта завершались изумительным "десертом": национальной танцевальной музыкой, в которой молодые оркестранты и дирижер могли позволить себе повеселиться, зажигая зал. Речь идет о знаменитой мамбе, которая уже стала хитом в Интернете. Музыканты пританцовывают, подвывают в такт музыке и, в конце концов, вскакивают, подбрасывая инструменты. Публика, соответственно, в экстазе, но как дешевый трюк подобный бис не воспринимается. Венесуэльцы играют весь вечер с такой отдачей и искренним энтузиазмом, что разрядка в конце воспринимается вполне естественно. В официальных речах в КЗЧ много говорилось о знаменитой Системе музыкального воспитания доктора Хосе Антонио Абреу - основателя Молодежного оркестра Венесуэлы. Он сам присутствовал в зале и мог гордиться московским триумфом своих питомцев. Впрочем, в Венесуэле в оркестровое дело вовлечено более 250 тысяч молодых людей, которые приобщаются к музыке с двух (!) лет. Результаты этой деятельности впечатляют: пожалуй, впервые в истории молодежь призвана не под политические, а под культурные знамена. Цель - дать возможность молодому человеку добиться престижного социального статуса через музыку! И Густаво Дудамель, выигравший уже несколько дирижерских конкурсов, возглавивший Лос-Анджелесский симфонический оркестр и признанный самым ярким дирижером поколения 2000-х, является одновременно продуктом и воплощением этой системы. Также в рубрике:
|