Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7737) 1-7 июля 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Под занавесАННА ВАРПАХОВСКАЯ: Never regret - Никогда не сожалейТатьяна ПЕТРЕНКО
Анна ВАРПАХОВСКАЯ проработала в Театре им. К.С.Станиславского двадцать четыре сезона, играла в спектаклях "Живой труп", "Собачье сердце", "Мелодия для павлина", "Процесс", "Уважаемые граждане", "Таланты и поклонники". За роли Глафиры в спектакле "Волки и овцы" и Елизаветы в спектакле "Новоселье в старом доме" награждена театральными премиями. За роль Элеоноры в спектакле "Танго" Мрожека получила премию на IV Московском фестивале польской драматургии. Зрители знают ее по фильмам "Хождение по мукам", "Фанданго для мартышки", "Искренне ваш", "Полнолуние", "Летаргия", "Будьте моим мужем", "Экипаж", ну и, конечно, по картине "Суета сует", где она незабываемо потчевала героя Фрунзика Мкртчяна изысканными блюдами. В 1994-м Анна эмигрировала в Канаду и создала там Театр Варпаховского. Сейчас она вернулась в Театр имени К.С.Станиславского, где в премьерном спектакле "Бабье лето" в постановке канадского режиссера Григория Зискина сыграла Люсиль. У ее родителей удивительная история любви. Знаменитый режиссер Леонид Варпаховский три года проработал в театре Мейерхольда, был арестован и выслан из Москвы. Прошел лагеря Казахстана, Колымы. Будучи заключенным, поставил в Магаданском театре оперу "Травиата". Партию Виолетты исполнила певица с такой же, как и у него, судьбой, Ида Зискина. Больше они не расставались. Так и жили вдалеке от Москвы, боясь вернуться, потому что видели, как уехавшие в столицу люди были снова арестованы и сосланы. Только после смерти Сталина семья уехала с Колымы. Вскоре в семье родилась дочь - будущая актриса Анна Варпаховская. - Когда моя мама поняла, что у нее будет ребенок, она решила от него избавиться. Во-первых, они жили на поселении, во-вторых, были очень бедны. Не до ребенка! Папа застал маму, когда она прыгала с рояля. Узнав, в чем дело, он сказал: "Дуняша, родится девочка, назовем Варей". Мама удивилась: "Почему Варей?" Папа объяснил: "Она будет в цирке работать. Представляешь, как красиво: "Номер с дрессированными собачками, Варвара Варпаховская". Мама слезла с рояля: "Я не хочу, чтобы она в цирке работала, давай ее Аней назовем". Я - поздний ребенок, когда я появилась, папе было уже сорок. Меня баловали. Отказывали себе во всем, чтобы купить мне велосипед или куклу, которая закрывала глаза. Я несла ее, как сокровище, до выхода из магазина. Потом отдала маме и попросила: "А теперь купи мне куклу, которая пищит". У папы в паспорте были отмечены 36 городов без права проживания". Мы все время куда-то переезжали. Меня можно было разбудить ночью, надеть пальтишко. Я засовывала руки в муфточку, садилась на чемодан и была готова к отъезду. Мы перебрались в Тбилиси, жили в маленькой комнате. Я спала в чемодане, папа с мамой - на полу. У нас стоял стол из спектакля "Коварство и любовь". Однажды папу забрали в милицию: "У вас нет прописки", а папа как раз поставил в театре "Чайку" с замечательным Павлом Луспекаевым. Он сказал: "Я прописан у вас на каждом заборе". Подвел милиционера к окну, и тот увидел афишу: "Премьера. "Чайка". Режиссер Леонид Варпаховский". Милиционер рассмеялся и дал ему временную прописку. - Отец занимал вас в своих спектаклях ? - Первый мой выход на сцену был в Магадане. Мне было два года. Папа поставил спектакль, в котором ребенка партизана, за которым охотятся фашисты, все время прячут пионеры. Меня передавали из рук в руки, носили по сцене. После своего дебюта я потеряла дар речи. Когда через неделю заговорила, первые слова были: "Дети кричали, дети кричали!" Второй мой выход был уже в Москве, в семь лет, в Театре имени М.Н.Ермоловой в спектакле "Мольба о жизни" Жака Дюваля. - Проблемы выбора профессии не было ? - Конечно, я хотела быть только актрисой. Мой педагог - выдающийся Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Это был первый его набор, где учились Н.Гундарева, Н.Варлей, Ю.Богатырев, К.Райкин... В дипломном спектакле я играла маму. Обычно мам и стариков играют выпускники, на которых училище ставку не делает. Меня не расхватывали, как Наташу Гундареву по всем театрам. В Театр имени К.С.Станиславского я пришла через полгода после окончания училища. Здесь была блестящая труппа. Вечерами я смотрела, как играют. Я не только училась, я еще и прикидывала, что бы в этом спектакле я могла сыграть, и выучивала эту роль. Я поняла, что ждать, когда мне, молодой артистке, дадут роль, не стоит, надо самой быть всегда готовой. Поэтому если кто-то заболевал, я тут как тут: "Я готова!" Помню, прихожу на какой-то спектакль, где я еще не играла, и Леонид Моисеевич Сатановский, замечательный артист, спрашивает: "Анюта, кого подсиживать сегодня пришла?" - Если папа работал в Театре имени М.Н.Ермоловой, почему вы не пошли туда ? - А он уже давно там не работал. Он вообще не хотел быть главным режиссером ни одного театра. Он стал руководить Ермоловским театром только потому, что там в свое время работал Всеволод Мейерхольд, его учитель, его кумир, но папу там быстро съели, и потом он уже не руководил театром никогда. Он говорил: "У меня нет времени ставить то, что велят, заниматься организационными вопросами. Я не могу ни по чьей жизни пройти танком. Я не могу никого уволить, не могу обидеть, я могу только ставить. У меня есть время только на творчество", а было этого времени - 23 года. В основном он работал в Малом театре, во МХАТе, в Вахтанговском. В Театре имени К.С.Станиславского поставил два спектакля, уже после моего прихода в эту труппу. - Папа видел спектакли с вашим участием ? - Его не стало через пять лет после того, как я поступила в театр. Он видел меня в "Прощании в июне", "Коварстве и любви", а "Волки и овцы" он со мной поставил. Поначалу относился ко мне с большим подозрением. Он был настолько порядочен, что ему казалось преступлением дать дочери роль. Мама настояла. Он все время сомневался во мне, переживал и был горд и счастлив, когда увидел первый показ на гастролях в Куйбышеве, потому что зал меня очень хорошо принимал. Официальную премьеру в Москве я сыграла на следующий день после его смерти и получила премию за эту роль. Но он об этом уже не узнал. - Когда вы пришли, кто был главным режиссером ? - Заканчивал свою деятельность И.Бобылев, очень недолго был В. Кузенков, а потом пришел Сандро Товстоногов. Он верил в меня, он меня раскрыл. Я ему благодарна, я у него очень много сыграла. "Экспромт-фантазия", "Новоселье в старом доме", "Не был, не состоял, не участвовал", "Прощание в июне". Сандро мне дал звание. Александр Георгиевич был из славной театральной семьи, он был очень одарен. Как он распорядился своей жизнью и талантом, не нам судить, но для меня этот период был очень значимым. Потом пришли три талантливых, молодых режиссера: Борис Морозов, Иосиф Райхельгауз, Анатолий Васильев. Я играла в спектакле у Морозова "Брысь, костлявая, брысь". - Если все было так неплохо, зачем же вы эмигрировали ? - Я безумно окрылилась перестройкой, мне казалось: "Вот сейчас все изменится в лучшую сторону". Мы живем около Белого дома, и когда начали летать трассирующие пули, стало по-настоящему страшно. В Канаде уже жил мой сводный брат, и мы решили: "А давай на пару месяцев съездим!" Мы с мужем взяли наших двоих детей и поехали. Это была его идея. Я не уволилась из театра. Муж не закрыл свою контору. Он все время продолжал здесь работать. Там дети пошли в школу. Через шесть месяцев я вышла на сцену играть с французскими артистами по-французски "Медведь" и "Предложение" Чехова. Потом сыграла Москалеву в "Дядюшкином сне" Достоевского, потом Веру в "Скамейке" Гельмана. Вот так и задержались. - Кто предложил вам там играть ? - Гриша Зискин, мой брат, мамин сын от первого брака. Она рассталась с ним, когда ему был год, а увидела его, когда ему было шестнадцать. Маму сослали, а за ее сыном пришли, чтобы отправить его в детский дом. Его спрятала мамина сестра. Гриша по образованию режиссер, оканчивал Щукинское училище, учился режиссуре у Варпаховского, много лет проработал в литдраме на телевидении, поставил много спектаклей в Канаде и Америке. Он мне сказал: "Надо работать! Нечего дома сидеть!" Я начала играть, но я русская актриса и для местной публики не звучу чисто. У меня во французской фразе русская интонация и другой ритм, думаю же я по-русски. Я поняла: нужно создавать русский театр. - Но ведь это было рискованно ... - Конечно, но об этом мы не думали. Жажда работать, играть и ставить выше, чем вопросы: "А что получится?" и "Получится ли вообще?" Там удивительный мир. Там, чтобы состоялось, нужно работать. Здесь, чтобы состоялось, надо не только работать, но и преодолевать препоны, которые тебе ставят. Там ты можешь снять Карнеги-холл, и петь, не умея петь. Если прогоришь, это твое дело, но если понравишься, то ты начинаешь быть успешным. К нам пришли люди - понравился спектакль, они пришли и на следующий. - На создание театра нужны деньги . - Вначале мой муж помог, затем помощь пришла со стороны, потом мы стали зарабатывать сами, но прибыли у нас все равно нет. Мы все заработанные деньги с последнего проекта пускаем на следующий. Так и крутимся. - На афишах не пишете, что вы играли в картине "Суета сует" Лизу ? - Нет, я к этому очень настороженно отношусь. Не люблю рекламу. Меня раздражает, когда пишут: "Лучший спектакль нового тысячелетия" или "Самый первый тенор во всем мире". Там рекламным бизнесом могут заниматься люди, далекие от театра, которые, к примеру, держат магазин продуктов. Им кажется, что если так написать, то все побегут. Меня такая реклама коробит. - У вас нет желания привлечь канадскую публику ? - Это очень дорого. Надо сделать перевод, приобрести систему синхронного перевода, дать рекламу в канадские газеты, по местному ТВ. Мы не можем себе это позволить, и потом наше сообщение утонет в море информации. Там невероятное количество каналов. - Как подбирается репертуар ? - Нам не надо создавать фестивальные спектакли, не надо конкурировать и показывать что-то такое, чем можно было бы удивить театральных критиков. У нас есть зрители. Дяди Пети, тети Маши, и нам хочется, чтобы им спектакль понравился, чтобы они могли отдохнуть душой. Мы можем взять классику, потому что на Островского, Достоевского наши русские в Канаде пойдут с удовольствием. Они изголодались по классике. Здесь-то ее много. В каждом театре идет хотя бы одна пьеса классического репертуара. Здесь зрители, я бы даже сказала, перекормлены, а там-то этого нет. Мы можем взять комедию, она может быть с грустинкой, как "Бабье лето", или чистую комедию положений. Все что угодно, но это должен быть честный, хороший праздник для зрителя, которого мы еще и уважаем, что не всегда чувствуется у некоторых столичных гастролеров. - Существует обратная связь со зрителем ? - Конечно. Это письма. Это наш сайт. Там отзывы, рецензии. Встречи со зрителями устраиваем. Люди с нами разговаривают, общаются. Очень хорошо отмечали десятилетие Театра Варпаховского. Было на этом спектакле 900 человек, после этого был устроен ужин, и к нашему удивлению, весь зал пришел на ужин. Я получаю письма: "Не оставляйте нас наедине с Америкой", подпись и чек для театра на 500 долларов. Я их не знаю, но я знаю, что наши спектакли им нужны. - Что входит в ваши обязанности ? - Все, что мы делаем, мы делаем вдвоем с Гришей. Весь процесс от идеи до ее воплощения: приглашение артистов из Америки, Москвы, Киева, размещение заказов в соответствующих цехах на выполнение декораций; в ателье на пошив костюмов. Каждый раз собираем команду на конкретный проект. Стационарного ничего нет. Кроме творческой работы, к сожалению, очень много административных вопросов. - Где живут приглашенные артисты ? - У меня в доме. У меня большой дом, который построен под театр. Весь первый этаж - репетиционный зал, гимнастический, костюмерные, спальные комнаты для артистов. Моя семья на этот период покидает дом. Они не выдерживают шумных репетиций, бурных обсуждений, громких разговоров. На последнем проекте, с Театром Леси Украинки, мы поселили людей в гостинице, но их нужно было привезти на утреннюю репетицию, увезти на обед, привезти вечером на репетицию. Накормить ужином. Кто-то хочет в магазин, кому-то нужно к врачу, никто не говорит по-английски, со всеми нужно ехать. - Готовить вы умеете ? - Нет, даже повар нанимается на этот период. - И как это все вам муж разрешает ? - Просто он очень хорошо умеет считать, и, все посчитав, он сказал: "Развод дороже". - Как обстоят дела с гастролями ? - Вначале нужно получить разрешение на право работать в Америке для всех участников спектакля. Мне, хотя у меня канадское гражданство, тоже нужна рабочая виза. Чтобы ее получить, нужно запросить актерский профсоюз в Нью-Йорке, не помешаем ли мы их карьере. Мы ездим по Канаде и по Америке. По статистике, в театры обычно ходит один процент населения. Если, к примеру, в Вашингтоне живет всего несколько тысяч русских, то мы сможем сыграть там один или два спектакля. Поэтому нам и приходится гастролировать. Мы делаем спектакль два месяца, играем его 15 - 20 раз в разных городах, актеры разъезжаются, и спектакль умирает. - В Россию спектакли не привозили ? - У нас нет средств, чтобы привезти на гастроли сюда наш спектакль из Канады, а даже если бы и были, как выйти на этот рынок? Кто будет заниматься этим здесь, если мы там? Пока получились совместные проекты с театрами, три в Киеве и один в Москве, но у меня появилась новая проблема. Оттого что я играю каждый месяц в Киеве и в Москве, я не успеваю ничего сделать в Монреале. Для того чтобы мне там что-то сделать, я должна в течение трех месяцев не играть ни в Киеве, ни в Москве. Надеюсь, что все-таки выкроится такая возможность в будущем сезоне. - Почему в Москве выбор пал на Театр имени К.С.Станиславского ? - Театр имени К.С.Станиславского мне дорог. Я проработала здесь двадцать четыре сезона. Я пришла с предложением к А.Галибину, чтобы попробовать сделать такой спектакль с актерами этого театра, и он согласился. - Чем вам дорога роль вашей героини ? - Если я не заболеваю ролью, она обычно не получается. Если я думаю только о роли, иду по улице сама с собой разговариваю, когда меня за сумасшедшую начинают принимать, значит, роль во мне зажила. С этой ролью было нечто похожее. Она мне ближе остальных двух героинь. Мне нравится трагизм, который в ней существует. Кто из этих троих женщин остался в одиночестве? Люсиль. Кто прожил самую трудную жизнь? Опять же она. Это не однозначная роль, она глубокая. - В Театре имени А.С.Пушкина идет этот спектакль. У него другое название, и вашу героиню играет Вера Алентова, пойдете смотреть ? - Наверное, хотя у нас, я думаю, чуть-чуть другой перевод. - Многое пришлось адаптировать для нашего зрителя ? - Я читала эту пьесу в подлиннике. Перевод очень близок к оригиналу. Айван Менчел считается хорошим драматургом. Он автор американской "Няни", голливудских фильмов. Вообще, я думаю, он русского происхождения. Айван - это Иван. - Чем привлекательна ваша постановка для нашего зрителя ? - Я думаю, эта тема близка каждому человеку. Мой отец говорил: "Существует у комнаты четыре стенки, внутри них люди любят, страдают, умирают. И неважно, где эти четыре стенки - в Италии, в Испании, в Англии, в России, человеческие чувства везде одинаковы". История этих трех женщин могла случиться в любой из перечисленных мной стран. Потеряли мужей. Как жить дальше? Тот, кто будет бить поклоны, страдать по прошлому, не видеть ничего в будущем, - уйдет из этой жизни. Что и происходит с Дорис. Надо продолжать жить. Это жизнеутверждающая пьеса, хоть и называется в оригинале - "Кладбищенский клуб". - Почему изменили название ? - Оно не для русского уха. Там они относятся к таким вещам легко. Заранее покупают себе место на кладбище. Для нас смерть - это всегда трагическая тема. - У вас двое детей, чем они занимаются ? - Леонид, старший мой сын, занимается бизнесом. Ему больше нравится в Москве, а младшей дочери Маше больше нравится жить в Монреале. Она заканчивает университет, отделение арт-искусства, до этого окончила и компьютерные курсы, и курсы гримеров, была чемпионкой бальных танцев Канады. Ей 25 лет. Кем она станет, я не знаю. - Вы дочери помогаете ? - Приходится помогать, но она и сама зарабатывает. Кому-то урок танцев даст, кого-то из звезд кино загримирует. Я должна метаться между городами и странами. Там играть, здесь играть. Одного ребенка там посмотреть, другого здесь. Я радуюсь тому, что у меня есть. Играю спектакль в Москве - хорошо, еду играть в Киев - замечательно, потом поеду в Монреаль Машу навещать - еще лучше. Я стараюсь жить сегодняшним днем и радоваться каждой секунде, каждому обстоятельству и ни о чем не жалеть. Знаете, как там говорят: "never regret" - "никогда не сожалей". Также в рубрике:
|