Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7749) 30 сентября - 6 октября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Стон образованного человека

“Константин Райкин. Вечер с Достоевским”. Театр “Сатирикон”

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля
Юбилеи стоит отмечать только так – в работе, от которой и у артиста, и у зрителя дух захватывает. Право, это лучше, чем водружать именинника на сценический трон и предаваться славословию, подчас льстивому, но положение обязывает. 60-летие Константина Райкина, художественного руководителя Театра “Сатирикон” и блистательного артиста, пришлось на мертвый сезон – 8 июля. А час праздника настал только сейчас, в конце сентября, когда вверенный ему театр открыл новый сезон премьерным спектаклем под названием “Константин Райкин. Вечер с Достоевским” в постановке Валерия Фокина.

Впрочем, слово “вечер” в контексте этого события весьма обманчиво с точки зрения кажущейся кратковременности. На самом-то деле в полуторачасовом бенефисном действе яркими пунктирными вспышками пульсирует актерская биография Райкина, по крайней мере, в знаковых ее проявлениях. Она ведь и началась когда-то не без участия Фокина, в московском “Современнике” 70-х годов. А сегодня словно бы замкнулся некий символический круг (вернее, один из “кругов” творчества), закольцевавший сценический союз артиста и режиссера. Много лет назад, в 1976-м Константин Райкин сыграл одну из первых своих крупных ролей – в спектакле Валерия Фокина “И пойду, и пойду…”, в основу которого легли камерные произведения Достоевского, в том числе и “Записки из подполья”. 34 года спустя Райкин и Фокин к этим “Запискам” вернулись, сочинив “Вечер с Достоевским”. Вернулись, конечно же, не для того, чтобы ностальгически вспомнить прошлое. Да и при всем желании не вышло бы – треть века спустя глобальные изменения накрыли все: страну, театр, человека. И Райкин, и Фокин давным-давно уже стали мэтрами, знающими секрет успеха, впрочем, как и его цену. И почему бы не позволить себе замечательное саркастическое шутовство, самоироничные экзерсисы, положенные на мотив “высокой классики”.

Художник Александр Боровский, многолетний соавтор Валерия Фокина, оставляет от внушительной и глубокой сатириконовской сцены лишь узенькую полоску просцениума, отсекая все остальное каким-то подобием “железного занавеса”. А Райкин в шикарном черном костюме, ослепительно улыбаясь публике, поднимается из зрительного зала на этот просцениум, походя приняв из рук “подсадной” билетерши букет белых роз. Явление бенефицианта, юбиляра и худрука, понятное дело, встречается бурными аплодисментами. Он же, нацепив очки и открыв томик Достоевского, застывает в безмолвном чтении, пока публика, вовлеченная в “шутку”, вновь не начинает прихлопывать и даже как-то все это комментировать. Взгляд поверх очков и первая нервная реплика: “Я – человек больной…” И тут-то все начинается всерьез, эта виртуозная смесь игры и жизни, игры блистательной и жизни вполне реальной.

Райкин, кажется, – идеальный актер для Фокина. Его европейская режиссура, не приемлющая отечественной расхлябанности и приблизительности, равно как и эмоциональных перехлестов, уважающая форму не менее содержания, требует комедианта-виртуоза: танцора, певца, акробата, декламатора и прочая. Таких немного, но они найдутся. А добавьте-ка сюда личностный масштаб, российский темперамент и душевное присутствие даже в самых отчаянных трюках – получится Константин Райкин. Актер столь мощной энергетики, что ее, единственной в данном случае, хватает на немаленький сатириконовский зал. Правда, подобный опыт у него уже был – в моноспектакле “Контрабас”. Но годы идут, и силы, кажется, уходят, но Райкин продолжает этот зал держать. А чего ему это стоит, только лишь актеру ведомо.

Внешне же – полный контакт, этакое интерактивное общение. Райкин нам вопросик, мы ему – ответик. Кашлянет кто или, не дай бог, мобильный зазвонит – обеспечена ответная реакция со сцены. Держа на примете некоего Подпольного человека, Райкин в первой части спектакля умудряется и от себя не отойти. Как говорят, “я в предлагаемых обстоятельствах”. Предлагает же их чаще всего режиссер. Райкин то по-хозяйски требует на сцену стол-стул-вазу-микрофон-музыкантов. То подмигивает залу. Читает рэп. Затевает темпераментный рассказ. Бьется головой о стену. Корчит рожи, показывает язык. Взобравшись на стул, засучит ножками – мгновенное явление Грегора Замзы из фокинского “Превращения”. Перекосив плечи, прохромает по сцене походкой Ричарда III. И новый рассказ, новая тема, новый взрыв темперамента, сопровождаемый то истеричным смехом, то едва ли не слезной жалобой.

Тут, конечно, уже готов вопрос: а при чем здесь Достоевский? Да при всем. С одной стороны, весь этот нескончаемый монолог Райкина – чистый Достоевский. И не только с текстовой точки зрения. Смысл – он сам по себе, с него не убудет. Но само звучание слова, интонации, эмоциональные перепады, от которых самого актера (а вслед за ним и публику) бросает то в жар, то в холод – все это вплотную подходит к какому-то “корневому” восприятию Достоевского. Именно так все и должно звучать, с ощущением откровенного душевного стриптиза и душевного же мазохизма, с беспредельным ерничеством и контрастными моментами жгучей боли и стыда. Со стороны же другой, текст для режиссера Фокина (даже если речь идет о любимом Достоевском) – в спектакле элемент не первостепенный, но уравненный со всеми прочими элементами постановки, включая звук, свет, пластику, музыкальные импровизации композитора Александра Бакши. И очень часто ловишь себя на том, что само существование Райкина на сцене способно открыть какой-то невербальный смысл происходящего, варианты которого могут разниться у каждого зрителя.

Впрочем, во второй части спектакля режиссер дарит артисту иные интонации, иную манеру поведения. И здесь-то как раз тот самый мелкий чиновник, персонаж Достоевского, о котором малость подзабыли, заявляет права на собственную жизненную историю. Замечательное райкинское “представление” чуть отступает, давая дорогу психологическим нюансам, попыткам самого настоящего “переживания”, но не позволяя впасть в стихийную бесформенность. И если 30 с лишним лет назад в спектакле “Современника” это был дуэт Константина Райкина и Елены Кореневой, то сегодня продолжается актерское соло, в котором все равно можно услышать отголоски двух человеческих судеб. А от женщины осталась лишь бесплотная тень, вернее, тени, которые множатся и уходят, одна за другой, постепенно исчезая, оставляя нашего героя и впрямь в полном одиночестве.

Эти две части “Вечера”, впрочем, пока еще могут показаться автономными и не вполне внутренне связанными. Словно бы нам показали два разных спектакля, причем, быть может, разных лет. “По поводу мокрого снега” – некая история из прошлого с продолжением. Часть первая – абсолютная примета сегодняшнего дня, театра, мироощущения и актера, и режиссера. Но они вдвойне интересны именно рядом, ведь помимо “вечного Достоевского” есть жизнь реальная – с читаемыми на ней вехами прошлых лет, событий, человеческих ситуаций, которые способны многое изменить, поставить с головы на ноги или наоборот. И никакое настоящее творчество не в силах миновать этих человеческих примет. Быть может, это и есть самое любопытное.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;