Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7749) 30 сентября - 6 октября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЕрмак воспрянул ото снаВ аэропорту “Толмачево” открыли памятник “Покорение Сибири” АРТ-ПРОЕКТФедор РОМЕР
Любой художественный объект своим неожиданным появлением, отчужденным спокойствием, невовлеченностью в хаотические передвижения авиапутешественников заставляет их на секунду остановиться, внутренне встряхнуться от удивления – и двигаться дальше, чуть-чуть освободившись от житейской суеты (что особенно важно для аэропорта, ибо это все-таки – нейтральная полоса между небом и землей). Мы привыкли к сувенирным и книжным киоскам, встречающим и провожающим нас баснословными ценами. И знаем, что глянцевый журнал и кофе в баре не спасают от нервного внутреннего растягивания всего организма. Однако искусство совершенно бескорыстно предлагает пассажирам вне зависимости от класса билета свои услуги, и эти услуги непривычны, а потому эффективны и живительны. Что подтвердил первый арт-эксперимент в “Толмачеве” – именно здесь проходила летом 2008 года передвижная выставка современного российского искусства “Новые правила”, проехавшая по музеям от Владивостока до Калининграда, а в Новосибирске обосновавшаяся именно в аэропорту как самом амбициозном, продвинутом и открытом для новаций месте города. Но это была временная экспозиция, а нынешняя скульптура благодаря инициативе бизнесмена и мецената Романа Троценко (практически соавтора скульптора) должна здесь навеки поселиться. Он считает свой дар аэропорту наглядной пропагандой современного искусства и знаком модернизации края. У этого проекта, не считая организаторов и спонсоров, два героя. Казацкий атаман Ермак Тимофеевич, что в 1581 году по предложению промышленников Строгановых отправился в поход за Урал, чтобы покорить сибирского хана Кучума, победно совершил свой поход. Погиб в 1854 году во время вероломной вылазки врагов. Но “нам смерть не может быть страшна; / cвое мы дело совершили: / Сибирь царю покорена, / и мы – не праздно в мире жили!” – перед смертью восклицает Ермак в стихотворении поэта-декабриста Рылеева. Как известно, Ермак утонул в Иртыше, а не в Оби, на которой стоит Новосибирск, и к самому городу, основанному в конце XIX века, он отношения не имел и вообще в этих краях не бывал. Так что его фигура в аэропорту – не тотем, а чистая аллегория, очередная “Песнь о земле Сибирской”, только силами современного искусства и новейших технологий. Так что другим равноправным героем является скульптор Юнус Сафардиар. Он тоже по-своему покоряет Сибирь, являясь посланцем многовекой европейской культуры: учился в Ленинграде в Академии художеств с ее благородной ориентацией на высокую классику у легендарных Олега Комова и Михаила Аникушина, теперь живет и работает в аристократичном Лондоне, который одновременно стал международным центром самого радикального искусства. И Сафардиар совмещает в своей новой работе, сделанной специально для “Толмачева”, и актуальную оптику, и “старорежимные” материалы (бронза, серебро, сталь), и модернистскую экспрессию, и постмодернистскую символику. Условный Ермак несется на коне на еще более условную Сибирь, представленную в виде бесстрастной маски андрогина, едва ли похожей на посмертный слепок хана Кучума – это скорее символ Евразии (видимо, Азия – женщина, но в ней есть теперь и европейское мужское начало благодаря Ермаку и аэропорту). Глаза героя бриллиантово блистают, лицо выражает бешеный восторг, слитый с животным ужасом. Сбоку щерится пятипалый волк – по сибирским преданиям, встреча с ним предвещает гибель. В фундаменте композиции – тот же Ермак, беспомощно тонущий в реке. Сверху – абстрактные пузыри, которые, по словам автора, воплощают метафизику исторического факта покорения Сибири. Хотя кажется, что это последнее дыхание героя на водной глади. Все детали скульптуры помещены в прозрачные кубы из уникального материала – горячего акрила, который, например, используется на подводных лодках. Выглядит как стекло, но фантастически прочен. Все вместе представляет воплощение дикости – хоть в татарском стоическом варианте, хоть в казацком экстатическом, хоть в природном зверином. Но стихия повержена статуарностью, массивной неподвижностью металлического изваяния. Надрыв истории навеки успокоился в монументализме искусства. Это должно очень успокаивать граждан с чемоданами, прилетающих в Сибирь или улетающих из нее. Все в прошлом. Покорение дикого края свершилось. Но мы помним о том, благодаря кому произошел этот исторический катаклизм. Ермак – с нами. “Воспрянул ото сна”, – цитируя того же Рылеева. Также в рубрике:
|