Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7749) 30 сентября - 6 октября 2010г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияКрепость не взялиБеды с российским современным искусством в Париже СКАНДАЛЫПодготовил Александр ПАНОВ 14 октября в Лувре, в зале Макетов, Донжоне и зале Сен-Луи, то есть в пространстве средневекового Лувра, бывшей крепости XII века, должна открыться выставка “Контрапункт: русское современное искусство”. Она организована музеем Лувр при содействии российского Государственного центра современного искусства и “Stella Art Foundation” при поддержке “Louis Vuitton”. Комиссар выставки – Мари-Лор Бернадак, куратор выставок современного искусства в Лувре. Проект входит в государственную программу по культурному обмену России и Франции в этом году и является продолжением выставки “Святая Русь. Русское искусство с древнейших времен до эпохи Петра I”, благополучно открывшейся в Лувре. Предполагалось показать работы около двадцати российских художников. Предполагалось – поскольку на сегодняшний день уже девять человек отказались участвовать в проекте. Случился форменный скандал. Министерство культуры РФ запретило показывать, а Росохранкультура отказала в вывозе серии работ под названием “Радикальный абстракционизм” Авдея Тер-Оганьяна. Там абстрактные разноцветные композиции сочетаются с подписями типа “Эта работа призывает к свержению государственного строя РФ”. Авдей Тер-Оганьян сегодня – эмигрант, в России на него заведено уголовное дело после акции на ярмарке “Арт-Манеж”, где по заказу клиентов он совершал надругательства над софринскими иконами, иронизируя над антиклерикальным инфантильным пафосом русского авангарда, ставшего коммерческим товаром. Серия “Радикальный абстракционизм” принадлежит пермскому музею современного искусства “PERMM”, которым руководит член Общественной палаты Марат Гельман. Авдей Тер-Оганьян в Интернете призвал к бойкоту выставки и потребовал возвращения паспорта другому арт-беженцу, Олегу Мавроматти, бомжующему в Болгарии. На письмо откликнулись некоторые известные художники, отказав Лувру. Теперь Лувр требует от них компенсации. Мы печатаем комментарий одного из “отказников” Юрия АЛЬБЕРТА и версию произошедшего от директора Государственного центра современного искусства Михаила МИНДЛИНА. Юрий АЛЬБЕРТ: – Насколько я знаю, работы Авдея Тер-Оганьяна не были пропущены для вывоза на выставку “Контрапункт” по политическим мотивам, несмотря на то, что состав выставки был заранее согласован с ее кураторами. Так как цензура в нашей стране запрещена законом, я отказываюсь поддерживать незаконные действия чиновников и не могу принять участие в этой выставке, пока Авдей Тер-Оганьян не будет возвращен в число участников и его работы не будут выставлены среди других. Михаил МИНДЛИН: – Несмотря на то, что я лично нахожу неинтересными политические декларации в искусстве, поскольку они выводят произведения из эстетического пространства, я считаю Авдея Тер-Оганьяна важным художником на российской художественной сцене и поддерживаю выбор куратора выставки “Контрапункт” Мари-Лор Бернадак. Но с нашей стороны были только рекомендации по выбору авторов, которые приняла французская сторона. Все было согласовано. Некоторые художники сделали новые работы специально для Лувра, остальные отбирала куратор. Мы с уважением отнеслись к кураторскому выбору, хотя чувствовали политическую подоплеку. Подготовили всю необходимую документацию для получения разрешения на вывоз работ в Росохранкультуре. Симуляционистские работы Тер-Оганьяна не имеют в виду прямые призывы к свержению государственного строя или разжиганию межрелигиозной розни. Но это на самом деле понимают специалисты, а не зрители, к которым относятся сотрудники Росохранкультуры. Именно они обратили внимание на скандальность артефактов, которые представляет ГЦСИ как государственная структура. Если бы эта серия вывозилась не через госорганицию, которой является ГЦСИ, не возникли бы и возражения. Мы рекомендовали переслать изображения по электронной почте и распечатать их во Франции (работы Тер-Оганьяна – это, в сущности, принты, подлежащие тиражированию). Более того, высокопоставленный российский чиновник, занимающийся программой Года Россия – Франция-2010, проводил консультации по поводу экспозиции в Лувре. И проблем не возникало. Да, сами тексты на работах Авдея Тер-Оганьяна противоречат российскому законодательству, если их воспринимать буквально. Но, повторяю, это произведения искусства. ГЦСИ делал все, что от него зависело, чтобы отправить эти работы во Францию. Я не знаю, чья была инициатива снять вещи с выставки. Мое мнение таково: куратор не владеет русским языком. Ей интересен сам Тер-Оганьян как художник. Но не очень точно перевели в силу неведомых причин тексты на работах. И случился скандал. Мари-Лор Бернадак обратилась к нам с просьбой предоставить другие вещи. Но это сегодня нереально технически. Я не понимаю, почему другие художники так перевозбудились… Также в рубрике:
|