Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7749) 30 сентября - 6 октября 2010г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

Любовь к трем паровозам

“Край” Алексея Учителя

Дарья БОРИСОВА


Кадр из фильма
Еще до выхода картины в прокат стало известно, что именно она будет представлять российский кинематограф в оскаровской номинации “Фильм на иностранном языке”. Расчет понятен: снят “Край” с размахом, есть в нем и “экшн”, и любовь, в главной роли – известный даже американскому зрителю Владимир Машков. Есть и то, чем принято презентовать Россию в мире: Сибирь, некие люди, туда попавшие не по своей воле, и, наконец, медведи. Скепсис по поводу надежд на победу в этой номинации рождает, однако, ощущение, что перед нами – старательное подражание большому голливудскому стилю, которое нетрудно отличить от подлинника. И дело даже не столько в технических “недотяжках”, сколько в проблемах драматургии. На какую бы публику ни был рассчитан голливудский фильм, даже на фермеров и подростков, сценарий там “вылизан”, сюжетных, смысловых туманностей и нестыковок быть не может. Сценарий Александра Гоноровского слаб, в нем полно провалов и совершенно немотивированных моментов. На дворе 1945 год. В глухое сибирское поселение с символическим названием Край распределен контуженный фронтовик Игнат (Машков). Он списан из машинистов, но вовсе не собирается сдаваться и отказываться от любимого дела. Живут в местечке Край не то чтобы заключенные, но неблагонадежные личности, запятнанные контактами с немцами. Надзирателем при них состоит однорукий Колыванов (Алексей Горбунов), человек незлой. По слухам, в лесу на другой стороне реки брошен старый паровоз, и Игнат отправляется на поиски. Паровоз и вправду стоит в чаще, ржавый и замшелый, а в нем живет молодая немка Эльза (Аньорка Штрехель). Что она делала в СССР в 1941 году (именно с тех пор она прячется в лесу), непонятно. Одичавшая и грязная девица быстро начинает разделять страсть Игната к паровозам, в четыре руки, без гвоздей и топора они прокладывают рельсы над бурными водами реки и перегоняют по ним паровоз в Край (чудо чудное!). Теперь это их личное средство передвижения, все последующее время мы наблюдаем, как Эльза его трет и красит, а Игнат разъезжает на нем туда-сюда, а в финале даже устраивает соревнование с навороченным паровозом начальника из района. Немку, конечно, в Крае всячески третируют (к тому факту, что она немка, а значит, по определению фашистка, прибавляется элементарная бабья ревность, ведь Игнат – мужик хоть куда, даром что контуженный, а она на правах помощницы, кочегарки и вообще трофея вечно торчит при нем). Однако когда за ней приедет из района начальник (Сергей Гармаш), всем миром вступятся и отобьют, не дадут пустить в расход – все-таки успели привыкнуть к работящей немчуре. В финальном кадре Игнат, Эльза и мальчишка-немец по имени Пашка катят на дрезине по рельсам, пролегающим сквозь бескрайнее море тайги. На ломаном русском Эльза рассказывает, как складывалась их жизнь дальше: уехали, выправили паспорта, поженились. Ее выдавали до конца жизни за немую, она благополучно родила Игнату троих детей, и вообще все у них было хорошо. Как дали бесследно исчезнуть штатному работнику Игнату? Почему прекратили интересоваться подозрительной немкой? Вопросы остаются без ответов.

Так получилось, что люди со своими историями, характерами составляют в фильме фон для паровозов. Паровозы – вот истинная душа картины. Не погрешив против истины, можно сказать, что фильма бы не было без РЖД. Кинематографистам выкатили три паровоза-ветерана: 1905-го, 1928-го и 1941-го годов производства. В фильме они совершенно живые существа – у каждого свой оригинальный облик, даже свой характер. Паровоз начальника большой, статный, а тот, что реанимировали Игнат и Эльза, – маленький, но задиристый (на нем Игнат умудряется не проиграть гонку), и у него есть имя – Густав (так Эльза назвала его в честь пропавшего в 1941-м не то товарища, не то жениха). Оператор Юрий Клименко замечательно снял все это паровозное царство, с клубами дыма, заволакивающими железнодорожные пути и окрестные бараки, с мощной экспрессией движения колес, поршней. Под стать паровозам только медведь – серьезный сибирский зверь, от которого также веет силой и опасностью. Мишку в Крае уважают, а вечно пьяненький абориген (очередной северный персонаж Александра Баширова) все время зудит, что медведь – священное животное и трогать его нельзя. Опасность (в лице районного начальника) приходит именно тогда, когда медведь погибает под колесами паровоза, мясо его съедают всем поселком, а шкуру натягивают на “лицо” паровозу, закрыв тем самым красную звезду.

Если же говорить об актерах, то конкуренцию любовно выписанным паровозам и медведю может составить только Владимир Машков. Снимается он редко, но метко, понапрасну не мелькает на экранах. Для роли в фильме Учителя он и похудел, и погрубел, но мужской харизмы не утратил. И хотя в линии его героя есть коллизия, очень похожая на коллизию в фильме “Вор” (мужчина закрепляет за собой одинокую красивую женщину с ребенком), Машков умудрился не повторить однажды пройденное. Игра его точна, кропотлива и далека от малейшего желания приукрасить героя. А Сергею Гармашу в который раз досталась партия тупого, контуженного солдафона (таким он был в “Нежном возрасте” Сергея Соловьева, похожа и роль в фильме Валерия Тодоровского “Меня зовут Франкенштейн”). Неплохо вписалась в ансамбль немецкая актриса Аньорка Штрехель, не побоявшаяся стать зачуханным, заросшим существом (в начале фильма), а потом – сурового вида девицей в мужском комбинезоне. Для многих занятых в “Крае” актеров фильм мог бы стать этапным, но, увы, не им отведено в нем первое место.

Также в рубрике:

КИНО

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;