Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 41 (7249) 26 октября - 1 ноября 2000г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Под занавес

Происшествие, которое никто не заметил

Явление Володина Омску

Марина ДМИТРЕВСКАЯ
Фото ИТАР - ТАСС


Володин и его "Золотая маска"

Володин позвонил ночью. "Знаешь, я подумал - мне осталась в жизни одна поездка. И я хотел бы поехать в Омск. Где-то я про него читал - то ли у Пастернака, то ли у Эренбурга. Он представляется мне белым городом..."

Совершенно безответственно этой же ночью я написала завлиту Омской драмы Оле Никифоровой: "Оля, Володин хочет в Омск. Что ты про это думаешь в принципе?" - и легла спать, поскольку две зимние поездки на премьеру "Происшествия, которого никто не заметил", поставленного В.Петровым под Новый год, уже благополучно сорвались ("Триумф", Президентская премия и пр.) и я понимала: никуда Володин не поедет. К тому же - лето, конец сезона, какие там поездки!

Утром в редакции меня ждала записка: "Марина, самолет 23-го, 25-го - спектакль, 26-го - юбилей Ицкова, 27-го - назад. Володин согласен. Целую. Оля".

Как-то все вдруг сложилось, что обычно свидетельствует о покровительстве свыше. И то, что в репертуаре оказался володинский спектакль, и то, что рядом - юбилей Ю.Ицкова, которого Володин полюбил еще на "Балтийском доме", посмотрев "Академию смеха", и который играет "его", Автора, Володина, в "Происшествии..." Словом, на самом деле это было действительно происшествие. Впервые за много лет А.М.Володин летел в театр "далеко от Москвы" (потом он предлагал именно так назвать статью о нашей поездке).

Я обещала ему, что в Омске будет хорошо, потому что там не бывает плохо. Он кивал, но уверенности не испытывал. Теперь говорит, что это были три замечательных, счастливых дня - от того момента, когда в пять утра у трапа самолета (где еще возможно такое?) его начали кружить девушки-русалки (а солнце слепило, и после ночи в самолете все вообще смешалось: Ю.Ицков с хлебом-солью, В.Петров без хлеба и Б.Мездрич без соли...). Потом, утром, у театра толпа "цыган" (почти вся труппа - где еще возможно такое?) столь неподдельно искренне величала его ("К нам приехал, к нам приехал Александр Моисеевич дорогой"), что в первый момент он принял их за настоящих (солнце по-прежнему слепило, а водка была настоящая, и настоящие столики уличного театрального кафе у стен театра тоже не вызывали сомнений) - и с этого момента началось счастье трех дней в Омске. Счастье наше, счастье театра ("Мы осознаем, что произошло, только когда вы уедете, а мы будем вспоминать, как три дня сидели с ним в буфете, на скамейке, болтали, фотографировались..." - признавались актеры), счастье общей жизни. "Счастье - это общение с людьми, - говорил Володин. - С близкими. Здесь я почувствовал этот круг людей. Когда мы сидели вечером после спектакля, это был уже большой круг. Омская драма - театр-Дом, и это чувствуется сразу. С этого вообще начинается театр. Если в Доме возникают ревность или зависть - все кончается. Хорошее общение с хорошими людьми, устремленными друг к другу, - это и есть счастье".

Это "происшествие, которое никто не заметил" (в смысле - российская общественность), - в какой-то степени памятник и Володину, сумевшему в очередной раз во всех смыслах "подняться и полететь", и Омской драме. "Омск оказался таким, каким представлялся мне давно. Здесь люди больше чувствуют себя в Доме. Другие лица. Более достойные, более умные, чем в Петербурге, где все бегут. Нет, в Петербурге еще не так бегут, там все рассеянны, но двигаются потише, а вот в Москве уже вообще ни на кого не смотрят!"

Не знаю, когда он спал, потому что днем общался-общался-общался, выступал-выступал-выступал по телевизору, а по ночам читал журнал "Письма из театра" и какие-то пьесы. "Оля, я больше не могу слышать, что я великий и классик!" - жаловался он Никифоровой. "Раньше надо было думать, когда за ручку брались пьесы писать", - сурово и непреклонно отвечала

завлит театра. Мы все очень много хохотали под ее чутким руководством. Был затеян даже "театр жизни" - "осенний марафон" с соперничеством Маши Степановой, играющей Настю в спектакле ("Я тебя полюбил!") и Оли Никифоровой ("Я и тебя полюбил давно!"). Володин играл с удовольствием, как и его партнерши, и две скамейки у театра часами переживали аншлаги на этих импровизированных спектаклях. "Как вы спали?" - спрашивала его с утра Никифорова. - "Хорошо". - "Небось, Машка снилась?!!!" Так начинался день.

Поражало его многое. Сперва - Ю.Ицков, которого он сравнивает теперь с Е.Евстигнеевым ("Я вчера сказал Ицкову - я дарю тебе свою "Маску" "За честь и достоинство", а он обещал мне в ответ свою, прижизненную. Таким образом, у него будут честь и достоинство, а у меня будет лучший актер!"). Потом - Маша Степанова, назначенная им в те дни "Лучшей артисткой России", потом - спектакль "Отель на час" П.Ландовского, увиденный Володиным в первый вечер ("После того как наши танки вошли в Чехословакию, я ее полюбил безумно! Она - особенная страна. Там было поразительное кино - продолжение итальянского неореализма, но больше юмора, свободы, игры. Меня никогда не пускали туда, потом Ефремов ударил кулаком по столу - и я поехал туда с "Современником". И мне стало понятно что-то, и я понимаю, почему Ландовский так точно написал. Мне очень понравилась пьеса. Четыре замечательных актера - так не бывает, одного покажут - и на том спасибо! Перед смертью Олег Ефремов говорил мне о том, что во МХАТе осталось три актера, что у следующих поколений нет ни способности мыслить, ни сердечного отклика на то, что происходит на сцене и в жизни. Другой режиссер мне говорил: нет красивых людей, к нам не приходят красивые женщины, они идут в другие места - туда, где можно заработать. То есть нет красивых, мало умных, все не то. А здесь! Так сохранен театр, такие красивые женщины - заглядишься, и такой умный Петров! Что он сделал из этого спектакля!")

Действительно, радостью стал сам спектакль. Признаюсь честно и от себя - для меня "Происшествие" оказалось едва ли не лучшим спектаклем В.Петрова, сравнимым разве что с моей любимой "Часовней". Володин до этого видел только "Академию смеха" и к постановке в Омске с самого начала относился настороженно (утешало одно - далеко от Москвы и никто не увидит). Теперь он говорил: "Я писал это просто так. Сказочка. Ну вижу - плохо, ну - не получилось, и больше я это никуда не давал, не перепечатывал, стыдился. Сейчас готовится книжка, они хотят включить этот сценарий, а я - ни в какую. И после этого спектакля понял окончательно, что того, то написано, быть в книжке не должно. А что в спектакле произошло - это все Петров. Ведь когда он решил это ставить, я подумал, что он недалекий человек, наверное, сентиментальный. Ну, бывает...

Мысль, которая у него возникла по поводу этой неудачной сказочки, была неслучайна (он умный!). Все, что я делал в жизни, - я писал про земное, но обязательно с внутренним ощущением чего-то высшего. И он соединил это в спектакле. Мама героини больна, сама она одета плоховато, все трудно и худо - и вдруг оркестр, который играет Чайковского и участники которого входят в действие! Я стихи плохо пишу, но у меня есть про это: "Ты, музыка, так беспредметна..." и так далее. Оркестр Евгения Шестакова создал это высшее. И вместе они так тонко подобрали куски, переходы... Это, в сущности, делает спектакль спектаклем блистательной формы. А как точно и тонко построены ее, Насти, Маши Степановой, взаимоотношения с Автором - Ицковым. Он подталкивает ее к чему-то, а у него не получается, он ее оберегает - не получается, отходит в сторонку, жалеет, иронизирует. Трудно с ней. Но как Ицков это делает! Мне захотелось быть таким же, как он, - добрым, мудрым, сострадательным. По-человечески". (Последнее было признесено и на юбилее Юрия Леонидовича и в аэропорту при расставании).

В последний вечер А.М. поставил меня по стойке смирно посреди своего номера, налил рюмку и сказал: "Давай поклянемся, что сделаем все, чтобы Омская драма приехала на гастроли и показала спектакли и чтобы "Происшествие" показали по телевидению". Мы поклялись и выпили.

"Ненавижу благополучные концы, поэтому не люблю дописанный вариант "Старшей сестры", где она становится знаменитой актрисой. И противно, и стыдно. А здесь нет счастливого конца. И как Володя Петров сообразил его выкинуть!" - говорил Володин на встрече с театром. Но конец нашего пребывания в Омске был счастливым, как и начало.

"Даже странно, но Омск оказался таким, каким я представлял его себе, и еще лучше!" - повторял Володин потом много раз.

Также в рубрике:

ПОД ЗАНАВЕС

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;