Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7130) 28 мая - 3 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрПрививка против бешеных денегОстровский в Доме Островского Екатерина САЛЬНИКОВА Фестиваль драматургии А.Н.Островского, проходивший в Малом театре, стал фестивалем российских сценических традиций. Спектакли, поставленные в самом Доме Островского, связанном с именами Мочалова и Щепкина, прежде всего демонстрировали незаурядное мастерство исполнителей. Мощная эмоциональность в сочетании с подробнейшей проработкой деталей приводила к созданию впечатляющих образов. Евгений Самойлов в роли Крутицкого ("Не было ни гроша, да вдруг алтын") смотрелся Скупым рыцарем, живущим в мире противоречивых душевных переживаний, пока все остальные пребывают в заботах о хлебе насущном. А дуэт патетического Несчастливцева (А.Ермакова) с трогательным плутом и одновременно простаком Счастливцевым (В.Павлов) превратил сцены "Леса" в гимн нищему, неприкаянному, но зато благородному актерскому сословию. В центре большинства постановок оказалась тема денег и социальной адаптации человека к реалиям дикого капитализма, которая просто не могла не звучать современно. Но, конечно, в нынешнюю эпоху нам импонирует в Островском не только тема, но и драматургическая интерпретация изображаемых конфликтов. Островский увлекает зрителя своей жизнеутверждающей энергией, которая позволяет автору хоть и нагнетать драматизм, но при этом решительно развеивать тоску и уныние. Сюжеты Островского учат тому, что в нашем мире непредвиденные случайности и упорные усилия всегда могут повернуть судьбу не только в плохую, но и в хорошую сторону. Ничто заранее не предрешено, и есть смысл изо всех сил отстаивать свои потребности и интересы. Подобное неприятие драматургом фатализма по-разному трактуется в спектаклях. У режиссера В.Константинова из Русского театра драмы Йошкар-Олы, поставившего "На бойком месте", внешне действие напоминало ожившие картинки старинного лубочного романа о похождениях ветреного кавалера. Позер Миловидов (Д.Репьев), мрачный негодяй Бессудный (В.Драконов), развратная купчиха Евгения (Н.Репьева) и кроткая, добродетельная Аннушка (Т.Григорьева), как и все прочие персонажи, удивительно ярко воплощали основные театральные амплуа, доводя выразительность общего рисунка роли до графичности "формул". А примитивно-назойливая мелодия музыкальной шкатулки, будто вводящая героев в транс и заставляющая их время от времени по-кукольному вращаться и приплясывать, сообщала спектаклю атмосферу балаганного наива. Однако такая стилизация лишь подчеркивала лихорадочное напряжение диалога и нагнетание активности, которые исходили всецело от отрицательных персонажей. Хозяева-злодеи плетут интриги и замышляют преступления. Непутевые гуляки-постояльцы почти полностью оказываются в их власти. Разворачивается картина жизни изрядно криминализированного общества, столь нам знакомая. Как же в таком мире возникают благополучные развязки? Умение Островского приводить своих персонажей к счастливому финалу режиссер истолковал отнюдь не как дань традиционному построению мелодрамы или сказки. Миловидов спасает Аннушку от гибели и страданий, все так же жеманничая и легкомысленно играя в бурные страсти. Темное начало, будучи единственно дееспособным, совершенно случайно приводит героя к благородному поступку. Поучительная история об универсализме зла во многом рифмовалась с другой историей - об отсутствии выбора путей выживания. Эту историю разыграл липецкий театр с помощью пьесы "Таланты и поклонники". Режиссер В.Пахомов даровал актрисе Негиной (Е.Оленина) поклонников, свойства которых уже заранее предрешают исход событий. Князь Дулебов (В.Пономарев) превращен в отвратительного старика с кавказским акцентом и повадками Берии. Петя Мелузов (В.Веселов) выглядит как заурядный вечный студент. Естественно, Негина уезжает от них обоих, предпочитая галантного и обаятельного Великатова (А.Новиков). Последний становится своего рода эталоном нового русского, обладающего не только огромными деньгами, но и аристократическими манерами, и глубокими чувствами. С одной стороны, кого, кроме Великатова, могла выбрать в этом мире Негина? С другой - режиссерский ход свидетельствует об острой потребности театра во что бы то ни стало обрести хотя бы такого положительного героя. То, что в переходную эпоху мужчину и женщину объединяют иногда не любовные привязанности, а общность мироощущения, лучше всего показал Александринский театр, поставивший "Свои люди - сочтемся". Режиссер В.Голуба подробно проследил, как богатый купец Большов (В.Смирнов) потерял единомышленника Лазаря (С.Паршин), нашедшего общий язык с Олимпиадой Самсоновной (Е.Липец). Любовь Лазаря и Олимпиады началась после знакомства с взглядами и убеждениями друг друга. Убеждения эти оказались в абсолютном противоречии с образом мышления Большова. Он проповедовал патриархальный капитализм, а молодежь выбрала индивидуалистический, не признающий ни отца, ни матери. Сюжет об эволюции капиталистических отношений в деловой и семейной жизни вполне органично вычитывается из самой пьесы. Но тольяттинский театр "Колесо", выбравший для постановки тех же "Своих людей..." и назвавший спектакль более жестко - "Банкрот", не ограничился содержательной актуальностью и добавил современного модного декора. Режиссура Г.Дроздова ознаменовала в спектакле переход от патриархального капитализма к сурово-индивидуалистическому с помощью замены русского платья XIX века на сегодняшние (вернее, уже вчерашние) красные пиджаки, сотовые телефоны и автоматы для самообороны. Вместо несовершенных, но похожих на нормальных людей героев, перед нами предстали убогие хамы, следить за жизнью которых уже было неинтересно. Этот спектакль подтвердил лишь одно - Островский не нуждается в осовременивании. Он и так потрясает своей актуальностью, вновь пробуждая у нашего деидеологизированного театра вкус к отображению насущных общественных проблем. Также в рубрике:
|