Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 19 (7130) 28 мая - 3 июня 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираОсторожно, двери открываютсяКое-что о музеях Женевы Светлана ЧАПЛИНСКАЯ В маленькой Женеве, где Старый город можно обойти за день, а променад у озера приятен, лишь когда не дует холодный ветер с Монблана, туристы, приехавшие надолго, непременно ходят по музеям. Тем более что выбирать есть из чего - в Женеве два десятка интересных экспозиций. Среди них - "столпы", такие, как Музей часов, Музей Красного Креста, Музей Вольтера или Дом Тавель (музей истории города, расположенный в особняке ХIV века). Они-то, по статистике, и собирают львиную долю посетителей. А есть музеи, не столь известные, но часто уже одним своим названием заявляющие о нетривиальности - Музей человеческого разума (история письменности с первых дней цивилизации) или Музей примитивного искусства. Все швейцарские музеи имеют свой раз и навсегда определенный статус. Такая "табель о рангах" определяет, какой музей государство поддерживает средствами, а какой - нет. Например, у правительства Женевского кантона есть в бюджете деньги лишь на несколько музеев, имеющих статус общенациональных. Остальные же, в том числе и те, что считаются муниципальными, ищут поддержку коммун (каждый кантон в Швейцарии разделен обычно на несколько коммун) или спонсоров. Что выгоднее, сказать трудно, поскольку финансовые "бури" время от времени сотрясают и Музей Красного Креста, имеющий богатых спонсоров, и Музей истории города (Дом Тавель), который получает деньги из бюджета кантона. Уволить и смотрителей, и охранников?Швейцария - страна референдумов. Ее граждане всегда за что-то голосуют. Прошлым летом, например, вся Женева решала: строить ли в Старом городе новый Центр искусств? А потом женевцы должны были ответить на вопрос, стоит ли вводить плату за посещение городских муниципальных музеев (сейчас в их постоянные экспозиции вход бесплатный). Почти 65 процентов горожан, принявших участие в июньском референдуме 1997 года, сочли, что музеи должны оставаться бесплатными. А в начале нынешнего года над женевскими музеями разразился новый гром - существенное сокращение бюджетных ассигнований на культуру, конечно же, отразилось на их финансовом положении. И вот результат: с 1 апреля три наиболее популярных муниципальных музея - Музей истории Женевы (Дом Тавель), Музей часов и Музей стекла и керамики (Ариана) - сократили часы своей работы. Очевидно, они вынуждены будут принимать еще какие-то спасительные для себя меры: уволить часть своих смотрителей и охранников или же открывать двери для посетителей лишь четыре раза в неделю, а не шесть. О, этот набивший оскомину Кальвин...Нужен ли Женеве музей Реформации? - дискуссии на эту тему развернулись недавно в женевской прессе. С одной стороны, статус "протестантского Рима" всегда добавлял значительности городу и интереса к его истории. Туристы, побывавшие здесь, наверняка фотографировались у стометровой стены Реформации, с громадными, выше человеческого роста, фигурами четырех борцов за новую веру: Фареля, Кальвина, Бозе и Кнокса. Однако имидж нынешней Женевы мало соответствует прежнему "протестантскому Риму". Протестантская церковь переживает упадок - роль ее в обществе ничтожна, число приходов сокращается. И очень многие женевцы считают, что городу гораздо ближе идеология родившегося здесь Жан-Жака Руссо - его радикализм более моден и современен. "Так нужен ли новый музей, который непременно станет карикатурным образом Женевы и спектаклем для туристов со всего мира?" - вопрошают одни. "Но реформы - наш исторический капитал!" - возражают другие. И воцарится ли Кальвин в музее - пока еще вопрос... Руками трогать!Почему дети скучают в музеях? Да потому что понимают: музеи созданы для взрослых. И, конечно, ощущают себя здесь лишними. В Женеве решили попробовать преодолеть стойкую детскую антипатию к музейным залам. Вот уже несколько лет здесь осуществляется программа "Искусство и дети". В чем ее суть? В те часы, когда музеи и галереи закрыты для обычной публики, они открываются для женевских школьников от 7 до 12 лет. Дети приходят всем классом и могут вести себя в музее так, как им привычно, - громко разговаривать, не слушать экскурсовода, а иногда даже трогать экспонаты, нарушая все музейные табу. Галерейщики и сотрудники музеев проявляют терпение. Кстати, одним из условий таких посещений является то, что из экспозиции не убирается ничего - даже самое ценное и бьющееся. Часто общаться с маленькими посетителями приглашают авторов выставляемых работ. Любопытно то, что многие из них считают такое общение с детьми весьма плодотворным - детский взгляд нетрадиционен, вопросы часто ставят в тупик, и в целом контакты обогащают. Программа "Искусство и дети" уже доказала свою эффективность и, очевидно, будет даже расширяться. Школьники принимают участие в театральных постановках, они могут попробовать себя на сцене в пластике, помогают художникам рисовать декорации и костюмы. А вскоре дети смогут посещать музыкальные студии, репетиции концертов или же общаться с писателями. - Конечно, удовольствие детей - это наш манифест, - говорит Мартин Брюнсвиг Граф, президент департамента народного образования городского правительства Женевы. - Но мы не скрываем, что преследуем двойную цель: надеемся через игры развить истинный интерес к культуре в дальнейшем. По подсчетам городской власти, в этой программе примут участие примерно 45 тысяч школьников. Однако это напрямую зависит от энтузиазма их учителей! Именно они выбирают, на какие экскурсии, в какие театры и артистические ателье пойдут дети, и договариваются о сотрудничестве с музыкантами, артистами, художниками. И сейчас из женевских школ поступает примерно две трети от числа ожидаемых заявок... Финансовую поддержку программе оказывает не только городская власть - заинтересованность в ней проявили и местные меценаты. Также в рубрике:
|