Grand Tour
В эпоху Просвещения одной из главных форм воспитания считалось путешествие, Grand Tour. Убежденные в том, что "домашнее учение не может принести толиких выгод, не может доставить толиких познаний", родители-аристократы отправляли своих детей на два-три года в Европу. Как правило, маршруты подобного рода образовательных путешествий включали все основные страны Европы - Францию, Италию, Германию, Голландию, - а также Англию. Переезжая из одной земли в другую, воспитанник должен был самостоятельно составить себе представление о нравах и искусстве европейских народов (считалось, что личные наблюдения могут развить способность самостоятельного суждения, столь ценимую в эпоху Просвещения). Кроме того, выходцы из самых знатных семей - те, кому в будущем предстояло занять ведущие государственные посты, - должны были познакомиться с государственным устройством и политической элитой европейских стран. Иначе говоря, если воспользоваться определением "Всемирного путешествователя" за 1765 год, просветительское путешествие уподоблялось театру, где "черпаются наставления для понятия и разумения сего дивного мира, усматривается связь разных людских состояний, в котором, наконец, частая перемена воздуха и всегдашнее движение не меньше служат ко здравию тела, сколь полезны и разуму".
"Палитра" напоминает читателям об этом актуальном для летнего сезона жанре.
Предлагаемая публикация уникальна: в ней впервые рассказывается о вояже просвещенного вельможи-мецената Николая Петровича Шереметева, чей юбилей отмечается в московских дворцах-музеях. Перенестись в век Шереметева, конечно, сложно. Помогут в этом книги. В частности, великолепная монография академика Дмитрия Швидковского о другом знаменитом путешественнике века Просвещения, шотландском архитекторе Чарлзе Камероне, прибывшем к русскому двору по приглашению императрицы Екатерины Великой. Странствия в поисках правильного, "знатнейшего" вкуса свободных искусств были в чести всегда. И сегодня в эти странствия отправились создатели нового журнала "Проект Классика", решившие доказать, что на каждый вызов современной культуры есть ответ культуры классической.