Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 31 (7288) 16 - 22 августа 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаИскусство и туризм: наброски на скорую рукуСергей ПОПОВ
Лозунг нынешнего форума художественных инициатив в Новом Манеже, главного события "актуальной" художественной тусовки столицы конца лета, - "Искусство как туризм". Действительно, более чем закономерно. И путешествие издревле считалось искусством, и искусство - тоже всегда своего рода визуальное путешествие. Позиция, взгляд куратора Георгия Никича отвечают наличной ситуации: так, оно, искусство, теперь в основном и практикует - не сидя на месте, но шатаясь по миру в поисках тем, идей и денег. Надоел свой "гений места" - можно поискать другой. Коммуникабельность, общение - другая сторона той же монеты. Одним словом, "хорошо там, где нас нет, себя показать и на других посмотреть". Что тема - "в самую точку", доказывает многочисленность подобных проектов на столичных арт-сценах последних лет. Гельман в мега-проекте "Культурные герои XXI века" вытаскивает в Москву все регионы, каждый с местными наклонностями. В Русском музее в Петербурге он же устраивает смотр художников своей галереи под названием "Искусство против географии". Галерея "Кино" инициирует грандиозный цикл выставок по сторонам света, из которого пока реализована только "Направление: Восток". С нее на форум, кстати, "пропутешествовала" серия фотографий "Тени" Владимира Наседкина, созданная во время пребывания художника с целой творческой группой в тибетских монастырях минувшим сезоном. Как и положено подлинному художнику, Наседкин преодолел едва ли не в половину земного шара, чтобы увидеть простую и невыразимую красоту геометрии теней! Первая масштабная тема выставки: преодоление автоматизма повседневности, резкая смена визуального контекста. Как всегда, вытягивает тему Восток. Концептуальными объектами становятся языческие идолища "озерных людей" Байкала (В.Асхаев, А.Дубов, Бурятия), "просыпанные" сквозь сита иероглифы (К.Кандыба из Владивостока), наконец, балюстрады и лестницы с фотографий Алексея Тегина, уже не объекты искусства, а воплощенные медитации. Из зауральской России по направлению к Тибету двигался один из самых привлекательных и запоминающихся персонажей выставки - кукла по имени Никодим Леонида Тишкова. Художник возил тряпичного "мальчика" повсюду с собой в путешествиях. Никодим вместе с Тишковым даже поднимался на три священные горы. И во всех "культовых" местах подлежал фотофиксации. Эти-то фотографии, сопровожденные стихами в форме хокку, и заставляют зрителя очень личностно реагировать на трогательно-наивный художественный жест Тишкова. С одной стороны, кукольный театр, ворвавшийся на территорию искусства, с другой - добрая ирония над извечной привычкой запечатлевать "себя, любимого" где бы то ни было на фоне "культурных сокровищ". Тишков не опасается прямых, ненадуманных, казалось бы, очевидных путей. Потому всегда остается в выигрыше. К наиболее "прочувствованным" проектам, посвященным смене тоскливой повседневной среды, я бы отнес "Город тепла" сургутской фотохудожницы Юлии Неруш. В родном городе она украсила безликие блочные дома фото на тему семьи, детей и счастливых воспоминаний. Красивые пространственные инсталляции из гофрокартона создает на природе Владимир Говорков (проект "За городом"). Заброшенные башни стали предметом культурной и даже магической рефлексии художников из разных стран - России, Армении, Японии и Великобритании. Специфически российской чертой воплощения можно назвать и экспозиции пластических произведений искусства - живописных объектов Ирины Затуловской, живописи Мамуки Пруидзе и графической "ленты" куратора Евгении Гершкович, стилизованной под найденный в архиве дневник с зарисовками путешественника начала XIX столетия. Противоположная тема растворения артефактов внутри себя, любимого, а точнее, внутри собственной маргинальности, представлена проектами технически и идейно невнятными. Глядя на компьютерные обработки фотографий Ольги Чернышовой, нынешней участницы Венецианской биеннале, вспоминается один из героев Пелевина с его "Вот, дожили, скоро в наших документах вообще все по-английски будет". "Инвентаризация истории" представляет съемку известным концептуалистом Владимиром Сальниковым чубчика "со-творца", проекта Нины Котел на фоне культурных достопримечательностей Рима, Москвы и Петербурга. Простота затеи необыкновенная - сродни обыкновенной халтуре. Классифицировать все представленное (более тридцати проектов) невозможно, да и не представляется необходимым. Даже творческие посылы, установки предельно разные. У одного: неважно что - важно как. У другого - совершенно наоборот. В Манеже пестро, как на азиатском базаре. К сожалению, как и там, товар не весь качественный. Но главное, очевидно, чтобы было весело - кто ж в поездке грустит? Для этого, наверное, и летает дохлая крыса, движимая вокруг оси электромобилем (Д.Новгородова). А для чего еще она на этой выставке? Чтобы рифмовать ее с крысами, бегущими с корабля? Или, может, это такая метафора потустороннего полета крысиной души, последнего и вечного путешествия? Ответа нет, но в любом случае должна же на выставке быть хоть какая-то тайна, интрига, загадка. Интрига интригой, но выдающихся "пиковых" проектов на форуме не замечено. В отличие от той же экспозиции "Направление: Восток", где, безусловно, царила завораживающая по красоте и оригинальности исполнения инсталляция Александра Пономарева "Далай-лама". В целом выставка ровная, активная и бесперебойная, как работа опытного турагентства летом. Цели вроде бы достигнуты. Искусство и туризм суть едины (в конце концов это единство символизировало присутствие на выставке представителей реального турагентства, организующего поездки с художниками в качестве поводырей по неизведанным простым туристом местам - от Нью-Йорка до русских деревень). Заслоны и преграды сняты. Достижима любая точка земного шара, были бы деньги и желание. Вопрос же по-прежнему - в качестве произведений. Ведь в путешествии-то создаются наброски на скорую руку, спонтанные эскизы, мгновенные фиксации идей. За основательное искусство принимаются в мастерских. А хотелось бы лицезреть как-нибудь на форуме и такое! Также в рубрике:
|