Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 31 (7288) 16 - 22 августа 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31  
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

НИКОЛАЙ ГУБЕНКО: "Сейчас мое кино не востребовано"

Беседу вела Ольга РЫЖОВА


Николаю Губенко - 60 лет

Последний министр культуры СССР, ныне председатель Комитета по культуре и туризму Государственной думы России, Николай Губенко - личность довольно сложная. Хотя бы потому, что он - актер. Если политика Губенко прямолинейна, то Губенко-актера никому не удастся причислить к "своим". Ленин и Гитлер, Пугачев и Керенский, Годунов и Лермонтов - в громадном диапазоне ролей не было ни одной случайной. А звание народного артиста и Государственную премию он получил "за талантливое воплощение образов советских людей". Ведь у человека искусства правда заключается не в единственном получившемся герое, маска которого становится визитной карточкой, а в мастерстве перевоплощения.

Губенко-режиссер тоже не прост. Его фильмы, ставшие лирическими символами советской эпохи - "Подранки", "Пришел солдат с фронта", "Из жизни отдыхающих", "И жизнь, и слезы, и любовь", - до сих пор любимы за неподдельную душевную боль, а не по причине их своевременной политкорректности. Думаю, мало кто знает, что из его картин вырезали смысловые куски и однажды пришлось переозвучивать отрывок, синхронно передавая текст героям Болотовой и Адомайтиса, совершенно противоположный тому, который был в сценарии.

Впрочем, вставать на одну ступень с теми, кто с удовольствием жалуется на цензурные гонения в прежние времена, Николай Губенко не хочет. Как не хочет вместе с "подавляющим большинством" высмеивать некогда единственную политическую партию, членами которой были все, кто в нынешней общественной ситуации может открыто высказать новые взгляды. В его театре "Содружество актеров Таганки" ставятся, как и на старой Таганке, русская классика и поэтические спектакли.

- В отличие от многих мы стараемся не перенимать сомнительные ценности, - начал наш разговор Николай Николаевич. - Я не хочу назвать наш театр чем-то потрясающим. Обычные люди, которые трудятся своей душой. Просто мы пытаемся наследовать то лучшее, что было и в русском реалистическом театре, и в cтapoй Taгaнкe - ее пластику и форму, ее эпатаж. Такой выбор объясняется очень просто: большая часть нашего коллектива перешла из прежнего театра. Это Наталья Сайко, Зинаида Славина, Михаил Лебедев, Елизавета Устюжанина, Татьяна Жукова. Многие из них когда-то учились в ГИТИСе или в Щукинском театральном училище, где главенствовал реалистический метод, а позже родилась знаменитая Таганка. Главное место у нас в театре занимает классика. Это уже другая традиция классического русского реализма - приспосабливать свои постановки к образцам Чехова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина. Мы не извращаем их произведения, как это стало принято делать в последние годы.

    

- В труппе театра очень много молодых актеров. Какие трудности и надежды вы испытываете, работая с ними?

- С ребятами нет никаких трудностей, когда у них хорошее настроение. А такое случается редко.

    

- Почему?

- Зарплата у нас мизерная, в среднем 800 - 900 рублей. На нее, извините за низкий стиль, даже три раза в день не поешь. А они молоды, и, кроме наполнения собственного желудка, им надо дарить подарки любимым, играть свадьбы, создавать семьи. Вот и мечутся они в поисках заработка. Приходят на репетицию усталые, голодные.

    

- Николай Николаевич, "подкормить" театр можно было бы, отдав подсобку на 5-м этаже под окупаемое казино, а вы два года назад решились подарить это помещение своим молодым актерам, которые сделали из него бард-площадку. Сейчас не жалеете об этом?

- Да вы что! Никогда. Это как раз осуществление моих давних намерений, связанных с нашими молодыми актерами и театром вообще. Не секрет, что бардовская песня и поэзия после 60 - 70-х годов ушли из жизни целого поколения. И вот Сережа Цысс, который недавно поступил в театр, взвалил на себя осуществление нашей замечательной идеи. Он пишет хорошие стихи и музыку. Помещение тоже было отремонтировано им самим и его друзьями, мечтавшими здесь выступать. Мне хочется верить, что бардовская песня с нашими ребятами оживет как бы на новом этапе.

    

- Я знаю, к новому театральному сезону еще и премьера готовится. Какая и о чем?

- А вон у окна макет. Автор пьесы молодая и очень талантливая драматургесса Мария Ладо. Это ее псевдоним. Мария училась и продолжает работать на Высших сценарных курсах у нас в Москве. Личность она неординарная. В ее пьесе действуют петух, корова, собака, лошадь и, конечно, люди, еще - Ангел, в которого превратилась свинья после того, как ее зарезал хозяин.

    

- А как называется пьеса?

- "Очень простая история". Название, как видите, некассовое. Думаю, зрителей должен привлечь сам смысл этой истории. Она в библейско-притчевой форме заставляет задуматься о многом в нашей сегодняшней жизни, о том, что значит человек, когда его заветные желания - лишь еда и сон.

    

- Скажите, у вас есть режиссерские замыслы, которые хотелось бы осуществить не только в театре, но и в кино?

- Сейчас мое кино не востребовано государством. Конечно, есть замыслы новых фильмов, но привести их в порядок нет возможности, потому что много времени отнимают Дума и театр.

    

- А новых ролей не намечается?

- Меня часто звали в фильмы из колоды сегодняшнего продюсерского интереса: убийство, воровство, взяточничество, проституция - все это не мое. А вот недавно предложили сыграть в "Хаджи-Мурате".

    

- Как интересно!

- Интересно не то, что предложили мне, а то интересно, что люди еще обеспокоены проблемами нашей страны, событиями в Чечне, интересно, что обратились к миротворческим идеям Льва Николаевича Толстого. Чтобы реализовать его замыслы и внести свой посильный вклад в перемирие, наша творческая группа решила построить в Чечне киностудию "Кавказ". Появятся рабочие места, многие люди смогут вновь заняться любимым делом. Мы хотим, чтобы студия положила начало новым политическим и человеческим отношениям на Кавказе.

    

- Почему вы в последнее время выбираете для театра премьеры "в военной форме": "Афган", "Полковник Птица"?

- Это не я выбираю. Война так или иначе присутствует в самой нашей жизни начиная с 91-го года и до военных действий сегодня у нас на Кавказе. Война существует, и от нее не уйти, хотим мы того или нет.

    

- Николай Николаевич, и все же у вас юбилей. Вы чувствуете себя другим человеком по сравнению с Губенко-"шестидесятником" или Губенко 90-х годов?

- Нисколько. Мои убеждения за эти годы не изменились. Я счастлив, что жил именно в советский период нашей Родины, хоть и родился в трагический для нее 41-й год. У многих из нас не было отцов и матерей, и все-таки старшее поколение сохранило нам жизнь, поставило на ноги, дало образование и работу, сделало квалифицированными специалистами каждого в своем ремесле. Я искренне благодарен тем людям, которые мне помогли на жизненном пути.

Сейчас многие жалуются на "несвободы", которые были уже в мои 60 - 80-е годы. Их жалобы направлены на то, чтобы продолжить карьеру, вновь "влиться в русло". Хотя уже тогда они обладали достаточными льготами, собственностью, материальными благами, предоставленными им государством. Их легенды о нереализованных творческих планах я не могу выслушивать спокойно, а тем более с сочувствием. К примеру, в какой другой стране тем же знаменитым Феллини или Бергману выделили бы два бюджета, чтобы дать возможность полностью переснять непонравившийся фильм? А режиссер Андрей Арсеньевич Тарковский в зашоренном Советском Союзе снял с оператором Рербергом картину "Сталкер" и счел ее плохой. Он попросил у Госкино второй бюджет и от начала до конца переснял свой фильм уже с оператором Княжинским. Такого щедрого продюсера, как наше Госкино, не появилось еще ни в одном Голливуде, ни на других богатых "фабриках грез".

Другое дело, что во всех странах в большей или меньшей степени существует идиотизм в государственной и особенно в идеологической сфере. Я лично не могу пожаловаться на творческое давление в те годы. Конечно, находились редакторы-идиоты или "сомневающиеся", которым многое не нравилось в моих сценариях. Но на тех же худсоветах коллеги мне помогали их переубедить, доказать право на существование той или иной сцены. Что ж, это нормальная борьба вкусов, интересов, пристрастий. Для того и живет художник, чтобы убеждать зрителей в справедливости своих взглядов.

    

- Спасибо за интервью. Поздравляю вас с юбилеем. И все же где вы чувствуете себя комфортнее: в Думе или в театре?

- А комфортнее всего я чувствую себя дома.

Также в рубрике:

ТЕАТР

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;