Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7291) 6 - 12 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаДети с интересом отнеслись к "Порокам взрослых..."Город и его День Анна МАРТОВИЦКАЯ На свой 854-й день рождения Москва получила в подарок сразу несколько памятников. 2 сентября прошла пышная презентация композиции Михаила Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых". А за день до этого был заново открыт памятник Гоголю работы Николая Андреева, впервые установленный еще в 1909 году. Заключительным аккордом стала торжественная церемония закладки первого камня будущей площади Европы, которую украсит скульптура "Похищение Европы" работы известного бельгийского скульптора Оливье Стребеля. В свое время работа Шемякина уже подняла "волну". Скульптор непременно хотел установить ее в самом центре Москвы, на Болотной площади, а общественность и Комиссия по монументальному искусству Мосгордумы, ответственная за подобные решения, очень возражали. Аргументы их были весьма убедительны: изваяния пороков, выполненные в страшноватом стиле гофмановских сказок, вряд ли могли бы украсить одну из центральных площадей столицы. Был найден альтернативный вариант: установить композицию в парке скульптуры при ЦДХ. Там пороки не очень бросались бы в глаза и приобрели бы друзей по духу. Но Михаил Шемякин это предложение отклонил, лично связался с властями города, и те постановили: памятнику на Болотной стоять. На церемонии открытия мэр Москвы Юрий Лужков пояснил собравшимся: "Сейчас мы являемся свидетелями открытия мощной, глубоко философской композиции, которая поможет нам задуматься над сущим, потребует мер, укрепляющих нравственность". Затем лиловое покрывало с пороков стянули, и те предстали миру. Первое впечатление: а чего, собственно, боялись? Двенадцать непонятных гибридов людей и пресмыкающихся, олицетворяющих пороки, настолько смешны и нелепы, что вряд ли могут кого-то испугать или, наоборот, укрепить чью-то нравственность. Монумент поражает обилием деталей: у подножия "Пропаганды насилия" навалена гора книг во главе с "Майн кампф", из рук "Лжеучености" ниспадает свиток со словами вроде "клонирование" и "генная инженерия", а "Воровство" тащит за спиной мешок со знаком доллара. Кроме того, каждая фигура подписана. Похоже, автор совсем не рассчитывает на фантазию зрителей и их знание пороков современности. Может быть, поэтому шемякинская композиция больше всего напоминает карикатуру из журнала "Крокодил" образца 50-х годов. И честно говоря, вряд ли она может нанести урон психическому здоровью москвичей. Тем более что обнаружить скульптуру не так-то просто: размещенная в самом дальнем и темном углу Болотной площади за специально изготовленной оградой, она практически сливается с буйной зеленью. И метро далеко... А стоило ли вообще тратить столько денег и нервов на установку нового памятника, который не вызывает желания возвращаться, любоваться и размышлять? Может, лучше открывать старые памятники: и дешевле, и надежнее. Гоголь и порочные душиАкция Музея архитектуры "Н.В. Гоголь на рубеже эпох. Жизнь и приключения лучшего памятника Москвы", увы, не вызвала никакого ажиотажа. В сквере у Городской библиотеки им. Н.В. Гоголя собрались всего два десятка человек. Половина присутствовавших на мероприятии были приглашены в качестве ораторов и прочувствованно говорили о нелегкой судьбе этого монумента. Памятник изображает автора "Мертвых душ" "в сидячем положении, в костюме времени писателя" (а именно так в 1901 году было сформулировано задание для скульптора) и в народе был любовно прозван "носом в шинели". После революции эта работа Андреева, между прочим, автора скульптурной "Ленинианы", была признана идейно чуждой политике Cоветского государства. Иосиф Сталин лично распорядился о том, чтобы памятник отправили в переплавку. Однако сотрудники Музея архитектуры спрятали его в Донском монастыре. Лишь в 1959 году монумент был возвращен городу и установлен во дворе арбатского дома, где прошли последние годы жизни Гоголя, где был сожжен второй том "Мертвых душ". Нынешняя же акция - дань уважения этому воистину гениальному произведению скульптуры. Кроме того, организаторы всерьез рассчитывали на то, что мероприятие вызовет у москвичей желание лучше узнать историю достопримечательностей своего города. К сожалению, расчет их оказался не совсем верным. Москвичи действительно неравнодушны к монументальному искусству, но предпочитают произведения свежие и неоднозначные. Между поцелуем и шоколадомЗа последние несколько лет джазовая музыка в России стала настолько популярной, что практически ни один праздник не обходится без участия джазменов. Вот и в Дни города музыканты не остались без работы: 1 и 2 сентября на Поклонной горе прошел Третий джазовый фестиваль. Его организаторы - братья Михаил и Андрей Ивановы при поддержке префектуры Западного округа столицы, фонда культурных проектов "Олимп" и шоколадной фабрики "Россия" собрали великолепную команду. Перед многотысячной аудиторией предстали Георгий Гаранян, Игорь Бутман, Ирина Родилес, Сергей Манукян, гость из США певец Джилл Вэди и, конечно, сами Ивановы, принимавшие участие практически в каждом выступлении того или иного солиста. Джазовый фестиваль на Поклонной горе обрел за свою еще недолгую жизнь собственный облик. В силу того, что он неразрывно связан с празднованием дня рождения города и является частью массовых праздничных гуляний, участники фестиваля формируют свои программы, ориентируясь на самую широкую публику. Здесь не услышишь элитарного джаза, музыканты предпочитают традиционные джазовые шлягеры, легкий джаз-рок и фанк - одним словом, музыку, доступную и тинейджерам, и продвинутой молодежи, и людям старшего поколения. Еще одна традиция фестиваля связана с... шоколадом. В свое время Ивановы озвучили один из рекламных роликов шоколада "Восторг": музыкальная тема "Nature boy" и тематика клипа "Признайтесь, что любите..." были положены и в основу фестиваля. Знаменитая мелодия переходила "из рук в руки", от одного джазмена к другому: каждый участник начинал свое выступление с импровизации на "Nature boy", тем самым не только обыгрывая известную мелодию, но и представляя свою версию любовного признания. А для публики был устроен забавный конкурс, поучаствовав в котором, можно было выиграть шоколадный приз. Главное, чтобы смелости хватило признаться в любви прямо со сцены, да еще и наградить поцелуем свою "половину". Но что тут удивляться: джаз всегда вызывал в людях сильные эмоции, и свойственный этой музыке драйв участники фестиваля в полной мере смогли передать и своим слушателям, испытывавшим настоящий восторг от происходящего. После ТранссибаДля участия в празднике в столицу России приехала большая группа японских деятелей искусства. Выставка на два дня развернулась в Новом Манеже. Там были представлены работы по каллиграфии, икебана, искусство традиционных благовоний - кодо, народные промыслы, лоскутные панно, искусство подарочных узелков, произведения изобразительное искусство. В то же время на открытой площадке на Театральной площади показывали искусство игры на барабанах (в основном женщины) из японской провинции Эбара. Посетила Москву знаменитая японская рок-группа "Bluem of Youth", во многом обязанная нашей стране своей популярностью. Три года назад эта группа стала участником телевизионного проекта, в рамках которого была вынуждена совершить полное опасностей путешествие от Москвы до Владивостока по Транссибирской магистрали. Ночуя под открытым небом и зарабатывая на жизнь уличными выступлениями, через семь месяцев музыканты все-таки достигли цели. С тех пор они стали безумно популярны у себя на родине и в рейтингах продаж прочно занимают вторую строчку. А песни, написанные во время путешествия, стали настоящими хитами. Многие из них звучали на Театральной площади в прошедшие выходные. А в Малом театре москвичи и гости столицы (куда же без них) знакомились с традиционным японским искусством. Ансамбль "Аямэкай" представил традиционные танцы, в том числе знаменитый танец льва "Этиго сиси". Оркестр народных инструментов "Цугару сямисэн" исполнял не менее традиционную, немного печальную музыку. Можно было увидеть также представителей балетной школы Камия Тосиэ, национальные боевые искусства, танцы острова Рюкю. Желающие могли даже поприсутствовать на знаменитых чайных церемониях. Зелень всех оттенковСтолица к празднику получила еще один подарок. Селекционер Валентин Дыбов вывел новый сорт гладиолусов под названием "Москва белокаменная" и показал его на международной выставке "Цветы-2001", которая в восьмой раз прошла на ВВЦ. На 9 тысячах квадратных метров - зелень всех оттенков. Зеленые герберы и зеленые подсолнухи - мода, говорят, сейчас такая. А еще есть экзотические фрукты и декоративные овощи. И, конечно, цветы - на любой вкус и, понятно, цвет. Цветоводческие хозяйства - больше 300 фирм из 15 стран мира старались, как могли, и удивили новыми сортами и вполне приемлемыми ценами. Великое молотиловоМосквичи и гости столицы, пришедшие 2 сентября на ВВЦ, стали свидетелями и участниками Московского международного карнавала. Многие даже явились в собственных карнавальных костюмах. Действо на ВВЦ приводило в восторг детей и привлекло много народа, хотя и не несло в себе ничего нового и необыкновенного. На площадках выступали клоуны, герои сказок, которые зазывали детей на сцены для участия в конкурсах и розыгрышах. То и дело на одной из площадок появлялись рыцари, демонстрировавшие искусство боя на деревянных и картонных мечах. Называлось представление странно: "Великое молотилово за добро". Чувствуется, что московская мэрия не обошла своим вниманием эту часть праздника и профинансировала ее довольно щедро. Аттракционы были переполнены детьми; по ВВЦ разгуливали лошади, слоны, дети могли покататься на верблюде. Для взрослых, оказавшихся на празднике, были открыты многочисленные кафе, выставка цветов и экспозиция автомобилей. Также в рубрике:
|