Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 34 (7291) 6 - 12 сентября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Полное погружение в угольный бассейн

ЦЕНТР - ПРОВИНЦИЯ

Юрий ЮДИН
Кемерово
Фото К.КОРНЕШОВА


Путешествие в Россию всегда поучительно: такая уж у нас страна. И даже, если ты в ней родился и прожил всю жизнь, ты никогда не можешь быть уверен в том, что, направляясь "в Индию", не откроешь "Америку". Культурная же карта России - вообще явление, почти неизученное. Ее очертания складывались веками - иногда в соответствии, иногда вопреки политической воле. Ее характеристики не укладываются в традиционную статистику. Представить ее - значит приблизиться к пониманию того, что такое национальный характер. Мы открываем новую рубрику, цель которой - дать некоторые штрихи современной культурной карты России - впрочем, вполне субъективные. В России центр - всегда провинция, утверждал В.Ключевский. Так что начинаем с центра России...

Кемеровский журналист Дмитрий Сагара как-то повстречал молодого коллегу, который похвастался, что издал пилотный номер газеты "Наша Россия" на азербайджанском языке. Дима немедля счел нужным сообщить ему, что открывает сайт под названием "Русский Кузбасс".

Обилие названий с эпитетом "русский" ("Русские гвозди", "Русский медведь", "Любить по-русски" и проч. - каждый без труда припомнит еще десяток), вывалившееся на обывателя в последнее десятилетие, и впрямь напоминает заклинание пустоты. Но понятие "русский Кузбасс" все-таки хочется разъяснить отдельно. Кузнецкая котловина, представляющая собой подобие стадиона (горы с трех сторон окружили долину реки Томь наподобие терпеливых зрителей), отличаясь разнообразием природных условий и счастливым не только по сибирским понятиям климатом, тем не менее, а может статься, и вследствие этого никогда не имела постоянного населения. Племена и народы здесь больше чем на триста лет не задерживались; оригинальная культура не успевала завязаться... Русская колонизация в XVII - XVIII веках протекала без особых эксцессов и ограничивалась возведением острогов, хлебопашеством на монастырских землях да сбиранием легкой в буквальном смысле дани в виде мягкой рухляди (мехов) с туземцев (шорцев, хакасов, телеутов). Нынче как раз в Кемеровском университетском музее этнографии и археологии развернута экспозиция, повествующая о взаимоотношениях русских и аборигенов Притомья. Выставка хорошая: аттрактивная. Доцент Валерий Кимеев, называющий себя "последним тюльбером" (была такая тюркская народность, ныне вымершая) со своими студентами на открытии дал целое театрализованное представление, как русские казаки с туземным населением сперва беспрестанно конфликтовали, но потом, пораздумав, совершенно друг с дружкою примирились и стали жить хорошо...

Каменный уголь, открытый петровским конкистадором и рудознатцем Михайлой Волковым как раз на территории нынешнего города Кемерова в начале XVIII века, пригодился всерьез только двести лет спустя. Шорцы владели начатками металлургии и за то были прозваны кузнецами, но использовали для выделки кричного железа древесный уголь. Сибирские купцы большей частью предпочитали золотопромышленничать... Исключая государевых людей, а также ссыльных и каторжан, миграции в этих местах были стихийными, как у леммингов, покуда не открылись возможности планомерного освоения - с пуском Транссиба аккурат сто лет назад и началом столыпинского переселения народов.

Знаменитое описание города К. в начале "Записок из Мертвого дома": "...Вообще в Сибири, несмотря на холод, служить чрезвычайно тепло. Люди живут простые, нелиберальные; порядки старые, крепкие, веками освященные. Чиновники, по справедливости играющие роль сибирского дворянства, - или туземцы, закоренелые сибиряки, или наезжие из России, большей частью из столиц... Не только с служебной, но даже со многих точек зрения в Сибири можно блаженствовать. Климат превосходный; есть много замечательно богатых и хлебосольных купцов; много чрезвычайно достаточных инородцев. Барышни цветут розами и нравственны до последней крайности..." - описание это и ныне во многом справедливо в приложении к любой из двух кузбасских столиц. Федор Михайлович провел в Кузнецке в три приезда неполный месяц, но успел влюбиться, жениться и претерпеть совершенную перемену участи. А между делом, как видим, и заглянуть в самый корень провинциального быта... Редкий кузбасский род насчитывает более трех оседлых поколений кряду.

И не от одного достаточного инородца доводилось выслушивать мнения, что в Сибири гораздо легче живется в рассуждении бытового антисемитизма или даже кавказофобии... Чтобы недалеко ходить, вспомним хоть нынешнего кузбасского губернатора Тулеева, полуказаха-полутатарина, уроженца Туркмении: вот вам нормальный сибиряк... Предыдущий кузбасский губернатор Кислюк, особенно не скрывавший своего еврейского происхождения, любовию народной не пользовался, но был фигурою, на свой лад не менее колоритной... Видимо, во всем этом нужно видеть обратный механизм того самого закона, по которому наиболее этнически чистые культуры - эндогамные, каннибальские (вычитано у Михаила Гаспарова).

...В Кемерове есть этакое парадное предместье под названием Кедровка: разного рода высоких гостей непременно возят туда на экскурсию. Строили его греческие строители для работников самого успешного кузбасского угольного разреза. Долго ли, коротко, еврокоттеджики постепенно начало одолевать родимое пахучее кубло: там корректный штакетник внезапно обернулся обыкновенным деревенским плетнем; тут к нежно-палевой штукатурке прилепился деревянный сарайчик, называемый в наших местах стайкою... Словом, Кедровка - это, конечно, потемкинская деревня. Но с настоящими завалинками.

Русская культура - это, ясное дело, прежде всего язык родных осин, сказывающийся во всем, даже в зодческих навыках и обычаях. Совершенно одинаковые избушки в три окошечка с наличниками по фасаду доводилось видеть и в окрестностях Перми, и в Южно-Сахалинске, и под Киевом; а стало быть - климат тут ни при чем... Русская культура - это когда упомянутый кузбасский губернатор говорит: "В Сибири даже собака без ста граммов водки пельменей есть не станет". Русскою культурой шибает сильней всего не в музеях и концертных залах, хотя этого-то в Кузбассе как раз хватает. Традиционные берестяные промыслы только в пределах области насчитывают три резко отличные школы: в Мариинске, Прокопьевске и Кемерове. Фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов имелись и имеются весьма успешные, с гастролями по заграницам и проч. Лучшей местною телепрограммой о культуре в прошлом году признан цикл передач "Сибирская веселуха" - вполне фольклорного наполнения... Это только ряд примеров навскидку, но и они показывают, что так называемая традиционная культура в Кузбассе - одна из самых сакральных коров. Тем более что множество кузбасских живописцев по-прежнему охотно пишут на пленэре березки и разнотравье (известны даже места массового их паломничества); однако самый конвертируемый из них, новокузнечанин Александр Суслов, в последнее десятилетие не шутя увлечен иною мифологией: культурами древних сибирских этносов: алтайцев, тувинцев, тех же шорцев и хакасов... Тем более что кузбасские писатели из двух конкурирующих союзов почти поголовно носят бороды лопатою, называют друг друга "старик" и в творчестве своем норовят держаться корней; но самый проникновенный певец города Южносибирска и его окрестностей прозаик Сергей Солоух предпочитает печататься в "Октябре" и "Волге", фигурирует в лауреатах сетевого конкурса "Тенета" и шорт-листе "Антибукера", а в своем отечестве не пользуется не то что славой, но даже известностью (хотя будь моя воля, я бы насаждал его в школьных и университетских курсах насильственно, как табак при Петре и картофель при Екатерине). В конце 80-х, помнится, почтенный философ и литературовед Михаил Эпштейн в шпенглерианском пароксизме провидел рождение особенной какой-то сибирской культуры - на фундаменте науки новосибирского Академгородка, бурного развития путей сообщения и особенной баснословной закваски местного народонаселения... Что ж, в наших местах со времен Достоевского Россией называли то, что находится за Уральским хребтом ("Жену-то он из России взял"). Истекшее десятилетие в плане взрыва самобытности не принесло, кажется, ничего нового. В Кемерове выстроили кафедральный собор - уменьшенную копию храма Христа Спасителя - и обзавелись симфоническим оркестром, который съел кряду несколько дирижеров, так что теперь управляющий музыкой здесь - молодой лауреат международных конкурсов китаец Линь Тао. В Новокузнецке на месте pyин старой крепости к юбилею города возвели прелестный новодел, особо не озабочиваясь верностью деталей; зато традиционные джазовые фестивали год от году все масштабнее, и звезды со всего мира на них сбираются все охотнее. Открылось несколько новых музеев и заповедников историко-краеведческого направления; вышло несколько фундаментальных историко-архивных трудов (особенно стараниями кемеровских краеведов Мэри Кушниковой и Вячеслава Тогулева); в народонаселении несколько обострился интерес к генеалогии и проч. - но это не исключительно кузбасский феномен... Особенно бурную деятельность развили Кемеровский областной и Новокузнецкий городской художественные музеи. Не имея возможности похвастаться жемчужинами собственной коллекции (хотя отдельные объекты хранения, право, прелюбопытны), новокузнечане делают упор на этническое разнообразие сибирских культур, не исключая и русской, и регулярно получают под это дело разные гранты; в Кемерове предпочитают напирать на выставки из столичных музеев и галерей (от Шишкина и Петрова-Водкина до "Медицинской герменевтики" и проектов Айдан Салаховой), хотя коллекцию сибирской живописи формируют целенаправленно и упорно (особенно гордясь недавним приобретением нескольких работ гениального красноярца Андрея Поздеева)...

Изредка в Кузбассе случаются события необыкновенные. В конце 80-х на ровном месте в шахтерском городе Ленинске-Кузнецком (более известном похождениями своего злополучного мэра) вдруг провели Всесоюзный конкурс поэтов-верлибристов. В конце 90-х университетский центр "Сибирская Nova Kultura" п/у Вадима Горяева и Игоря Давлетшина стал устраивать ежегодные симпозиумы: мэйл-арт, видео-арт, разного рода акции и инсталляции, музыкальные команды со всей страны, нетривиальная литературная часть... (Когда некий новосибирский гость спросил: "А почему такие тусовки проводятся именно в Кемерове?" - ему немедля отвечали: "А потому, что Кемерово равно удалено от всех мировых центров цивилизации").

Нынче благодаря жене, действительно вывезенной из России (точнее, с Урала - из Перми), я начал в некотором роде открывать Кузбасс заново. С дарами природы, для меня с детства привычными, для нее - диковинньми: первая весенняя таежная зелень колба (называемая в иных местах черемшою), первые весенние цветы огоньки (называемые в иных местах жарками); кедровые орехи и их потребители - зверьки бурундуки ("Это наш сибирский Адидас - три полоски по хребту вдоль туловища")... С тревожной поэзией нерусской топонимики (Шерегеш - Мундыбаш - Таштагол) и великолепной дичью русских названий (Новый Пункт, Соревнование, Комудатка, Забойщик - и тут же рядом города Мыски и Топки)... С людьми, как говаривал мой университетский учитель профессор Михаил Дарвин, с повышенной степенью самодостаточности. Полагаю, эта гремучая смесь еще себя покажет.

...А сайт, вернее, страничку под названием "Русский Кузбасс", мой добрый знакомый не то с украинской, не то испанской фамилией Сагара все-таки открыл. Впрочем, как и следовало ожидать, ничего специфически русского, посконного и домотканого там не обрящешь.

Также в рубрике:

ЦЕНТР - ПРОВИНЦИЯ

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

ТОМСК

БАРНАУЛ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;