Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7291) 6 - 12 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
КиноЛЕОНИД ПЧЕЛКИН: "Я - раб сериала"Беседу вела Екатерина САЛТЫКОВА Леонид Аристархович ПЧЕЛКИН посвятил телевизионному кинематографу всю свою жизнь. Снял большое количество телеспектаклей, фильмов и сериалов. Является одним из создателей и художественным руководителем студии "Сериал". Зрителям больше всего полюбилась одна из его последних экранизаций - "Петербургские тайны", которые получили премию ТЭФИ. Сейчас Леонид Аристархович поглощен работой над новым сериалом, который он снимает вместе с Дмитрием Брусникиным.
- Леонид Аристархович, вас можно назвать королем экранизации... - Во-первых, я не король и королем экранизации себя не считаю. Почему? Потому что очень трудно работать. Если бы вы сказали "раб сериала", я бы с удовольствием с этим согласился. Во-вторых, того сериала, которым российский телевизионный кинематограф может по-настоящему гордиться, по-моему, еще не было, поэтому и "королей" сериалов нет. Но, может быть, когда-нибудь и будут.
- Сколько же вы всего сняли фильмов и сериалов? - Фильмов очень много снял. Я как-то подсчитывал, что если раз в три недели пускать, то полгода, а может, даже больше, могут идти на экранах мои фильмы. Но самую высокую оценку зрителей получил, как ни странно, сериал - "Петербургские тайны". Как ни странно потому, что для сериала это, в общем, большая удача. Там успех я должен поделить и с Вадимом Зобиным, естественно, в большей степени, и с Марком Орловым, и с актерами, которые у нас снимались. У меня есть целый цикл фильмов с Иннокентием Смоктуновским, работа с которым явилась для меня большим радостным жизненным событием. Я лет пять или семь работал с Иннокентием Михайловичем. Только сейчас, когда он ушел из жизни, понимаешь, какой это был великий актер. Счастье было с ним работать. Мне повезло и в том, что последние лет пятнадцать я занимаюсь русской классикой - Островский, Сухово-Кобылин... Все это - высокая российская литература. Сериалы не могут быть высокой российской литературой, но все равно это - "второй эшелон" российских писателей. В свое время и Крестовский, и Вельтман были популярными. Самое главное, что в прошлом люди жили теми же чувствами, что и теперь. Так же любили, так же изменяли, так же предавали. И все это делали так же "по-русски". Поэтому российский "сериал", который мы создали много лет назад - уже скоро будет десять лет, - имеет свою нишу в большом сериальном потоке.
- А что вы сами считаете своим главным творческим достижением? - Достижения - у передовиков сельского хозяйства. О них все время говорят, а они все никак не поднимутся до этих достижений. Так же и мы в кинематографе. Тут каждый раз не о достижениях думаешь, а о том, получится или не получится. Потому что организовать кинопроцесс, тем более, когда речь идет о большом сериале, в такое экономически трудное для России время безумно сложно. Больше всего мне нравятся мои фильмы со Смоктуновским: "Дело Сухово-Кобылина", "Кража". Но когда я понял, что зритель ждет сериалов, решил, что оставшуюся жизнь нужно посвятить им. Сериалы не делают режиссера знаменитым, известным на всю страну, но они проникают в каждый дом. Это та духовная пища - правда, не очень сложная, - которая нужна нашим людям. Людям, которые остались без кинематографа, поскольку не могут пойти в кино, - билеты-то дорогие. Вот они и переживают беды и счастье вместе с героями сериала, сидя дома у телевизора. Кому я обязан, так это зрительницам. По статистике, 70 процентов поклонников сериала "Петербургские тайны" - женщины старше 35 лет. Вот этим женщинам мы бесконечно обязаны, потому что они живут тем, что мы делаем.
- Как вы относитесь к засилью на наших экранах американских и латиноамериканских сериалов, которые тоже проникают в каждый дом? - То, что они проникают, не страшно. Страшно то, что мы максимум своих сериалов посвящаем только уголовным преступлениям либо духовному разложению персонажей, что, в общем, уже даже американский кинематограф не делает. У них сериалы и фильмы уже намного спокойнее. Они пережили период так называемой "клюквы", который еще продолжается у нас. Не страшно, что много бразильских фильмов - мы их вытесним. Зритель больше любит наши, российские сериалы. Мы уже наелись американскими, хотя они разные: есть талантливые, есть не очень. Как и наши.
- То есть "наше отечественное", основанное на классике, может служить неким противоядием не вполне качественным сериалам? - Не служить противоядием, а участвовать в соревновании - так будем говорить.
- В свое время вы сделали из мало кому известного Крестовского популярного писателя. Вам понравилось превращать книги "второго эшелона" в бестселлеры? - Для того чтобы зритель смотрел фильм, он не должен знать сюжета. "Королева Марго" - известный роман, который все читали. Поэтому, когда люди смотрят фильм "Королева Марго", они знают, что будет дальше. А те романы, которые мы берем, практически никто не читал. Это очень важно. Тогда зрители следят за сюжетом, переживают. Елена Яковлева, одна из моих любимых актрис, рассказывала, что ее свекровь звонит ей, и они обсуждают, как поступит дальше тот или иной герой.
- Что это за книга Вельтмана, которую вы экранизируете? - Сюжет я рассказывать не буду - неинтересно будет смотреть. Скажу только, что это авантюрный роман.
- Он оправдывает свое название - "Приключения, почерпнутые из моря житейского"? - Оправдывает. Главное, что Вадим Зобин очень интересно построил сценарий. Я даже не представлял, что из этого романа может получиться такое захватывающее действо.
- В "Петербургских тайнах" вы изменили финал книги и сильно отошли от текста. А здесь? - Так и нужно делать, тем более что автора уже нет на свете и претензий он иметь не может. Мы должны создать что-то новое.
- Действие романа происходит в России второй половины XIX века. Вы к этому времени испытываете особый интерес? - Дело не в этом. Просто сейчас нет хороших современных романов о любви, о предательстве, о моральных принципах и человеческих страстях. А в жизни все это осталось. Сейчас такие же люди, какие были и в том веке: хорошие и плохие, умные и глупые, злые и добрые. А поскольку это все - Россия, это нам близко.
- Вы часто собираете на съемочной площадке настоящие актерские созвездия. Как столько талантливых людей уживаются? - Талантливым людям никогда не бывает тесно. А когда они заняты каждый своим делом, никакого соревнования не нужно, и страстей вокруг этого нет. Люди чем талантливее, тем скромнее, тем на съемочной площадке с ними проще общаться.
- Какие качества в актере вы больше всего цените? - Талант. Пусть даже актер будет с плохим характером, с какими-то недостатками. Самое главное - талант. А ум или еще что-то - это все дело второе, не главное.
- Каково работать режиссерам в паре? Вы с Дмитрием Брусникиным не ссоритесь? - Даже если бы мы ссорились, я бы вам об этом никогда не сказал. У нас хватает интеллигентности, чтобы договориться. Мы даже втроем снимали "Петербургские тайны": Вадим Зобин, я и Орлов. И у нас разногласий совсем не было.
- В принципе, можно ли определить жанр нового сериала? Что это будет - мелодрама в исторических декорациях? - Это авантюрная драма.
- Можно назвать его "мыльной оперой"? - "Мыльная опера" - это в большей степени не жанровое понятие, а качественное. Кто-то скажет, что это мыло, кто-то будет считать, что это даже одеколон, кто-то примет за духи. Нам хотелось, чтобы мы отошли от мыла куда-нибудь дальше.
- Можно ли предположить, что вы все-таки еще порадуете зрителей сериалом, основанным на литературе так называемого "первого эшелона"? - Из-за своего возраста я уже до "первого эшелона" не дойду, я останусь во "втором". Но верю, что телевизионные сериалы придут к "первому эшелону". Как только станет страна богаче, когда люди станут лучше жить. Тогда наступит время "первого эшелона".
- А каковы ваши литературные пристрастия? Каких писателей любите? Что читаете? - Я люблю Достоевского, Толстого. Это банально, но это так. Сейчас я читаю очень мало, потому что работы много. За очень короткий срок - два с половиной месяца - мы сделали десять пилотных серий.
- А что любите посмотреть? Каких режиссеров цените и уважаете? - Ну я всех хороших режиссеров люблю. Если назовешь одного, другие обидятся... Я люблю Марлена Хуциева, Тарковского - готов его фильмы пересматривать, Петра Тодоровского. Вот, если хотите, - троих люблю. Остальных уважаю.
- А чего недостает нашим молодым режиссерам? - Я считаю, что нельзя давать советы в искусстве. Каждый должен снимать так, как он видит. Человек может быть талантливым, а может и не быть - но это его проблемы. Вмешиваться в чужое творчество нельзя.
- В чем секрет вашей работоспособности? - В том, что я люблю телевидение. Телевидение - моя жизнь. Но мечтаю я выспаться. Сдать первые десять серий и выспаться. Также в рубрике:
|