Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 34 (7291) 6 - 12 сентября 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрРаскаявшийся кубистЭнар Стенберг - художник Малого театра Виктор БЕРЕЗКИН
Ретроспективная выставка художника-сценографа Энара Стенберга развернута в Музее им.А.А.Бахрушина. Несмотря на относительно небольшое экспозиционное пространство, она дает возможность увидеть практически весь более чем сорокалетний творческий путь мастера. Одновременно здесь же зрителям представлены костюмы его многолетней постоянной сотрудницы Н.Поваго к спектаклям, оформленным как Стенбергом, так и ею самой.
В богатой творческой биографии Энара Стенберга особое, теперь уже можно сказать, определяющее значение имеет его сотрудничество с Малым театром. Здесь в 1958 году он дебютировал как театральный художник, а спустя четыре года создал графически строгое, элегантное решение драмы "Маскарад", которое стало заметным событием в искусстве сценографии тех лет. Затем, в 1966 и 1969 годы, показал на сцене Малого точные по стилю и лапидарные интерьеры, предназначенные для персонажей спектаклей "Ревизор" и "Бешеные деньги". Одновременно, в те же 60-е годы, художник начинает активно работать на сценических площадках других, самых разных театров, драматических и музыкальных, где его искания воспринимаются как порою очень далекие от эстетики Малого театра. Вспомним постановки Ю.Любимова, где Стенберг проектировал сценический дизайн, каждый элемент которого носил игровой, функциональный характер. В "Жизни Галилея" Б.Брехта (1966) он построил из магазинных подставок для продажи яиц "толщенные" стены, которые легко съезжались - разъезжались, окрашивались в разные цвета, открывали в своей плоскости оконные и дверные проемы, а в картине карнавала, преодолевая сопротивление повисших на них монахов, распахивали пространство для народного празднества. В "Послушайте" - по мотивам поэзии В.Маяковского (1967) - предложил для игры актеров кубики, которые в ходе спектакля составлялись в тех или иных комбинациях (становясь, например, постаментом памятника или столами бюрократов), а также складывались в слова-образы, потому что каждый кубик являлся еще и буквой. На сцене МХАТа в 1969 году появилась драматичнейшая сценография к "Чайке", в которой чеховские персонажи были помещены художником на дощатых подмостках, выстроенных на фоне колдовского озера, осененных ниспадавшими ветвями плакучих ив и обрамленных изогнутой в стиле модерн линией своего собственного портала. На этих подмостках среди лилово-черных кулис возникала декорация (скалы и камень) треплевской пьесы, а затем в последующих картинах - фасадная стена усадебного дома, крокет, интерьер, наконец, в финале снова треплевский театрик, только теперь полуразвалившийся, почерневший от дождя и снега. 70-е годы - период сотрудничества с А.Гончаровым, когда были созданы такие спектакли, как "Человек из Ламанчи" и "Беседы с Сократом", в которых художник показал мастерство работы с натуральными фактурами и сценическим пространством. В 80-е Стенберг, продолжая постоянно ставить музыкальные постановки, оформляет спектакли Театра им.Моссовета. Из них можно вспомнить, к примеру, "Братья Карамазовы" и "Похороны в Калифорнии", совершенно непохожие по своей структуре и стилистике. В обоих случаях найденный Стенбергом сценографический образ являлся своего рода изобразительным персонажем, непосредственно выражавшим главную тему спектакля. В "Карамазовых" это был лик Богоматери с младенцем, проступавший на дощатой панели, что накренилась над открытым игровым помостом. В "Похоронах в Калифорнии" - окружившее сценическое пространство бесчисленное количество безголовых оболочек респектабельных "зрителей" некоего циркового представления, изображенных в виде размахивавших рукавами белых и черных рубашек с галстуками. В 90-е годы Стенберг стал главным художником Малого театра. Стиль принципиально изменился. О знатных традициях реалистической школы вспоминаешь, глядя именно на сегодняшние проекты Стенберга. Это доподлинный сосновый бор и помещичий дом - в "Лесе" А.Островского (1997). Это роскошный дворец испанского короля эпохи Возрождения - в "Тайнах Мадридского двора" Э.Скриба (1997). А в постановке "Коварство и любовь" Ф.Шиллера (1998) - следующие друг за другом три разностильных интерьера: бидермейер скромной обстановки дома Миллеров, шикарное барокко черно-золотого зала со шпалерами по стенам (дворец Президента) и рококо полукруглой орнаментованной голубой гостиной с зеркалами, люстрами и бра (у Миледи). Таким образом, художник как бы возвратился, - естественно, в скорректированном временем варианте - к той стилистике, в которой он когда-то решал декорации "Маскарада", своей первой значительной постановке на сцене Малого. Также в рубрике:
|